В настоящее время беспроводной доступ в Интернет по технологии Wi-Fi развился в самостоятельную рыночную нишу для широкой аудитории мобильных пользователей. Точки доступа в Сеть можно встретить не только в бизнес-центрах, но и практически в любой гостинице, аэропорту, во многих кафе и ресторанах по всему миру. Вместе с этим стали активно появляться проекты беспроводных сетей в масштабах крупных городов. Таким образом, всё больше людей с мобильными компьютерами, смартфонами и коммуникаторами, а также интернет-планшетами планируют свои поездки или перемещения по мегаполису, ориентируясь на возможность высокоскоростного доступа в Интернет в местах пребывания.
По обобщенным данным аналитиков IKS-Consulting и J`son & Partners, российский рынок доступа в Сеть по протоколу Wi-Fi в 2007 г. вырос более чем на 50% по отношению к 2006-му и достиг 80 млн. долл. (по предварительным прогнозам Мининформсвязи РФ). Однако эта ниша приносит только 2,7% от доходов документальной электросвязи и 0,21% от общего объема услуг электросвязи в России. Между тем потенциальная аудитория пользователей беспроводного доступа в Интернет по Wi-Fi составляет примерно 10--12% от количества пользователей Сети — на начало 2008 г. таких абонентов насчитывалось порядка 35 млн. человек. Причем связано это с насыщенностью рынка мобильными компьютерами, обладающими Wi-Fi-адаптерами “по умолчанию”. По данным IT Research, с начала 2006 г. на российском рынке из трех сотен разнообразных моделей ноутбуков было представлено не более трех-пяти моделей, в комплект поставки которых Wi-Fi не включался даже опционально, а в смартфонах и коммуникаторах в указанный период этот адаптер беспроводной связи был отмечен в 100% случаев.
Между тем в сегменте Wi-Fi-сетей рынок далеко не насыщен, и множество операторов по всей стране активно инсталлируют хотспоты в деловых центрах и местах общественного питания в надежде уяснить модель эффективной коммерческой эксплуатации этой технологии.
Статистика рынка Wi-Fi-доступа
По статистике проекта JiWire WiFi HotStats, в 135 странах мира на начало 2008 г. насчитывалось более 218 тыс. точек беспроводного доступа в Интернет. Причем это только точки доступа сетей общего пользования; в статистике не учитываются хотспоты, установленные в офисах или частных домах и квартирах: здесь счет уже давно идет на десятки миллионов. Отметим, что многим гостиницам, кафе, ресторанам и деловым центрам организация беспроводного доступа приносит определенный доход. Только 23,1 тыс. точек доступа к беспроводной сети в мире являются полностью бесплатными.
Судя по данным мировой статистики, явным лидером по местам установки хотспотов остаются гостиницы — в них в 135 странах мира функционируют 45 тыс. точек доступа, причем в значительном числе европейских отелей Wi-Fi бесплатен на лобби (в номерах — за деньги). Ситуация объясняется просто: стоимость магистрального трафика в Европе и США невелика, поэтому 5--10 долл. за доступ в Сеть в сутки просто включаются в стоимость номера. На втором месте — 32,3 тыс. точек доступа, расположенных в ресторанах. Третье место занимает проект FON Spots — около четверти из более чем 27 тыс. всех его участников по всему миру предоставляют услуги по беспроводному доступу в Сеть на безвозмездной основе, остальные -- за небольшое вознаграждение. Обычно это не является для владельцев хотспотов отдельным видом бизнеса — они устанавливают точки доступа с повышенной дальностью связи у себя дома. На последующих местах — кафе (26,8 тыс.), бутики и торговые моллы (19,9 тыс. хотспотов), пабы (8,7 тыс.), офисные здания (5,1 тыс.), а также бары (3,5 тыс.), бензоколонки и станции сервисного обслуживания (2,6 тыс.). В остальные категории попадает 24,7 тыс. точек доступа в аэропортах, учебных заведениях, медицинские центрах, кинотеатрах и т. д., где практически все они платные.
