Год спустя после появления на свет Vista поднимает в каналах сбыта разве что легкую рябь

Когда Microsoft выпустила Windows, многие предсказывали, что успех этой ОС не будет оглушительным, но что он окажется настолько скромным, никто даже предположить не мог. Операционная система не может похвастаться победой ни по одному показателю, разве что по объему поставок. На конец I квартала 2008 финансового года (у Microsoft он совпадает с 30 сентября) было выпущено более 88 млн. лицензий. Но это вовсе не означает, что именно столько экземпляров ОС появилось на компьютерах пользователей или было продано через каналы сбыта. “Наша фирма консультирует малый бизнес, поэтому я точно знаю, что в этом секторе Vista практически не используется”, — сказал Натан Тейлор, ИТ-консультант из RK Consulting.

Никто не спорит: к Windows Vista присматриваются многие, но до внедрения дело доходит редко. Это, в частности, отмечает Дэвид Коттингем, директор по управлению производством и партнерскими связями компании CDW. Дело в том, что для реселлеров Vista скорее является темой для разговоров, чем основой бизнеса. Их клиенты совершенно не стремятcя переходить на эту ОС. И на то есть множество причин, включая высокую стоимость оборудования и проблемы с совместимостью приложений. Если бы на Windows Vista возник массовый спрос, перед реселлерами открылись бы прекрасные перспективы предоставления новых услуг и оказания поддержки, но пока они предпочитают этой системе ее предшественницу -- Windows XP, держаться за которую собираются столько, сколько им позволит Microsoft.

Когда в ноябре 2006-го состоялся выход Vista в свет, специалисты из Gartner предсказали, что развертывание этой ОС начнется в последнем квартале 2007-го, а полную силу данная деятельность наберет ко II кварталу 2008-го. Но теперь сроки активного внедрения Vista на предприятиях сдвинуты на начало 2009-го, т. е. на то время, когда Microsoft обещает представить следующую версию ОС под условным названием Windows 7. “В корпоративном сегменте дела у Vista идут очень неважно, — признает аналитик из Gartner Майкл Сильвер. — Предприятия на год отстают от тех сроков, о которых нам говорили год назад”.

Тревожную ситуацию с переходом на Vista отмечают и аналитические исследования. Так, в ноябре 2006 г. аналитические компании Forrester Research и King Research упоминали о серьезном противодействии внедрению этой ОС на предприятиях. Больше половины, 53%, опрошенных King Research ИТ-руководителей признались, что не имеют планов в отношении Vista, а по данным Forrester таковых насчитывалось 38%. При этом только 2% респондентов собирались развернуть Vista к ноябрю 2007-го и лишь 7% планировали начать переход на нее в минувшем году.

Трудно назвать какой-либо главный фактор неудачи Vista в первый год ее существования. В беседах с аналитиками, партнерами по сбыту и клиентами Microsoft выкристаллизовались шесть основных причин:

  • новая операционная система предъявляет чересчур высокие требования к аппаратным средствам;
  • возникает много проблем совместимости с приложениями;
  • Windows XP вполне справляется с текущими задачами;
  • Vista создает довольно много проблем при весьма скромных преимуществах перед ХР;
  • не готовы ни сама операционная система, ни поддерживающая ее экосистема;
  • нужно дождаться сервисного пакета SP1.

Большой аппетит

По результатам исследования Softchoice, проведенного в декабре 2006-го, аппаратным требованиям Windows Vista Home Premium отвечало лишь 6% ПК Северной Америки. В результате переход на новинку требовал от многих компаний немедленной модернизации компьютеров. Как показал прошедший год, большинство решило отложить освоение Vista до следующей плановой закупки техники.

В интервью еженедельнику eWeek все аналитики единодушно утверждают, что появление новой ОС практически не отразилось на продажах ПК, даже несмотря на быстрый переход пользователей с настольных систем на ноутбуки. Более того, как считает Крис Свенсон, аналитик из компании The NPD Group, этот переход скорее затормозил сбыт Vista.

Но если спрос на ПК подогревает не Vista, то что же? Ведь по прогнозам фирмы In-Stat, всего через пару лет в мире будет ежегодно продаваться 300 млн. “персоналок”. Моральное устаревание техники требует ее обновления. Этот же фактор движет и домашними пользователями. “Когда мой компьютер отдает концы, волей-неволей начинаешь подыскивать новый”, — поясняет Ян Лао, аналитик из In-Stat. Свой вклад в этот процесс, конечно, вносят и “нетехнари”, покупающие свой первый ПК, однако определяющим он не является.

