Накануне Нового года мы обратились к главам представительств ряда компаний, поставляющих на отечественный рынок системы бесперебойного питания, с просьбой выделить наиболее важные, с их точки зрения, события прошедшего года на российском рынке ИБП, а также дать прогноз того, какие события могут оказать на него влияние в году 2008-м.
Ценовой фактор
Повышение цен на сырье, комплектующие и готовые продукты, коснувшееся в той или иной мере в 2007-м практически всех сфер экономики на мировом уровне, не могло не затронуть и оборудование энергетической составляющей ИТ-сегмента, в том числе и системы бесперебойного питания, которые широко используются как на корпоративном уровне, так и в сегменте SoHo. Илья Звонов в этом контексте резюмирует: “В 2007-м рост цен на материалы, используемые при производстве, усилили конкуренцию на рынке ИБП и заставили многие компании, особенно те, которые фокусируются на сегменте low-end (массовых ИБП), даже пересмотреть концепции своего развития”. Все это вылилось в общее повышение цен на продукцию. “Кто-то держался дольше, кто-то решил не терять денег, но в конечном итоге цена увеличилась на все ИБП”, — констатировал Александр Хорошилов. Однако, по его мнению, сегодня пока нельзя сказать, как ситуация сложится в долгосрочной перспективе, поскольку паритет между вендорами сохранился, а рост цен на сырье будет продолжаться.
Эксперты отмечают, что, несмотря на рост цен в сегменте ИБП, в 2007-м отмечался устойчивый высокий рост продаж этих устройств (как в денежном, так и натуральном выражении), особенно в массовом секторе. Г-н Хорошилов объясняет такую ситуацию тем, что, “к счастью, в минувшем году не было блэкаутов (крупных аварий, катастроф и т. п.), а незначительные для большинства потребителей события типа слияний и поглощений не оказывают сильного влияния на рынок, что бы ни говорили участники таких преобразований”. По его словам, единственное, что могут вызвать подобные организационные метаморфозы, — “это настороженность участников рынка”, что, впрочем, не сказывается на темпах продаж оборудования.
Влияние слияний
Илья Звонов, напротив, считает, что слияние APC и MGE UPS Systems в ушедшем году стало ключевым событием на рынке ИБП. “По прошествии года можно сказать, что консолидация столь крупного масштаба со всеми кажущимися сложностями и противоречиями является реализуемым проектом и вполне осуществима при условии четкого следования современной концепции управления проектами”, — отметил он.
Действительно, 2007-й был, пожалуй, одним из выдающихся за последнее время по числу приобретений и консолидаций, включая и сегмент энергетического оборудования. Наиболее солидная в этом плане сделка — объединение APC и MGE UPS Systems в составе концерна Schneider Electric. Однако такое слияние не прошло гладко. Опасаясь монополизма и подавления конкуренции в ведущих западно-европейских странах, в сделку вмешался антимонопольный комитет Европейской комиссии, посчитавший, что объединенный бизнес APC и MGE UPS Systems в сегменте однофазных ИБП мощностью до 10 кВ·А смог бы обеспечить Schneider Electric доминирующие позиции в нескольких европейских странах. В результате из MGE была выделена компания MGE Office Protection Systems (MGE OPS, см. также PC Week/RE, № 24-25/2007), просуществовавшая, впрочем, недолго, так как вскоре она была куплена корпорацией Eaton (см. PC Week/RE, № 34/2007). Таким образом, у MGE-APC появился мощный конкурент в области массовых ИБП с не совсем ясной пока стратегией игры.
По этому поводу Илья Звонов заметил: “Если говорить о 2008-м, наш профессиональный интерес вызывает новая стратегия компании Eaton в связи с ее недавними приобретениями”.
Рост неизбежен
В целом эксперты отмечают стабильность ситуации на отечественном рынке ИБП, способствующую его дальнейшему развитию. Александр Хорошилов полагает, что российский рынок ИБП с очень большой вероятностью покажет темпы роста заметно более высокие, чем мировой рынок: “Это связано со всеобщей его ненасыщенностью, а также с ростом корпоративного рынка, который, в свою очередь, раздувается на нефтедолларах, и, конечно, с повышением общего образовательного уровня пользователей домашних компьютеров, для них ИБП становится все более необходимым устройством, обеспечивающим личное спокойствие. Об этом говорит и рост продаж нашей компании в прошлом году на 46% по сравнению с предыдущим”.
Касаясь возможных изменений ситуации на данном рынке в 2008-м, г-н Хорошилов выразил надежду, что никаких значимых событий не произойдет: “С политикой вопрос, судя по всему, уже решен, все знают, кто какие посты покинет и займет на высшем государственном уровне. Так что корпоративный рынок если и просядет, то не надолго. Рынок SoHo будет расти пока быстро, причем обратно пропорционально сформированному госбюджету на модернизацию бытовых электросетей в России”.
Нельзя не отметить продолжающуюся тенденцию, которую давно взяли на вооружение многие крупные игроки сегмента ИБП: это рост поставок бесперебойного оборудования для ЦОДов. APC, Emerson и Eaton придерживаются этой линии на мировом рынке инфраструктурного оборудования уже не один год. Что касается отечественного рынка инфраструктурного оборудования, то APC не собирается на нем ослаблять позиции, а Emerson и Eaton начали акцентировать на нем свое внимание сравнительно недавно, намереваясь продолжить освоение российского инфраструктурного рынка датацентров.