После кратковременного новогодне-рождественского затишья процесс консолидации мирового ИТ-рынка активизировался с новой силой. Буквально за несколько дней было объявлено о сделках, которые в существенной мере отражают общие тенденции развития “горячих” направлений ИТ: Microsoft приобрела известного разработчика поисковых систем компанию Fast; Oracle всё же сошлась в цене с ведущим поставщиком ПО промежуточного слоя BEA, а Sun Microsystems купила MySQL, решив заняться базами данных и одновременно укрепить сотрудничество с сообществом OpenSource.
Microsoft: борьба за рынок корпоративного поиска
Бурное развитие поисковых технологий в 90-х годах прошлого века было связано с быстрым ростом объема информации в локальных сетях предприятий на базе ПК. Но потом, в течение почти десятилетия, эти технологии использовались преимущественно в Интернете; именно во Всемирной паутине поисковые системы стали основой огромного самостоятельного ИТ-сегмента, сформировавшегося в ходе борьбы за быстро растущий объем контекстовой рекламы. Но сейчас, после очередного диалектического витка спирали, наблюдается резкое повышение интереса к поисковым решениями в сфере корпоративных систем.
Что касается Интернета, то тут ситуация сегодня определяется конкуренцией между Google и Microsoft. При этом последняя, несмотря на прилагаемые усилия, всё же пока не может догнать Google, которая в начале века каким-то непостижимым рывком вышла вперед из-за спины лидеров интернет-поиска тех лет (Yahoo!, Alta Vista). Гонка преследования в интернет-поиске продолжается, но теперь обе компании устремились также в направлении корпоративных информационных систем, где поисковые решения как самостоятельный сегмент бизнеса находятся еще в стадии формирования: тут доминируют инструменты, реализованные на уровне конкретных прикладных решений, и средства специализированных, относительно небольших компаний.
В конце 2007-го Microsoft представила свои первые продуты для решения поисковых задач в масштабе предприятия — Microsoft Search Server (MSS) 2008 (см. PC Week/RE, № 46/2007). Но при этом наблюдатели отметили, что Редмонд опять запаздывает (как и в случае с Интернетом) с выходом на корпоративный рынок поиска, где уже активно действует Google и альянс IBM и Yahoo!. И хотя теперь Microsoft будет сражаться на “родном” для себя поле корпоративных ИТ-инфраструктур, у нее есть традиционная слабость – ориентация на поддержку только собственной платформы, что явно недостаточно для успеха в условиях гетерогенных сред.
Именно в таком контексте нужно оценивать объявление Microsoft от 8 января о предстоящем приобретении норвежской компании Fast Search & Transfer за 1,2 млрд. долл. (официальное завершение сделки ожидается во II квартале). Fast была образована в 1997 г. и к настоящему моменту является одним из самых заметных и активно растущих игроков в области средств быстрого (в масштабе реального времени) поиска и инструментов бизнес-аналитики (объем продаж в 2006 г. – 162 млн. долл.). В своем отчете по итогам 2006 г. аналитики IDC поставили Fast на второе место в сфере разработки систем корпоративного поиска после компании Autonomy. Однако в прошлом году стало ясно, что для Fast (да и для других разработчиков поисковых решений) наступают трудные времена: в 2007-м темпы ее роста упали почти до нуля, хотя год назад они составляли около 80%.
В этой ситуации сделка с Microsoft выглядит очень хорошим для Fast вариантом: в условиях выхода на рынок средств корпоративного поиска ИТ-гигантов другого варианта для выживания нишевых игроков практически не остается. Со своей стороны, Microsoft уже объявила, что она объединит усилия в области поисковых технологий своих европейских исследовательских центров в Англии и Дании с новыми возможностями расширения разработок в Норвегии.
Oracle + BEA: финал осеннего представления
Обычно сделки по купле-продаже компаний готовятся в условиях секретности и объявления о них бывают часто неожиданностью даже для опытных аналитиков. Корпорация Oracle периодически вносит заметное оживление в эти рыночные процессы, устраивая поистине театрализованные многомесячные представления для широкой общественности. Так было в 2004 г. с приобретением PeopleSoft, так произошло и сейчас с BEA Systems, ведущим игроком на поле ПО промежуточного слоя. Правда, нужно сказать, что на этот раз действия разворачивались по другому сценарию, чем три года назад.