Вот и получается, что во многих организациях переход на Vista тормозитcя из-за необходимости обновления оборудования. Об этом, в частности, свидетельствует опубликованное в мае 2007 г. исследование In-Stat. “Корпорации зачастую откладывают модернизацию на год, а то и больше, — констатирует Лао. — Конечно, если покупка тысячи машин была запланирована, то их в конце концов купят, но чуть позже”. При этом In-Stat предупреждает, что к задержкам с приобретением новых ПК из-за подготовки к переходу на Vista должны готовиться и ОЕМ-компании.

Но реселлерам такая подготовка сулит дополнительную прибыль за счет предоставления услуг по тестированию оборудования, развертыванию системы и обучению персонала. По словам Стива Рубина, президента фирмы WorkITsafe, большинство его клиентов обновляют технику каждые три года, а сейчас у них как раз истекает этот срок. А когда наступит время, естественным шагом станет выбор в пользу Vista.

Партнерам же по сбыту останется только убедить своих клиентов не мелочиться. Ведь Vista требует очень больших аппаратных ресурсов. “Эта ОС рассчитана на новое оборудование”, — предупреждает Майкл Черри, аналитик независимого агентства Directions on Microsoft. По его словам, софтверный гигант cделал ставку на снижение стоимости компьютерных компонентов, но промахнулся. Vista требует самого высокопроизводительного оборудования из всего, что предлагается сегодня на рынке. “Новая машина для Vista обойдется дороже тысячи долларов, а предприятиям не хочется так раскошеливаться”, — говорит Черри.

С ним согласен и Тейлор из RK Consulting: “Одно из главных препятствий на пути к Vista — неспособность этой ОС работать на имеющемся у предприятий оборудовании. Она еле ворочается даже на машинах с гигабайтом памяти и процессором Core 2 Duo. Недавно я заказал для клиента несколько ноутбуков с Vista и был страшно разочарован вялой работой этих совершенно новых машин”.

Таким образом, предупреждают аналитики, реселлеры должны предоставить системе Vista достойные аппаратные ресурсы, особенно графические. Последние необходимы для прозрачного пользовательского интерфейса Aero и новой модели графического программирования Windows Presentation Foundation. “Когда у ПК достаточно мощности, Vista работает просто великолепно, — отмечает Рубин. — Но объем графической памяти должен быть не меньше 256 Мб”.

Неуживчивость

Реселлеров и корпоративных пользователей сильно тревожит проблема совместимости Vista с приложениями. “Наша компания не торопится переходить на новую ОС по многим причинам, но одно из первых мест среди них занимают затраты на проверку того, как наши программы будут работать под новой ОС”, — сказал Пол Найтс, главный инженер фирмы Del-Jen.

С ним полностью согласен Лиф Уайлденберг, президент фирмы Myteck Partners: “Для наших клиентов главным барьером на пути к Vista является ее слабая совместимость с развернутым ПО. И хотя большинство разработчиков уже отладили свою продукцию под новую ОС, у наших заказчиков всё еще множество старых версий. Чтобы добавить в свою сеть один-единственный компьютер с Vista¸ корпорации нужно принять глобальное решение о том, что делать со всем своим ПО. В результате организациям приходится тестировать на совместимость с новой ОС тысячу, а то и больше приложений. И при этом довольно часто встречаются программы, которые до сих пор, спустя год после появления Vista, работают с ней со сбоями”.

Коттингем из CDW считает главным виновником такой несовместимости изменения в архитектуре ОС и особенно сокращение прав пользователей. Эти изменения и другие меры усиления безопасности негативно сказались на работе драйверов. Такую точку зрения разделяет и Ли Николз, директор фирмы Getronics, который также отмечает, что заявление Microsoft насчет активного распространения лицензий на Vista отнюдь не отражает реального положения дел: “В большинстве случаев лицензии так и остаются на заводе — я имею в виду ОЕМ-лицензии на новые ПК. В ближайшие несколько месяцев серьезных сдвигов здесь ожидать не приходится”.

Сходную позицию занимают и другие специалисты. Вот что думает по этому поводу, скажем, Сильвер из Gartner: “Поддержка приложений является самой серьезной проблемой, с которой сталкивается пользователь. Ее усугубляет отсутствие мощного стимула для обновления”. А Тейлор из RK Consulting называет совместимость приложений ключевой проблемой. “Малый бизнес обновляет ПО далеко не регулярно, поэтому у таких компаний до сих пор работают старые программы, о совместимости которых с Vista нечего и говорить. У некоторых пакетов, например бухгалтерских, вообще нет версий под Vista”.

