В середине декабря индийская интеграторская компания Tata Consultancy Services (TCS) объявила о создании нового структурного подразделения, целевыми рынками для которого станут страны Восточной Европы, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. Этот шаг совпадает с руслом обновленной стратегии TCS, учитывающей тенденции развития мировой экономики и предусматривающей географическую экспансию фирмы с целью расширения бизнеса, диверсификации источников доходов и распределения рисков, поиска (и последующего найма) новых ИТ-специалистов.
Хотя основную долю доходов (от 75 до 80%) индийские ИТ-компании по традиции получают благодаря заказам из США, в последние годы заметно вырос спрос на ИТ-услуги со стороны стран с развивающейся экономикой. По оценкам аналитиков, уже сегодня такие регионы потребляют 25,5% всего мирового объема ИТ-сервисов, который оценивается в 730 млрд. долл. При этом темпы роста локальных рынков ИТ-услуг в этих странах составляют в среднем 8%, опережая аналогичный показатель для промышленно развитых стран (6%).
Наибольшим потенциалом экономического роста обладает, по оценкам экспертов Goldman Sachs, четверка BRIC (Бразилия, Россия, Индия и Китай), а также Мексика, которые, согласно прогнозам агентства, к 2050 г. будут вырабатывать в совокупности примерно 50% мирового ВВП.
TCS уже воспользовалась теми возможностями, которые предоставляют динамично растущие национальные экономики. Так, компания в течение пяти лет работает в Латинской Америке, распространив свою деятельность на дюжину стран этого региона, обслуживает там более полутораста клиентов с помощью 5,5 тыс. привлеченных местных специалистов (в том числе в Бразилии, Чили и Уругвае), имеет шесть региональных центров разработки ПО. По итогам третьего квартала текущего финансового года, завершившегося 31 декабря, южноамериканский регион принес ей 4,7% доходов (для сравнения: индийский ИТ-рынок, объем которого в прошлом году оценивался почти в 16 млрд. долл., обеспечивал примерно 10% доходов TCS).
TCS может претендовать в России на сложные и крупные проекты в тех сферах, где индийская индустрия ИТ-услуг завоевала прочные позиции на мировом уровне
По информации IDC, российский рынок ИТ-услуг в 2006-м составил 2,99 млрд. долл. (итоги минувшего года еще не подведены; прогнозировавшийся IDC объем рынка ИТ-сервиса в России в 2007 г. – 3,65 млн. долл.), превысив показатель предыдущего года более чем на 23% (в долларовом выражении). А экспорт российских программных продуктов и услуг в 2006 г. Мининформсвязи оценило примерно в 1,8 млрд. долл. Как прогнозирует IDC, объём рынка ИТ-услуг к 2011 г. в нашей стране достигнет 7,84 млрд. долл., при этом их доля в общем объеме российского ИТ-рынка вырастет с 20% (в 2006 г.) до 25% (в 2011-м).
В списке регионов присутствия TCS — Китай, Южная Африка, Объединенные Арабские Эмираты, страны Восточной Европы (в частности, Венгрия). Как видим, России в этом списке нет. Однако можно с уверенностью говорить: пока нет. Как дают понять руководители TCS, они планируют открыть у нас свое представительство, причем это может произойти уже нынешней весной. В этом случае Tata Consultancy Services станет первой индийской аутсорсинговой компанией, представленной в нашей стране.
До сих пор таких прецедентов не было. “Российская экономика сравнительно недавно доросла до принятия ИТ-аутсорсинга как неизбежного пути повышения конкурентоспособности бизнеса, и наш рынок не был готов к услугам индийских компаний. Эти факторы долгое время сдерживали их вторжение в Россию, — поясняет сложившуюся ситуацию президент ассоциации РУССОФТ Валентин Макаров. — К тому же для продвижения на российском рынке индийская ИТ-индустрия не располагает ни знанием нашего языка, ни необходимыми представлениями о русской культуре (языковой и культурный барьеры значительно ниже в США и Великобритании в силу присутствия там больших индийских диаспор и ещё потому, что многие индийцы, проживающие на своей исторической родине, владеют английским языком). Справедливости ради можно сказать, что с аналогичными проблемами индийские компании столкнулись и в Западной Европе, где продвижение индийского аутсорсинга идет значительно медленнее, чем ожидалось”.
Кроме того, по словам президента РУССОФТ, индийские компании отдают себе отчет в наличии серьезной конкуренции со стороны российских разработчиков ПО. В Индии престиж российских специалистов, в том числе и в сфере ИТ, давно находится на высоком уровне, во многом благодаря авторитету наших инженеров, в течение долгих лет помогавших этой стране в создании и развитии ее национальной промышленности и обеспечении обороноспособности.
“Интерес TCS и других крупных индийских компаний в отношении активно растущего российского рынка ИТ-услуг известен, — сказал Валентин Макаров. — Спирос Вандревала, в ранге вице-президента TCS, приезжал в Санкт-Петербург на конференцию РУССОФТ еще в 2004 г., но то был всего лишь визит вежливости”.