Напомним (см. PC Week/RE, № 39/2007), что в середине октября минувшего года Oracle сделала публичное предложение BEA влиться в состав корпорации за 6,7 млрд. долл., при этом была выражена готовность заплатить за акции последней на 25% больше, чем они стоили на рынке в тот момент. Но BEA эта сумма не устроила: заявив, что падение рыночной цены компании – явление временное, ее руководство сообщило, что может рассмотреть заявку Oracle, но только при условии получения в результате этой сделки 8,2 млрд. долл. Однако к согласию, несмотря на почти месячную переписку, компании так и не пришли, и на этом публичные обсуждения данной темы были прекращены.
В момент ведения всех этих переговоров мало кто из аналитиков сомневался, что Oracle отступится от своей цели. Тем более что среди акционеров BEA возникли серьезные дискуссии о перспективах развития бизнеса компании (см. PC Week/RE, № 44/2007). И вот 16 января стало известно, что Oracle, по ее собственному заявлению, достигла окончательного соглашения о приобретении BEA Systems за 8,5 млрд. долл. (за время дополнительных переговоров цена повысилась, наверное, в результате некоторого улучшения положения BEA на рынке).
Конечно, мастерство актеров – это великая вещь, но основой все же является драматургия. Интерес к сделке Oracle + BEA определяется прежде всего существенными преобразованиями на рынке технологий промежуточного слоя и соответствующими перераспределениями сил основных его игроков. Похоже, тут, как и в других сегментах (ERP, ECM, BI), заканчивается эпоха специализированных игроков и на лидирующие позиции выходят мегавендоры. Пример BEA по ходу 2007 г. показывал: компания фактически исчерпала свой потенциал в возможностях конкуренции с ИТ-гигантами, что выразилось в появлении проблем с финансовой отчетностью, падении темпов роста, снижении курса акций и т. д.
Итак, к настоящему моменту после серии приобретений за последний год (RedHat + JBoss, Software AG + webMethods, IBM + Telelogic, Oracle + BEA) на рынке ПО связующего слоя остался, кажется, лишь один специализированный поставщик -- TIBCO. Но с большой долей вероятности можно прогнозировать, что и эта компания будет встречать следующий Новый год под крылом какой-то крупной корпорации. Да и Software AG придется предпринять серьезные усилия, чтобы сохранить самостоятельность.
Sun займется базами данных
Еще одна новость, обнародованная 16 января: Sun Microsystems объявила о предстоящем приобретении за 1 млрд. долл. MySQL AB, разработчика известной одноименной СУБД и одного из наиболее авторитетных лидеров сообщества Open Source. Эта сделка выглядит, с одной стороны, весьма неожиданной, но, с другой, если приглядеться, – весьма закономерной.
Поставщики открытых СУБД (MySQL, PostgreSQL и пр.) уже давно рассматриваются на рынке в качестве реальных конкурентов большой коммерческой тройке – IBM, Microsoft, Oracle (IMO), но все же создается впечатление, что проекты Open Source сейчас вышли на тот уровень, когда без поддержки серьезных ИТ-игроков продвигаться дальше им будет очень сложно.
Microsoft начинает год с приобретения разработчика поисковых систем компании Fast; Oracle все же сошлась в цене с ведущим поставщиком ПО промежуточного слоя BEA, а Sun Microsystems покупает MySQL, создателя одноименной базы данных.
Почему Sun решила выйти на рынок СУБД и почему приобрела именно MySQL – это вопрос, требующий отдельного рассмотрения (отметим, что MySQL по мощности не очень соответствует требованиями корпоративных клиентов, но имеет очень большую клиентскую базу). Однако уже сейчас нужно отметить такой принципиальный момент: Sun пытается позиционировать себя в роли ведущего коммерческого поставщика продуктов Open Source. Именно на эту бизнес-модель компания будет делать ставку в борьбе за место на софтверном рынке (не только в области СУБД) с той же IMO.
А что наступающий год готовит другим открытым проектам СУБД (Firebird, PostgreSQL, SQLite)? Скорее всего, процесс их покупки только начался и будет продолжаться. Интереснее другое – кто будет проявлять внимание к ним? Одним из таких потенциальных покупателей является конечно же Red Hat. К тому, чтобы сделать такое приобретение, ее подтолкнет хотя бы то, что она вряд ли захочет уступить Sun свое место крупнейшего поставщика коммерческого открытого ПО.