Microsoft хорошо известно о такой ситуации, утверждает вице-президент корпорации по Windows Майк Нэш. Он не считает проблемы совместимости приложений неожиданными: “Мы прекрасно понимали, что принесет с собой изменение архитектуры Vista. Версия XP SP2 стала, конечно, большим шагом вперед, но этого было мало. Требовалось гораздо больше архитектурных новшеств, особенно в области безопасности”. А это, признается он, с самого начала было чревато несовместимостью с приложениями. Но Microsoft сочла более важным повышение степени защиты, в том числе и за счет пересмотра пользовательских привилегий, чем обратную совместимость. В Vista, по словам Нэша, был достигнут баланс между высоким уровнем безопасности и приемлемой совместимостью с приложениями.

Конкуренция с “младшей сестрой”

Распространению Vista мешает и успех XP, которую смело можно назвать самой популярной версией Windows изо всех когда-либо выпущенных Microsoft. По сравнению со своими предшественницами она держится на рынке небывало долго. Если Microsoft еще раз продлит свое разрешение на ОЕМ-установку этой ОС на новых ПК, то летом 2008-го мы отметим семилетие ХР. За это время вокруг нее сформировалась целая экосистема приложений, оборудования и сервисов. Для многих ИТ-организаций ХР стала проверенным, заслуживающим полного доверия и стабильным решением. К тому же некоторые достоинства ХР, в первую очередь скоромные требования к оборудованию и совместимость с приложениями, входят в число крупнейших недостатков Vista.

Организации обычно терпеть не могут изменений, которые прерывают рабочий процесс. А именно этого требует переход на Vista. В данном отношении привычная XP выглядит намного привлекательнее и безопаснее.

Учитывая всё это, реселлеры предлагают то, что хотят получить клиенты, поэтому спрос на ХР остается высоким. “Vista установлена только на четверти ПК, которые были проданы в сентябре на территории США”, — констатирует Свенсон из NPD. А Тейлор добавляет: “Vista вряд ли сможет завоевать рынок малого бизнеса до тех пор, пока можно будет купить компьютеры с ХР. Эта операционная система уже обрела зрелость, доказала свою стабильность и быстро работает на имеющемся оборудовании. На мой взгляд, именно ХР является самым серьезным конкурентом Vista”.

Крупные производители компьютеров предоставляют покупателям выбор. В прейскуранте Dell, скажем, многие позиции предлагаются в двух вариантах — с Vista и ХР. А сайт этой компании встречает посетителей словами: “Выбор за вами! Windows Vista или Windows XP — решайте сами”.

Источники проблем

Один из барьеров на пути Vista открывает перед реселлерами перспективу дополнительного заработка. Большинство аналитиков, партнеров по сбыту и клиентов Microsoft, с которыми приходилось общаться специалистам eWeek Strategic Partner, жаловались на то, что новая ОС намного сложнее старой доброй ХР.

“Утилита управления учетными записями UAC слишком уж назойлива и надоедлива, а в некоторых меню и мастер-программах очень легко запутаться, — отмечает Тейлор. — Особенно неприятны проблемы с UAC, так как повышенная безопасность — один из главных козырей Vista. А большинство пользователей попросту отключают этот уровень защиты, блокируя тем самым множество функций безопасности”.

Действительно, больше всего нареканий вызывает система UAC. Эта новая функция защиты основана на коренном пересмотре прав пользователей. По умолчанию все, включая администраторов, получают пониженный уровень привилегий, а когда возникает необходимость выполнить какие-то операции, требующие более высоких привилегий (например, установить приложение), UAC тут же предупреждает об этом и просит подтвердить команду. Некоторым пользователям кажется, что такие сообщения выдаются слишком часто.

Но то, что плохо для корпоративного заказчика, может оказаться настоящим благом для реселлера. Чтобы избавить своих клиентов от неудобств, они могут предложить ряд услуг по дополнительному тестированию системы, ее развертыванию и конечно же обучению персонала. Более того, у них появляется возможность оказывать справочную помощь, которая наверняка будет востребована на первом этапе освоения Vista, когда сотрудники только-только начинают постигать новую среду.

Многим будут нужны и советы по администрированию прав и привилегий, по технической поддержке пользователей, которые больше не смогут по собственному желанию настраивать системное время и подключать внешнее оборудование к USB-портам.

А готова ли Vista?

В целом все проблемы с Vista сводятся к вопросу ее готовности. Для обоих дебютов этой операционной системы — в конце 2006 г. для корпоративных пользователей и в начале 2007-го для всех остальных — Microsoft выбрала явно неподходящее время, полностью рассогласованное с процессами рынка. Кто, скажите на милость, выпускает новую операционную систему для бизнеса в разгар праздничных каникул, когда деловым людям просто не до проверки ее совместимости и тем более не до развертывания? А много ли найдется потребителей, которые захотят обзавестись новым компьютером спустя месяц после Рождества и за считанные дни перед Суперкубком американского футбола? А ведь именно этого, как считают аналитики, Microsoft и ждала от нас с вами.

