Десять главных событий в области спутниковой навигации в 2007 году
Ушедший год оказался весьма урожайным на навигационные новости и события, некоторые из них стали настоящим прорывом. Именно в эту область деятельности переместилась основная активность, связанная с созданием и использованием пространственных продуктов и решений. Навигация, навигация и еще раз навигация обеспечивала в ГИС-индустрии в 2007-м основной накал страстей.
Итак, рассмотрим пять главных событий в области навигации в мире в прошлом году.
1. 2007-й ознаменовался повсеместной сменой лексики. Если раньше в основном использовалась аббревиатура GPS, подразумевавшая спутниковую навигационную систему, то сейчас ситуация в корне изменилась. GPS – это теперь просто GPS. Новой общепринятой аббревиатурой стала GNSS — Global Navigation Satellite System. Основная причина такой замены -- расширение орбитальной группировки российской ГЛОНАСС, хотя на словах GNSS обычно включает и европейскую Galileo, орбитальная группировка которой уже два года представлена единственным экспериментальным спутником. Китайская система обычно при этом не упоминается.
2. Покупка компаний NAVTEQ и TeleAltas, двух крупнейших разработчиков цифровых карт, фирмами Nokia и TomTom соответственно. Общая сумма приобретений составила 12,3 млрд. долл. Очевидно, что координаты сами по себе, без карт, особой ценности не представляют. В результате вокруг покупки TeleAtlas разгорелась настоящая битва, в ходе которой цена предприятия выросла почти вдвое.
3. Долгожданный консенсус по Galileo. В конце 2007 г. Еврокомиссия и Европарламент утвердили программу, согласно которой развертывание системы намечено на 2013 г., а необходимые для завершения проекта 2,4 млрд. евро будут выделены из бюджета ЕС. Таким образом, проект Galileo стал полностью государственным и обрел второе дыхание.
4. Запуск двух спутников GPS Block IIR-M и начало финального тестирования первого космического аппарата серии GPS IIF, нового спутника системы NAVSTAR, призванного заменить аппараты предыдущего поколения II-A, II-R и IIR-M. Всё это приближает запуск GPS III, системы нового поколения, одобренной Конгрессом США еще в 2000 г., которая, как ожидается, будет включать лазерные отражатели, что, впрочем, является для системы ГЛОНАСС стандартным техническим средством с момента ее создания. Также прогнозируется, что мощность сигналов обновленной системы NAVSTAR будет в 500 раз выше, чем в настоящее время. Кроме того, станет возможным очаговое изменение точности позиционирования.
5. Запуск Китаем двух новых спутников системы Beidou/Compass. На сегодняшний день общее число китайских навигационных космических аппаратов на орбите достигло четырех. Зная о производительности труда в КНР, можно предположить, что число спутников этой страны будет расти в геометрической прогрессии. Еще в 2007 г. появились первые навигаторы компании Topcon, использующие сигналы системы Beidou.
И в России тема спутниковой навигации не сходила с первых полос. Вот пять основных событий в этой области в нашей стране.
1. Запуск шести спутников системы ГЛОНАСС. Численность группировки российской глобальной навигационной системы быстро растет, путая карты конкурентам, прежде всего Galileo, одним из ключевых мотивов для создания которой было формирование решения, альтернативного NAVSTAR. На следующий год, к слову, запланирован запуск еще шести спутников ГЛОНАСС.
2. Отмена ограничений на использование в России данных спутниковой навигации и данных дистанционного зондирования, что привело к буму в области продаж и применения навигаторов в нашей стране.
3. Появление первого российского ГЛОНАСС/GPS-навигатора Glospace SGK-70, совместного продукта НИИ космического приборостроения и компании “Киберсо”. Высокий спрос на это устройство превзошел самые радужные прогнозы.
4. Появление успешных примеров применения навигационных технологий в российских регионах. В частности, впечатляет пример Калуги, где выполняется областная целевая программа “Использование результатов космической деятельности и современных геоинформационных технологий в целях ускорения социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности Калужской области”. В рамках программы была создана система контроля за работой муниципального транспорта, позволяющая отслеживать выполнение городских заказов по уборке улиц и вывозу твердых бытовых отходов. Также проводится мониторинг передвижения троллейбусов, автобусов и маршрутных такси. Аналогичное решение внедряется в Оренбурге, Архангельске и других городах России. Кроме того, Институт точной механики и вычислительной техники им. С. А. Лебедева в настоящее время выполняет проект по созданию системы спутникового мониторинга железнодорожного транспорта для РЖД.
5. Разработка проекта постановления Правительства РФ по электронным навигационным картам. Этот документ, принятие которого ожидается в текущем году, будет регулировать вопросы создания, мониторинга, хранения и распространения электронных навигационных карт в России.
Можно не сомневаться, что новый 2008 г. будет также богат событиями в области навигации, как и прошедший.