Перемену сначала почувствуют в северной Америке, а потом и во всём мире
Глава Apple Стив Джобс некогда провозгласил, что 2003-й станет “годом ноутбука”. И в последнем квартале того года представители Apple сообщили о рекордных продажах переносных ПК, заявив, что слова Джобса подтвердились. Четыре года спустя есть все основания говорить, что тенденция к смене ролей настольных ПК и ноутбуков близка к тому, чтобы распространиться на всю индустрию.
Хотя исследовательские компании Gartner и IDC несколько расходятся в оценке сроков, они едины в том, что поставки ноутбуков вполне могут вскоре превзойти поставки настольных компьютеров, а поставщики ПК, в том числе и главный из них — Hewlett-Packard, уже видят, что их доходы от ноутбуков становятся выше, чем доходы от настольных ПК.
Учитывая эту тенденцию, HP и многие из ее коллег, включая Dell, Lenovo, Acer, Toshiba и Apple, начинают изменять свои стратегии под потребности нового рынка, делая акцент на технологию, внешний вид и простоту использования аппаратуры.
Всё это ведет к модельному разнообразию и расширению возможностей мобильных устройств по сравнению с их недавними предшественниками. Другой результат состоит в том, что OEM вносят изменения в свои предложения, касающиеся настольных ПК, надеясь сохранить их востребованность.
“Процесс сегодня протекает в довольно радикальных формах, и это отражается в обилии форм-факторов, представленных на рынке, — говорит о росте продаж ноутбуков аналитик IDC Ричард Шим. — Мы видим массу всевозможных моделей, уменьшенные ноутбуки, планшеты, 13- и 14-дюймовые портативные ПК, 14- и 15-дюймовые ноутбуки и т. п. … Производители много чего придумывают и стали гораздо более изобретательными в плане дизайна”.
По оценкам Gartner, в цифровом выражении переход уже свершился, по крайней мере в Северной Америке. В III квартале 2007 г. поставки ноутбуков составили 52% рынка, а на настольные ПК пришлось 48%, сообщила аналитик Gartner Микако Китагава.
В Северной Америке на рост продаж больше всего влияют домашние пользователи, и, по прогнозу Китагавы, IV квартал с его сезоном праздничных покупок должен был усилить разрыв между сбытом настольных ПК и ноутбуков. Хотя в 2008 г. продолжится снижение цен на ноутбуки, на коммерческом рынке, говорит Китагава, это скажется в меньшей степени: “Коммерческий рынок менее чувствителен к ценам, и ИТ-департаменты, покупая аппаратуру, принимают во внимание различные соображения. При этом они далеко не всегда выбирают самое дешевое”.
Фирма IDC, в отличие от Gartner, дает более сдержанные оценки. По ее мнению, в США поставки ноутбуков в III квартале оставались приблизительно на уровне 49%. К концу 2008-го произойдут определенные перемены и объемы продаж ноутбуков и настольных ПК в США составят 54,6 и 45,4% соответственно.
Настольные и блокнотные
У HP, крупнейшего мирового производителя ПК, доходы от продаж ноутбуков в 2006 г. превысили доходы от настольных систем, и в компании считают, что эта тенденция сохранится. Вот ряд цифр из отчета HP (за IV кв. 2007 финансового года), выпущенного 19 ноября прошлого года.
Шим считает, что изменение рыночных ролей ноутбуков и настольных ПК скорее всего произойдет в I или II кварталах 2008 г.
HP уже сегодня видит, что ноутбуки по выручке от продаж обгоняют ПК. В соответствии с опубликованными компанией 19 ноября данными об итогах IV квартала 2007 финансового года, продажи ее ноутбуков выросли относительно того же периода предшествующего года на 49%, тогда как продажи настольных ПК всего на 15%.
За тот же отрезок предшествующего финансового года HP выручила от продаж настольных ПК около 3,6 млрд. против 3,4 млрд. долл. от сбыта ноутбуков. Теперь же соотношение соответствующих показателей стало обратным, и продажи ноутбуков принесли 5,1 млрд. против 4,2 млрд. долл. дохода от сбыта настольных ПК.