Вклад России в мировую статистику пока не очень впечатляет. По данным J`Son & Partners, по итогам 2007 г. количество точек беспроводного доступа сетей связи общего пользования в нашей стране составит около 11 тыс. Их, по мнению Татьяны Яровой, можно разделить на два основных направления: хотспоты Wi-Fi, расположенные в бизнес-центрах (они являются более доходными, но число их весьма ограниченно), и хотспоты, размещенные в общественных местах для доступа частных пользователей. Последние представляют собой наиболее перспективный сегмент, который, без сомнения, будет расти, так как он призван удовлетворить потребности наибольшего числа пользователей. Причем к этой же категории относятся и сети городского масштаба, число хотспотов в каждой из них измеряется сотнями и тысячами точек доступа — речь идет о Golden.Wi-Fi в Москве, проектах оператора АИСТ в Тольятти и о “Полярной звезде” в Самаре.
Рынок поставщиков оборудования беспроводного доступа
Помимо поставщиков оборудования рынок “двигают” телекоммуникационные операторы, которые начинают активно искать выходы в новые ниши предоставления услуг. К настоящему времени в сегменте Wi-Fi образовалось несколько типов проектов, которые мы рассмотрим подробнее. Стоит отдельно отметить, что “чистого” Wi-Fi-бизнеса в России не существует — операторы, которые развивают этот вид предоставления услуг, позиционируют его в качестве дополнительного. Обычно им занимаются компании, имеющие весьма развитую сеть широкополосных каналов передачи данных в масштабах одного или нескольких крупных городов России — таким образом они увеличивают загрузку своей транспортной сети и абонентскую базу “временных” абонентов.
Первая категория — небольшие и средние операторы, участвующие в крупных проектах “зонтичных брендов”. Причем “верности” тому или иному глобальному проекту никто не требует: со стороны оператора всем проектам предлагаются стандартные условия, и один оператор, к примеру ArtCommunications, может заниматься инсталляцией точек доступа как в проекте Yandex.Wi-Fi, так и в совместном проекте с компанией “МегаФон”. Причем нигде для частных пользователей бренд того же ArtCommunications не “мелькает” — компания занимается только техническим обеспечением услуги, отдавая маркетинговые и биллинговые части проекта более крупному партнеру. Как отмечает Виктор Максимов, создание хотспотов по заказу сторонних компаний обеспечивается собственной сетью широкополосного беспроводного доступа в масштабах Москвы: “Инфраструктура базовых станций ArtCommunications позволяет создавать Wi-Fi-точки доступа практически в любом месте московского региона, а также обеспечивать высокое качество услуг связи. Учитывая перспективность данной рыночной ниши, мы планируем активно развивать этот проект в 2008 г.”.
Аналогичная ситуация складывается и в компаниях“Корбина Телеком” (часть хотспотов эта фирма развивает под собственной торговой маркой, но значительно большее их число работают в проектах Yandex.Wi-Fi и Golden.Wi-Fi), а также “Таском” (строит точки доступа в рамках проектов МТС.Wi-Fi и Yandex.Wi-Fi). Отметим, что такие “невидимки” занимают значительную часть рынка в абсолютных цифрах, хотя их доля “распылена” между несколькими зонтичными брендами, которые часто составляют друг другу прямую конкуренцию. Есть и локальные игроки — к примеру, MosNet с 14 точками доступа “оккупировал” крупные столичные отели сети Marriott, “Шератон Палас Отель”, все кафе сети “Кофемания” и еще несколько ресторанов и баров. Учитывая высокую стоимость доступа (300 руб./ч), это можно считать вполне успешным нишевым проектом.
Вторая категория — средние и крупные телекоммуникационные операторы, развивающие сеть Wi-Fi-доступа полностью под своим брендом или выделяющие часть точек доступа для работы под брендом фирмы-интегратора. Здесь можно упомянуть компанию “Голден Телеком”, сотни Wi-Fi-точек которой работают в центре Москвы под ее собственным брендом, а также “Комстар -- Объединенные Телесистемы”. Ситуация с последней особая. Еще два года назад, начиная проект по охвату мегаполиса своими точками доступа, эта компания была интегратором проекта: инсталлировала свои Wi-Fi-хотспоты, эмитировала карты предоплаты, привлекала к сотрудничеству сторонние организации (к примеру, проект с инсталляцией хотспотов в таксофоны МГТС производства Siemens, которые подключаются к базовой сети “Комстара” по телефонной линии с использованием протокола ADSL, реализованный пока в ограниченном масштабе (см. PC Week/RE, № 17/2007). Однако два-три квартала назад лидером проекта по предоставлению доступа в беспроводной Интернет внутри АФК “Система” была назначена компания МТС, под чей бренд постепенно отходят все точки доступа от “Комстара” и других локальных операторов в столице и регионах России.
