В одной компании при внедрении проекта автоматизации работы персонала, взаимодействующего с клиентами, возникло серьезное сопротивление, которое привело проект к краху: сотрудники отказались пользоваться удобной и оптимизированной для их работы CRM-системой. Главная ошибка состояла в том, что не был своевременно проведен грамотный пиар, в ходе которого им были бы объяснены цели проекта. В результате сработал стандартный для большинства организаций внутренний анти-PR, когда автоматизация была воспринята не как помощь в работе, а как система ужесточения контроля и усиления эксплуатации человека компанией.
Таких примеров можно привести множество, ведь любое преобразование затрагивает интересы людей. Его последствием наверняка будут изменения, но вот окажутся ли они к худшему или к лучшему для конкретных сотрудников?
Так уж устроен человек: при нехватке информации он домысливает ее в негативную сторону. Начальник разговаривает со мной строго? Значит, он за что-то на меня рассердился. Сослуживец не поздоровался при встрече? Что ж такого я ему сделал? На работе проводят нововведения — ну, теперь гайки до конца закрутят! А если кто-то с нами любезен и внимателен -- можно не сомневаться: он что-то плохое задумал… А на самом-то деле начальник сердится не на вас, а на партнера по бизнесу, с которым у него только что состоялся неприятный разговор по телефону… У сослуживца очень большие неприятности в личной жизни, и он вообще ничего вокруг не замечает… Новую систему внедряют, чтобы решить именно те проблемы с коммуникациями, о которых вы же неоднократно упоминали на планерках… А тот любезный коллега просто хорошо воспитан и доброжелателен…
Вот если бы удалось изменить подход людей к переменам, ведь даже пословица советует: ждать надо хорошего, а плохое само придет! А еще где-то я прочитала такую поучительную историю-совет. Предположим, ваш начальник назначил вам встречу на конец рабочего дня, а сам не пришел. Сидите вы в офисе, ждете его, уже все сотрудники ушли, а вы мучаетесь и представляете, как он развлекается в ресторане, пока вы тут весь в ожидании. Не надо думать о плохом! Думайте о хорошем: может, он ногу сломал, в больнице лежит! Правда, история эта больше не об отношении к переменам, а о том, что в любом событии надо сначала искать (и находить!) выгоду для себя. И этот подход тоже очень бы пригодился при проведении преобразований в компании.
Однако замахиваться на такие грандиозные массовые перемены сознания сотрудников — нереально, поэтому поговорим о том, как эффективно провести внутрикорпоративный пиар отдельно взятого проекта при условии, что большинство людей ничего хорошего от грядущих перемен не ждет.
Сначала вспомним, что мы понимаем под PR-деятельностью. Применительно к бизнесу это взаимодействие с представителями общественности, направленное на создание определенного имиджа (отношения) с целью получить дополнительные выгоды или конкурентное преимущество. В ходе реализации задачи может возникнуть необходимость в формировании у общественности нужного взгляда на фирму, кампанию, проект и даже на конкретную личность. Сегодня мы в основном говорим о внутренней общественности, т. е. о персонале компании, хотя алгоритмы, которые будут разработаны в ходе нашего обсуждения, можно применять и для внешних категорий — клиентов, партнеров, поставщиков, представителей СМИ и других сегментов.
Еще раз обращаю ваше внимание на только что представленное определение PR: в нем очень важна вторая часть о цели планируемой активности. Если мы не понимаем, для чего предпринимаются действия, то в лучшем случае они будут хаотичными и по большей части бесполезными, а в худшем — принесут ощутимый вред.
Итак, возвращаемся к проблеме, поставленной в начале статьи: проект завершился неудачей; его провал во многом связан с неправильным пиаром, а вернее, с отсутствием такового; задача — исправить ситуацию.
Цель внутреннего PR в данном случае можно сформулировать так. Необходимо сформировать и укрепить в сознании сотрудников правильное отношение к новой системе: она призвана решить задачи бизнеса более совершенным способом, чем раньше; ее назначение — оптимизация и повышение эффективности работы сотрудников, а значит, улучшение результатов их труда и соответственно положения (больше денег, меньше трудозатрат, увеличение собственной “капитализации” — повышение квалификации, освоение новой современной системы и т. п., избавление от рутинной черновой работы, улучшение коммуникаций внутри отдела и со смежными подразделениями, уменьшение стрессов на этой почве, прогресс в отношениях с клиентами).