Президент РУССОФТ вспомнил лишь один эпизод, связанный с покупкой индийской компанией одной из наших аутсорсинговых фирм. Правда, эта попытка оказалась неудачной “из-за культурных различий”. Однако, по свидетельству г-на Макарова, ряд российских ИТ-специалистов работает в Индии на местные компании, в основном занимая высокие должности, в частности технических директоров. Известно также, что наши компании (к примеру, в этом “замечена” Auriga) организуют в Индии обучение индийских программистов.
“Наверное, теперь для индийских фирм приходит время более серьезного сотрудничества. В частности, заинтересованность в создании центра разработки ПО в России топ-менеджеры TCS высказывали мне во время проходившей в ноябре прошлого года в Хайдерабаде конференции Innovation in Emerging Еconomies, организованной при участии TCS, — сообщил президент РУССОФТ (он выступал на данной конференции с докладом). — Речь шла о том, что компания TCS проводит крупный аутсорсинговый проект в нашей стране и намерена на основе полученного опыта создавать здесь свое представительство. Но конкретные даты тогда не назывались”.
Безусловно, приход крупного индийского игрока способен повлиять на ситуацию на нашем рынке ИТ-услуг. Вопрос в том, насколько кардинально.
Компания TCS -- один из самых крупных индийских поставщиков ИТ-услуг и бизнес-решений и ведущий в Индии разработчик ПО. По состоянию на конец предшествующего финансового года, завершившегося 31 марта 2007-го, её доходы составили 4,3 млрд. долл. В прошедшем году компания заключила ряд долгосрочных аутсорсинговых сделок, крупнейшая из которых — с фирмой Nielsen — оценивается в 1,2 млрд. долл.
“По моему мнению, TCS будет претендовать в России на сложные и очень крупные проекты в тех сферах, где индийская индустрия ИТ-услуг завоевала прочные позиции на мировом уровне, — считает Валентин Макаров. — Но в нашей стране потенциальных заказчиков подобного уровня не так много, и к тому же вокруг них активно “вьются” российские системные интеграторы. Следует, однако, подчеркнуть, что по опыту реализации сложных и очень крупных проектов, который индийские компании накопили, выполняя заказы американских, японских и европейских клиентов, а также по своим масштабам, хотя бы даже по численности персонала они опережают российских конкурентов. Это дает им преимущество на корпоративном рынке, поскольку крупным клиентам необходима не только разработка ПО, но и предоставление всей гаммы услуг в сфере ИТ. По таким видам аутсорсинга, как выполнение рутинных операций по поддержанию ИТ-систем или организация call-центров, Индия еще долго будет предоставлять более дешевые услуги благодаря огромной массе сравнительно дешевой рабочей силы”. По некоторым данным, в настоящее время в этой стране насчитывается в общей сложности 1,6 млн. ИТ-специалистов, работающих в сфере разработки ПО и услуг.
Безусловно, компании TCS может быть интересна и разработка сложного ПО. “В этой области ситуация несколько иная: по способности эффективно решать сложные задачи, связанные с проведением научных исследований и разработкой наукоемкого софта, наша страна не уступает Индии, — сказал Валентин Макаров. — Это как раз та ниша, в которую все больше уходит российская индустрия создания программного обеспечения по мере роста стоимости разработки и углубления дефицита рабочей силы. Здесь мы конкурируем и на глобальном рынке, так что, естественно, сможем конкурировать с TCS в России, имея к тому же преимущество “своего поля”. В этом сегменте рынка ИТ-услуг и TCS, и другие индийские компании могут действовать точно так же, как и ведущие мировые игроки, т. е. создавать центры разработки, используя российских специалистов. По моему мнению, создав свой центр в нашей стране, TCS сможет работать по двум направлениям: выходить на российский рынок со своими пакетами комплексных услуг, с которыми трудно конкурировать нашим компаниям, и одновременно создавать коллективы из российских квалифицированных разработчиков для решения сложных наукоемких проблем в рамках проектов TCS в Индии, России и других странах”.
Ясно, что для работы в нашей стране TCS потребуются российские специалисты. Сможет ли компания рассчитывать на то, что ей удастся привлечь, скажем, наших программистов? По мнению президента РУССОФТ, вполне.
“Чтобы притянуть к себе специалистов, TCS может воспользоваться теми же предложениями, что и американские компании: высокой зарплатой, социальными пакетами, интересной работой, возможностями карьерного роста… И рынок среагирует на это предложение, — уверен он. — Кроме того, имея опыт работы в Индии, TCS наверняка выйдет на наши вузы для целенаправленной подготовки специалистов”. Действительно, в мировой практике компании, занимающиеся разработкой ПО, до 70% персонала нанимают среди свежеиспеченных выпускников колледжей.
Однако помимо российских специалистов TCS, безусловно, должна будет задействовать при работе в нашей стране и собственных менеджеров, например, чтобы обеспечить бизнес-процессы при выполнении сложных ИТ-проектов.