Честно говоря, корпорации стоило бы повременить с выпуском Vista еще месяца три. Так почему же это событие состоялось в самый неподходящий момент и для корпоративного, и для потребительского рынка? Черри из Directions on Microsoft уверен, что это было сделано ради соблюдения обещанного срока, который истекал с последним ударом часов 2006-го.

Как показали проведенные в eWeek проверки, чтобы довести Vista до приемлемого уровня, нужно установить около 35 обновлений. Для операционной системы Microsoft, которой еще не исполнилось и года, это многовато. Такое количество обновлений, не говоря уже о новых драйверах, показывает, что система еще не вышла из стадии отладки. Повышение совместимости и расширение аппаратной поддержки, конечно, можно было бы только приветствовать, если бы не невольно возникающий вопрос: не поторопилась ли Microsoft выпустить свое творение в свет? Может, стоило бы еще несколько раз перенести сроки? В конце концов к этому событию не готовы ни производители ПК, ни разработчики ПО, свидетельством чему является масса проблем совместимости. Не готовы к нему и корпоративные заказчики вместе с каналами продаж. Да и рядовые пользователи не успели купить Vista, поскольку Microsoft упустила рождественский сезон 2006-го.

С тех пор прошел год, но готовность Vista по-прежнему вызывает серьезные сомнения у организаций и реселлеров. Разве кому-то захочется, выложив деньги за Vista, сразу же приниматься за установку трех с лишним десятков обновлений? “Корпоративные заказчики склоняются к тому, чтобы дождаться пакета SP1”, — констатирует Черри. С Windows 2000 и ХР, по его наблюдениям, эта тенденция преобладала лишь на словах, но на сей раз, похоже, она стала реальностью. Ни один пакет обновлений никогда не был так необходим, как Vista SP1.

“Его и в самом деле нужно дождаться”, — уверяет Черри, ссылаясь на список изменений и дополнений, которые будут внесены в первый сервисный пакет для Vista. Правда, Microsoft утверждает, что дожидаться SP1 не стоит, так как многие его компоненты включаются в Vista автоматически благодаря службе Windows Update, но Черри с этим не согласен: “Пакет SP1 должен устранить массу недоделок нынешней Vista. Пользователи чувствуют, что это просто был парадный выпуск, приуроченный к определенной дате”. В первой версии остался целый ряд прямо-таки удивительных глюков, проявляющихся даже при проведении таких простых операций, как копирование файлов. “Меня поражает, как можно было не заметить их во время бета-тестирования, — недоумевает Черри. — Ведь масштабы проверки были поистине колоссальными”.

В качестве вопиющего примера недоработок он приводит копирование файлов, которое в Vista длится намного дольше, чем в ХР. Перенос файла размером 70 Гб с одного жесткого диска на другой диск того же компьютера занимает почти сутки. “Это ни в какие ворота не лезет”, — сокрушается Черри.

В том, что сервисный пакет станет поворотной точкой в судьбе Vista, уверен и Сильвер из Gartner: “Поможет не только SP1, но и время, за которое поставщики программного обеспечения отладят свою продукцию под Vista”. Другими словами, в судьбе Vista сервисный пакет тесно переплетется с улучшенной поддержкой приложений.

Таким образом, есть все основания дожидаться Vista SP1. Особенно тем, кому грозят проблемы совместимости приложений, созданных собственными силами. Вот только появится обновление не раньше I квартала 2008 г., а пока познакомиться с ним можно лишь по тестовой версии, которая уже появилась в сети Microsoft Developer Network.

В данный момент рынок Vista оказался меж двух огней. С одной стороны, его до сих пор преследуют детские болезни исходной версии Vista¸ а с другой — желание потребителей дождаться обновления. К тому же для некоторых реселлеров и заказчиков выход в свет SP1 означает начало еще одного витка проверок совместимости¸ что может разрушить начальные планы перехода на новую ОС.

И всё же свет в конце туннеля уже появился: похоже, что с наступлением нового года худшее останется позади. Долгое ожидание Vista уже в прошлом, а впереди — массовый переход на эту ОС. Ведь SP1 имеет все шансы убрать не только технические барьеры, но и психологические. “Первый сервисный пакет обещает успокоить потребителя, дать ему то, что он так хотел получить в 2007 году, — заключает Черри. — Этот пакет ослабит сопротивление новинке. Его появление можно будет считать вторым рождением Vista, а потом начнется обычный процесс развития системы”.