После общей формулировки должна последовать “оцифровка” цели, т. е. выражение ее в количественных параметрах или в таких категориях, которые могут быть измерены доступными способами, а следовательно, их развитие можно контролировать. Измерять отношение персонала к проекту сложно и затратно, поэтому в данном случае поставленная задача может быть конкретизирована следующим образом: нам необходимо, чтобы CRM-системой после ее внедрения постоянно пользовались не менее 80% сотрудников подразделений А, Б и В; при этом под “постоянным использованием системы” понимаются такие конкретные действия персонала (далее следует перечень)…
Выше я пообещала готовый алгоритм действий именно для проведения пиара, но если быть до конца последовательными, то перед его разработкой следует убедиться в том, что он нам и вправду необходим. Четкое обозначение цели как раз и позволит определить, нужно ли начинать эту самую активность, обозначенную как пиар проекта. Помните простейший фильтр необходимости, который помогает осознать, нужна ли конкретная деятельность в данный момент времени? Он выглядит так.
- Можно ли без реализации данного мероприятия добиться успешного результата?
- Если действие не будет произведено, то понятно ли, чтó можно сделать вместо него для достижения поставленной цели, приемлемы для вас в этом случае затраты?
Ответ “да” на оба вопроса означает, что предполагавшиеся ранее действия неоправданны.
На первый вопрос в нашем случае можно уверенно ответить “да”. Опыт многих компаний подтверждает, что успешное внедрение новых систем возможно, если все нововведения жестко идут сверху (от руководства) и сопровождаются определенными административными мерами по пресечению саботажа. К примеру, принимается решение, что любая операция считается выполненной только тогда, когда она внесена исполнителем в систему. Ваша премия рассчитывается от выработки? Так вы ничего не получите, даже если клиентом подписаны все необходимые бумаги и деньги поступили на расчетный счет, но в системе эти события не зафиксированы. Подобные меры быстро заставят сотрудников освоить новые порядки — можно обойтись и без пиара.
Со вторым вопросом сложнее. Предположим, что вместо PR-мероприятий выбраны административные меры, в том числе наказания за невыполнение новых правил. Следует признать, что в большинстве случаев прямые затраты на эффективные PR-мероприятия будут больше, чем на выстраивание системы административных мер. Мы увидим дальше, что придется приложить значительные усилия для разработки и настройки PR-программы. Большая часть PR-инструментов требует эмоционального вовлечения, они должны использоваться постоянно, а если бросить начатую деятельность, не доведя ее до успеха, то отрицательные последствия могут быть хуже, чем если бы вы не начинали этого делать. С другой стороны, разработка и внедрение системы административно-репрессивных мер довольно проста, тем более что человеческий опыт в области наказаний, в том числе и в бизнесе, гораздо больше, чем в области поощрений, а значит, его легче перенять.
Таким образом, если не смотреть на второй вопрос глубже, то мы даем на него ответ “да”. Два “да” в фильтре необходимости означают, что без пиара в данной ситуации можно обойтись. Так часто и происходит. Но что мы получаем в этом случае в нашем примере? У сотрудников уже сформировано негативное отношение к системе, к нему добавляем репрессивные административные методы внедрения и подтверждаем своим опытом имеющуюся печальную статистику, которая свидетельствует об уходе не менее 30% сотрудников при проведении жестких преобразований в компании. Ну и теперь приемлемы ли для вас затраты на достижение цели?
С теми, кто остался при своем “да” на оба вопроса фильтра необходимости, мы расстаемся до новой темы обсуждения, а с теми, кто сомневается или уже изменил хотя бы один ответ на противоположный, встретимся в следующий раз.
Наша цель -- разработать четкий алгоритм действий при формировании внутренней PR-программы, который можно применить для любой задачи. Мы посмотрим, что конкретно можно сделать для реанимации описанного сегодня умирающего проекта. А еще обязательно поговорим о том, как повысить эффективность очень затратных действий, предпринимаемых при разработке и внедрении PR-кампаний.
С автором статьи можно связаться по адресу: margo@starcons.ru.