Apple также убедилась, что продажи ее портативных систем MacBook и MacBook Pro в целом опережают продажи настольных компьютеров Mac Pro и iMac, несмотря на временный паритет двух категорий продукции (ноутбуков и десктопов) в 2007 г., достигнутый благодаря существенной модернизации iMac.
“Интерес к продукции Apple в мире стремительно растет благодаря высокой популярности iPod и iPhone на розничном рынке, — сказал Тим Баджарин, президент консалтинговой фирмы Creative Strategies. — Всё больше домашних пользователей открывают для себя удобства компьютеров Mac и мощные возможности новой ОС, и это особенно стимулировало продажи ноутбуков Apple”.
По словам Баджарина, в начале 2006 г. на ноутбуки приходилось около 60% всех продаж ПК Apple, хотя в какой-то момент 2007-го ноутбуки и настольные компьютеры этого поставщика продавались примерно в равной пропорции. Причем в самом последнем квартале доля продаж ноутбуков опять возросла.
“Покупатели продукции Apple весьма положительно отреагировали на появившиеся в августе новые модели iMac, из-за которых продажи фирменных настольных ПК подскочили относительно предшествующего года на 31%, — сказал в октябре главный финансист компании Питер Оппенхеймер на аудиоконференции по итогам IV квартала. — Но спрос на MacBook и MacBook Pro по-прежнему очень велик. Квартальный объем продаж портативных ПК за год вырос на 37% и составляет 62% всех проданных Mac-систем”.
Несмотря на эффект от появления новых iMac, продажи ноутбуков растут динамичнее. Отчасти это может быть связано с вялой модернизацией профессиональной и более дорогой настольной линейки Mac Pro. В октябре 2006 г. Solutions Research Group опубликовала результаты исследования рынка, показывающие, что самым востребованным продуктом Apple являются ноутбуки (MacBook или MacBook Pro). В этом исследовании также отмечено, что ноутбуки Apple заняли 11-е место среди самых раскупавшихся товаров предшествующего праздничного сезона.
По словам Шима, при всей значимости дебатов по поводу того, покупать ли ПК с Microsoft Windows Vista, или лучше остаться с Windows XP, основную массу пользователей больше волнуют другие вопросы — в частности, беспроводные технологии и ресурс батарей.
То, что на рынке Северной Америки продажи ноутбуков превосходят сбыт настольных ПК, уже не является сюрпризом, однако IDC и Gartner находят, что к тому же состоянию быстро приближаются развивающиеся рынки Китая, Восточной Европы и Индии. Как отмечает Шим, к концу 2009 г. мировой рынок догонит рынок США и продажи ноутбуков там тоже станут превалировать над ПК. Gartner прогнозирует, что это случится ближе к 2010 г.
Что касается домашних пользователей, то в прошедшем предновогоднем сезоне OEM продолжали политику снижения цен на ноутбуки, предлагая системы с встроенной графикой и недорогими версиями ОС — например, Microsoft Windows Home Basic.
Сегодня ноутбуки покупают чаще, чем настольные ПК. По информации NPD, в прошлом году продажи ноутбуков выросли на 32%, а продажи настольных ПК упали на 7%. Причем в рознице ноутбуки вышли на первое место еще два с лишним года назад.
Аналитик из NPD Стивен Бейкер сомневается, что такие вещи, как Vista сколько-нибудь влияют на продажи ПК. “И это давным-давно известно. Разве новый процессор способствует продаже ПК? Главное — практичность, а не скорости и технические навороты. Дизайн, внешний вид и удобство работы с продуктом всегда важнее, чем используемая ОС”, — уверен он.
С другой стороны, усиление акцента на ноутбуки дает выигрыш и пользователям настольных ПК, поскольку производители, например HP, Dell и Lenovo, перерабатывают свои предложения, чтобы поддержать интерес к покупкам настольных ПК. В отличие от прошлых лет производители теперь проектируют новые ПК с не меньшей тщательностью, чем ноутбуки.
“Сегодняшние настольные ПК стали более компактными, более стильными и по-прежнему кое в чем производительнее и функциональнее, чем ноутбуки”, — подчеркивает Шим из IDC.
Написано при участии издателя Microsoft Watch Джо Уилкокса. Дэниел Тернер — внештатный автор.