23 января корпорация Apple провела в Москве пресс-конференцию. Казалось бы, вполне рядовое событие, но из череды аналогичных мероприятий оно надолго задержится в памяти. И вовсе не благодаря той продукции, которая была на нем представлена (а речь на этот раз шла о некоторых новинках, объявленных на недавно прошедшей в Сан-Франциско выставке Macworld Expo).
Московская пресс-конференция сильно удивила своей организационной стороной: перед началом мероприятия без объяснения причин журналистов предупредили, что фото- и видеосъемка на нем запрещены (хорошо еще, что ограничения не коснулись заметок на бумаге). За двенадцать лет работы в компьютерной прессе я не припомню похожей ситуации (лишь иногда какие-то сведения сообщались компаниями на условиях “эмбарго” на публикацию предоставленной журналистам информации до оговоренного срока).
Да, обычно не разрешают фотографировать на заводах, где производится продукция, в лабораториях, создающих прототипы будущих изделий, или в демонстрационных залах, где выставлены опытные образцы. Случаются, хотя и очень редко, запреты на пользование вспышкой. Но чтобы запрещали съемки на обычной пресс-конференции, на которой к тому же говорили об уже поступившей в продажу продукции…
Сам факт запрета съемок не сказать, что сильно огорчил, но конечно же удивил. В конце концов, отсутствие в отчетах о прошедшем мероприятии фотографий зарубежных менеджеров, редко посещающих нашу страну (а возможно, и случайно оказавшихся здесь) и продемонстрировавших достоинства фирменной продукции, не стало большой потерей для российских СМИ. Тем более, что сообщения о тех или иных продуктовых новинках компьютерные издания — и бумажные, и электронные — иллюстрируют изображениями самих новинок, а не лиц, их представлявших.
Негативные эмоции вызвало другое обстоятельство. Прошедшее мероприятие было заявлено как “первая официальная пресс-конференция Apple Inc. в России”. И хотя справедливость такой формулировки, пожалуй, вызывает недоумение, в свете назначения осенью минувшего года Валерия Лановенко директором Apple по России и странам СНГ (о чем, кстати говоря, официальных заявлений от Apple так и не последовало —см. PC Week/RE, № 40/2007) журналисты, в особенности пишущие о компьютерном бизнесе, рассматривали пресс-конференцию как естественную возможность получения из первых рук информации о планах и стратегии Apple на российском рынке. Тем более что о новинках Apple на выставке Macworld Expo многие издания уже успели сообщить. Однако эти ожидания не оправдались.
По моим наблюдениям, не все журналисты даже поняли, что г-н Лановенко все же присутствовал на данной пресс-конференции, скромно наблюдая за презентациями своих зарубежных коллег со стороны. Впрочем, он не только не выступил публично, но и отказался сообщить что-либо о текущем состоянии бизнеса Apple в России и его перспективах в частной беседе.
К деятельности корпорации в нашей стране накопилось достаточно много вопросов и с точки зрения ценовой политики, и в плане доступности продукции на рынке, и по сервисному обслуживанию. Причем не только у журналистов, но и у потребителей продукции Apple, и у российских партнеров корпорации.
Вообще говоря, на сегодняшний день единственный общедоступный источник информации об Apple — это локальная версия фирменного сайта корпорации —www.apple.com/ru. (Хотя, судя по имеющейся на нем информации, может сложиться впечатление, что история Apple в России началась лишь 5 сентября 2007 г. — этой датой помечены первые размещенные на сайте пресс-релизы; между тем прежде действовал сайт www.apple.ru, который поддерживала Apple IMC — независимая маркетинговая компания, представлявшая прежде интересы Apple в России). На новом сайте можно узнать, например, что имеется больше полудюжины вакансий, открытых с середины ноября прошлого года, но, опираясь на имеющуюся на нем информацию, невозможно установить, в частности, как теперь выглядит партнерская сеть Apple в нашей стране или каков нынешний статус компании iPro: на сайте до сих пор значится, что это “единственный дистрибьютор профессиональных решений Apple Inc. в России”. (Примечательно, что в программах выездных мероприятий, которые iPro собирается проводить в нынешнем году в ряде российских регионов, запланированы доклады на тему “Бизнес с Apple — партнерская политика, коммерческие результаты, перспективы сотрудничества”, и делать их будут не менеджеры Apple, а сотрудники iPro.)
По информации iPro, среди компьютерного оборудования Apple в последнее время быстрее всего растет объем продаж портативной техники. В соответствии с прогнозами компании, озвученными во время партнерской конференции летом прошлого года, доля MacBook и MacBook Pro должна была составить к концу 2007-го около 2% российского рынка ноутбуков.
По свидетельству аналитической фирмы ITResearch, Apple на нашем компьютерном рынке является незначительным игроком: доля корпорации находится на уровне статистической погрешности. Думаю, что ситуацию вряд ли изменит в лучшую сторону и представленный недавно на MacWorld самый тонкий ноутбук (см. PC Week/RE, № 1/2008). К тому же объявленная компанией на российском рынке цена MacBook Air (почти 68 тыс. руб.) примерно на 1000 долл. выше цены, рекомендуемой производителем для американского рынка. А потому — с учетом масштабов продажи блокнотных ПК Apple в нашей стране — даже рьяные приверженцы корпорации признают, что столь существенная ценовая разница приведет к “серому” ввозу данных моделей.
Локальный сайт Apple до сих пор не проинформировал пользователей также о том, что уже примерно полгода в нашей стране действует фирменный сервис — AppleCare. Правда, опыт дистрибьюторской компании ELKO, к примеру, свидетельствует о том, что подобными сервисными программами пользуется незначительная часть конечных покупателей. Однако, по мнению директора по продажам и маркетингу московского представительства ELKO Александра Будилова, “внимание Apple, уделяемое вопросам сервисного обслуживания, показывает долгосрочность инвестиций корпорации в российский рынок”.
“Так как локальное представительство было открыто только в конце 2007-го, основные изменения в политике Apple мы ожидаем в этом году, — добавил он. — В первую очередь наши ожидания связаны с расширенной поддержкой канала сбыта, увеличением товарных квот на Россию, одновременным с западным рынком появлением новинок и популяризацией бренда для конечного пользователя”.
Однако “первая пресс-конференция” Apple, на мой взгляд, доказывает другое: похоже, в компании до сих пор считают, что ее продукция настолько хороша, что может продаваться без какой-либо поддержки со стороны производителя.