Наиболее активно развивают свою сеть в Санкт-Петербурге крупные городские Wi-Fi-операторы: “Простор Телеком” (сеть QuantumWi-Fi) и “ПетерСтар” (с 2007 г. входит в группу “Синтерра”) — несколько десятков точек доступа у каждого.
Третья категория, которую надо отметить, это собственно операторы сотовой связи. Все они работают по смешанной модели: более 90% точек доступа строятся по модели сотрудничества, остальные 10% — собственными силами. Причем на эти 10% приходятся проекты, реализация которых требует больших организационных усилий, но приносит высокий имиджевый эффект и заметный доход. Речь идет о точках Wi-Fi-доступа в столичных аэропортах и терминалах “Пулково” в Санкт-Петербурге. Благодаря высокой проходимости пассажиропотока и относительно небольшой площади, которую надо покрыть антеннами, это самые прибыльные проекты в настоящее время.
Отметим, что “ВымпелКом”, “МегаФон”, МТС пока не предлагают абонентам ничего нового — примерно одинаковая скорость, оплата доступа с помощью SMS, комбинированные тарифные планы (оплата как за время работы, так и за трафик) и т. д. Главное, что может привлечь клиентов в сеть того или иного оператора, — знакомый бренд, простая система авторизации, высокая скорость работы в Сети (пока с помощью стандартных 128--256 кбит/c можно загружать электронные сообщения, заниматься Web-серфингом, играть в online-игры) и конвергентные проекты, к примеру, по организации VoIP-связи. К слову, помимо большого количества хотспотов использование доступа через Wi-Fi будет подстегнуто возможностью работы с единого счета (тарификация в режиме реального времени, как и при выходе в сеть через GPRS/EDGE), а также широкого роуминга с региональными сетями.
Несмотря на относительно невысокие абсолютные показатели дохода от сервиса Wi-Fi, операторы видят хорошую динамику роста как финансовых потоков, так и активных пользователей в этом сегменте. Именно этим, считает Павел Ройтберг, объясняется рост количества точек доступа в 2007 г. по сравнению с 2006-м — к примеру, у МТС сегодня около 300 хотспотов против 90 на начало 2007-го: “Основная аудитория публичных хотспотов в настоящее время — все те, кто активно пользуется мобильными компьютерами: от молодежи до бизнес-сегмента. Поскольку форпостом предоставления услуг Wi-Fi сейчас являются именно аэропорты, можно говорить о том, что наши пользователи — это главным образом активные, современные люди, много путешествующие, в том числе по служебным делам. Вместе с тем можно констатировать довольно низкое проникновение услуги, поскольку у абонентов еще не сформировалась устойчивая привычка пользоваться Wi-Fi-доступом, обычно это рассматривается как разовая услуга”.
И наконец, четвертая категория — небольшие игроки, для которых установка Wi-Fi — проба сил на новом рынке; в основном они занимаются по заказу своих корпоративных клиентов локальными внедрениями этой технологии в бизнес-центрах, местах общественного питания, сервисных, торговых и развлекательных центрах, и дальше этого дело пока не доходит.
Вместе с тем стоит отметить, что развитию рынка придан дополнительный импульс в виде запуска в коммерческую эксплуатацию сразу нескольких соглашений о WLAN-роуминге. Первое — между российскими игроками “Комстар – ОТС”, “Межрегиональный ТранзитТелеком”, “ПетерСтар”, “Простор Телеком” и “Танго Телеком”; теперь в сетях этих компаний смогут регистрироваться пользователи из 17 крупных городов России (среди них: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Красноярск, Сочи и др.). Технология услуги напоминает автоматический роуминг в сетях GSM: чтобы авторизоваться в гостевой сети, пользователь должен получить логин и пароль у “домашних” операторов. Расчет между операторами за роуминг будет происходить по времени, т. е. исходя из того, сколько минут “гостевой” абонент отработал в сети; это значение умножается на тариф, указанный в роуминговом договоре, “домашний” оператор абонента перечисляет МТТ необходимую сумму, а МТТ, являясь агрегатором проекта, перечислит ее, за вычетом своей комиссии, “гостевому” оператору. Однако формы участия в проекте для разных операторов различны. К примеру, “Комстар -- ОТС” и “Танго Телеком” реализуют двусторонний роуминг, т. е. их абоненты могут использовать полученные у своего оператора параметры доступа и в “домашних” сетях, и в сетях компаний-партнеров. А вот “ПетерСтар” и “Простор Телеком” будут предоставлять односторонний роуминг: их абоненты могут подключаться к сетям “Комстар -- ОТС”, “Танго Телеком” и “Простор Телеком”, но не наоборот. Такой подход связан с экономическими причинами — для полноценного роуминга оператору необходимо приобрести дополнительное оборудование и организовать каналы связи с другими участниками проекта.
Второй проект анонсирован между WeRoam, крупным мировым провайдером WLAN-роуминга, и “Голден Телекомом”, поставщиком интегрированных телекоммуникационных и интернет-услуг в России и СНГ. Согласно договоренности, пользователи Golden.Wi-Fi смогут получить доступ в Интернет более чем в 35 тыс. точках Wi-Fi по всему миру.
Однако будущее этих проектов целиком зависит от того, смогут ли к ним подключиться небольшие региональные операторы во многих регионах страны. Без этого два аналогичных проекта роуминга (в 2004 г. между “Простор Телекомом” и “Петерстаром”, а также в 2003 г. между “ПетерСтаром” и Международным альянсом операторов Wi-Fi) окончились неудачей.
Варианты развития
Общедоступные хотспоты используются клиентами весьма активно и имеют значительный потенциал роста — именно это подтвердили результаты опроса читателей PC Week/RE. Оказалось, что 36,31% опрошенных нами пользователей (первое место по упоминаемости) получают с помощью Wi-Fi доступ к корпоративной почте и рабочим файлам и некоторым локальным ресурсам компании. Для безопасности данных используются VPN и дополнительные средства шифрования. При этом большинство респондентов отметили, что полный доступ к конфиденциальной информации при таком типе подключения им не предоставляется.
На втором месте (35,42% респондентов) отмечены Web-серфинг, просмотр IPTV и видеоподкастов, а также чтение новостей в оперативном режиме — к этим сервисам получить доступ можно с помощью как мобильных компьютеров, так и смартфонов и коммуникаторов. Именно эта категория пользователей, по мнению аналитиков, является наиболее перспективной — доступ в Интернет на несколько минут во время ожидания в аэропорту, кафе, кинотеатре стимулирует владельцев коммерческих заведений строить хотспоты повсеместно.
На третьем месте (11,31%) отмечена синхронизация списков встреч и контактов — обычно это происходит с помощью мобильных терминалов в бесплатных точках Wi-Fi, когда пользователи находятся в роуминге. На четвертом месте (9,23% опрошенных) находится передача данных в системах автоматизации бизнес-процессов (разъездная торговля, автоматизированные системы управления, складские комплексы и т. д.).
При этом развитие рынка Wi-Fi в 2008-м будет определяться некоторыми основными факторами. Во-первых, большинство операторов увеличат скорость передачи данных, упростят подключение к своим сетям. “Мы предлагаем нашим абонентам только услугу широкополосного доступа в Интернет, — сообщил Денис Ночевнов, — это основная услуга, которая требуется абоненту сегодня. Предложение широкого спектра дополнительных услуг — дело пусть не столь отдаленного, но все-таки будущего”.
В целом с этим согласен и Павел Ройтберг: на его взгляд, главная задача операторов в настоящее время— предоставление скоростного канала для передачи трафика.
Во-вторых, крупные операторы для успешной работы в условиях современного высококонкурентного рынка связи будут развивать спектр дополнительных сервисов, предоставляемых потребителю. К примеру, в сети Golden.Wi-Fi, по словам Дмитрия Виноградова, планируется предоставление услуг VoIP на сети Wi-Fi (с такой точкой зрения согласен и Виктор Максимов) и дальнейшее развитие LBS (Location Based Services), а также VPN-доступа для корпоративных пользователей.
К слову, в регионах рынок будет расти за счет нестандартных дополнительных услуг. Скажем, окупить точки доступа в регионах, где стоимость магистрального трафика высока, можно будет с помощью рекламы. Как отмечает Татьяна Яровая, владельцам хотспотов будут предложены решения, благодаря которым они смогут размещать рекламные блоки на стартовой странице Web-браузера, открываемой при установлении соединения с хотспотом. Кроме того, можно будет создавать отдельные веб-сайты, доступ на которые будет осуществляться без авторизации, причем они будут привязаны к конкретному поставщику услуги Wi-Fi – кинотеатру, кафе и т. д. Фактически, это будет бесплатный доступ для определенных целевых аудиторий пользователей: к примеру, информационные системы торговых молов, базы данных по продуктам и товарам и т. д.
По обобщенным данным IKS-Consulting и J`son & Partners, российский рынок широкополосного доступа в Интернет по протоколу Wi-Fi в 2007 г. вырос более чем на 50% по отношению к 2006-му и достиг 80 млн. долл.
В-третьих, росту рынка будет способствовать усиление безопасности коммерческих Wi-Fi-сетей. В настоящее время именно потому, что должный уровень безопасности трафика в публичных сетях Wi-Fi не поддерживается (часто там нет совсем никакого шифрования), 43,26% опрошенных нами пользователей никогда не прибегают к помощи Wi-Fi для передачи коммерческой информации или доступа к своим корпоративным ресурсам. Лишь 32,56% абонентов используют различные системы шифрования, которыми они защищают данные, отправляемые в Сеть по радиоканалу. А 24,18% респондентов считают, что их информация вряд ли кого-либо заинтересует, поэтому вопрос шифрования их волнует в самую последнюю очередь.
По авансовому счету
К слову, немаловажным для популярности услуги является способ взноса денег на электронный счет пользователя. Судя по опросу наших читателей, большинство из них (50,93%) предпочитают возможность оплаты с помощью премиального SMS. С ними солидарен Дмитрий Ночевнов, который отмечает, что именно сотовые операторы могут обеспечивать тарификацию по объему данных, причем со счета мобильного телефона, что очень удобно для абонента. Использование автомата экспресс-оплаты поддерживают 25,25% абонентов. Этот способ, отметил Дмитрий Виноградов, подходит для клиентов с ежемесячным доступом — им проще вносить деньги на счет с помощью автоматов экпресс-оплаты, интернет-банка или кредитной карты (при условии предрегистрации “пластика” в офисе). Предоплаченная карта оператора связи – удобный способ оплаты для 18,69% респондентов.
В целом, отмечает Виктор Максимов, в будущем пользователям предложат три основных тарифных плана (ТП), причем оптимальный они смогут выбрать в зависимости от того, какие задачи им предстоит решать. Если необходимо прочитать почту, найти информацию в Интернете — понятно, что выгоднее будет тарификация по объему трафика. Если же нужно получить из сети большой объем данных, например фильм, то выгоднее купить время (при условии, что канал обладает достаточной пропускной способностью). Однако все подобные тарифные предложения, продолжает Татьяна Яровая, обладают недостатком — пользователи беспокоятся из-за того, что временной лимит или предоплаченный объем данных закончится в самое неподходящее время. Именно поэтому в 2008 г. многие операторы избавят клиентов от таких проблем путем предложения безлимитных ТП.
Поиск Интернета без проводов
В большом городе действительно сложно найти хотспоты — еще не везде на дверях кафе, ресторанов, да и отелей можно встретить соответствующие стикеры. Поэтому стоит использовать онлайновые базы данных — они точнее любого путеводителя покажут, где и за какие деньги можно получить окно в цифровой мир.
Одна из самых больших баз создана компаниями РБК и “Комстар -- ОТС” в рамках проекта CNews — указаны точки доступа по всей России.
Следующий крупный проект, безусловно достойный внимания, — это Яндекс.WiFi. Основная часть точек доступа проекта размещается в Москве и Санкт-Петербурге, а также крупных городах страны.
Интересная карта с хотспотами, данные на которой обновляются достаточно оперативно, — в базе Golden.Wi-Fi указана только Москва, где проект действует.
Среди прочих надо отметить общественный проект FreeWiFi.ru — это, скорее, не база, а интернет-блог, где содержится информация о нескольких сотнях точек доступа по всей стране, причем пользователи сами могут добавлять в этот блог новые сведения.
Интересная база данных есть у проекта Wi-Fi@Mail.ru, обладающего разветвленной системой поиска, содержащего отзывы о большинстве точек доступа, а также новости на “беспроводную” тему. Каталог точек доступа содержит информацию об адресах точек доступа почти во всех городах-миллионниках страны.