Cisco демонстрирует систему TelePresence в России
В последние два года теме телеприсутствия как наивысшей стадии развития ВКС уделяется всё больше внимания, в том числе на страницах СМИ. В начале февраля группе журналистов, среди которых был и ваш корреспондент, представилась возможность непосредственно познакомиться на уровне пользователей с современной технологией, которая воплощена в системе телеприсутствия Cisco TelePresence System (CTS). Демонстрация проводилась одновременно в двух московских центрах компаний “Микротест” и “Транстелеком”, связанных каналом 15 Мбит/с и отстоящих друг от друга на расстоянии в 8 км. В обоих офисах расположились представители компаний и журналисты, общавшиеся между собой.
Как утверждают разработчики, система Cisco TelePresence, появившаяся на рынке в конце 2006 г., представляет собой законченный стандартизированный продукт, предназначенный для тиражирования и не предполагающий учета пожеланий клиента. В документации на это решение регламентированы характеристики сетей, состав оборудования, проведение необходимых работ по его монтажу, настройке и обслуживанию. Сегодня такое решение ориентировано главным образом на топ-менеджеров крупных корпораций и госструктур, в том числе правительственного уровня.
Дизайн прост, но… дорог
В Cisco считают, что добились главного: система телеприсутствия TelePresence 3000 исключительно проста в управлении. Благодаря этому при ее использовании нет необходимости в привлечении технического персонала, что весьма важно, поскольку переговоры могут носить конфиденциальный или даже секретный характер. Все настройки, с которыми без труда может совладать не разбирающийся в технике человек, заключаются в выборе видеосоединения с нужным собеседником или группой коллег, находящимися за много (даже тысячи) километров. Выбор осуществляется через стандартное меню IP-телефона Cisco, расположенного на столе, за которым в удобных (опять же стандартизированных) креслах размещаются в специальной комнате приглашенные участники совещания (см. рисунок).
Дизайн такой комнаты, разработанный в Голливуде, также чрезвычайно прост: ничего лишнего. Это невольно заставляет сосредоточиться на главном предмете предстоящего обсуждения. В этом почти квадратном помещении учтены все особенности стандартизированного решения, такие как неизменный дизайн переговорной комнаты, стены которой окрашены в желто-оранжевый цвет, отсутствие окон; наличие верхнего (потолочного) искусственного освещения, по спектру близкого к естественному, что исключает цветовые искажения людей и их одежды; кондиционирование; на столах — микрофоны; справа под рукой у каждого участника -- розетки и т. п. На трех 65-дюймовых плазменных панелях отображаются в натуральную величину собеседники, удобно разместившиеся в таких же креслах и за таким же полукруглым столом в точно такой же комнате, что дополняет иллюзию их живого присутствия. Над мониторами находятся три видеокамеры, передающие видеоизображения в формате высокого разрешения 720×1080 (HDTV). Внизу под тремя панелями — проекционный экран, на который каждый из присутствующих в комнате может вывести необходимую информацию со своего ноутбука, подключив его к специальному разъему, находящемуся тут же под рукой.
Когда находишься в таком “телеприсутственном” зале, чувствуется некая “бизнес-гармония”, которая располагает не к праздным беседам, а к серьезным деловым переговорам, проведению бизнес-совещаний и пр., а именно в этом, по мнению разработчиков, и заключается назначение системы. Стоимость такой бизнес-простоты довольно ощутима: ведь цена шестиместного зала составляет ни много ни мало 350 тыс. долл. с годовым сервисным обслуживанием, за которое в России и странах СНГ (на сегодняшний день) отвечает единственный авторизованный (в этой категории) партнер Cisco компания “Микротест”. Кроме того, нужно учесть расходы на провайдера, который предоставляет выделенный канал 15 Мбит/с. По данным измерений, которые выполнил “Транстелеком”, предоставляющий широкополосный канал для проведения бесед в режиме телеприсутствия, нормальная (без видимых задержек) видеосвязь осуществляется при 8--10 Мбит/с.
Cisco предлагает и менее мощный “несовещательный” вариант TelePresence 1000 — комнату с одним плазменным 65-дюймовым дисплеем. Такое решение ориентировано, видимо, на общение тет-а-тет. Снижение числа участников до минимума ведет и к существенному сокращению инвестиций в такой проект: комната с одним телеприсутствующим обойдется всего в 100 тыс. долл. вместе с годовой технической поддержкой (без учета расходов на трафик).
Для общения в режиме телеприсутствия приобретение дорогостоящего оборудования не обязательно, возможна его аренда в компании, располагающей системой TeleРresence. Но в этом случае, по данным “Микротеста”, только за трафик часовой видеобеседы арендатору комнаты телеприсутствия придется заплатить примерно 170--180 долл., что, впрочем, сопоставимо с тарифами широкополосной связи в регионах.
Глаза в глаза
Вне сомнения, общение с коллегами на уровне телеприсутствия впечатляет. Четкость и качество позволяет без труда рассмотреть не только мимику на лице собеседника и выражение его глаз, но даже структуру ткани одежды и т. п. Звуковое сопровождение (качество на уровне CD) позволяет расслышать каждое произнесенное слово, исходящее со стороны говорящего. Сколько ни стараешься, заметить раздражающую (наблюдаемую в обычных системах ВКС, телемостах, в Интернете) рассинхронизацию (отставание изображения от звука) не удается, что и придает естественность беседе. Через несколько минут столь непривычного (действительно, для абсолютного большинства людей это пока экзотика) видеообщения забываешь, что собеседники, восседающие в таких же креслах по другую (виртуальную) сторону круглого стола, на самом деле находятся на весьма значительном расстоянии, а не в нескольких метрах. Невольно ловишь себя на мысли, что чувствуешь некое неудобство, что не поздоровался с коллегой, не пожал ему руку, вместе с тем сознавая, что физически это невозможно. Впрочем, замечаешь, что и твои собеседники еще не привыкли к такого рода общению и также чувствуют некую неуверенность по поводу того, как же правильно вести себя с виртуальными коллегами, которые находятся “совсем рядом”.
И всё же достичь стопроцентного эффекта общения “вживую” между двенадцатью (по шесть с обеих сторон) собеседниками не получается. И дело не только в том, что, например, невозможно виртуально пожать друг другу руки, а в том, что взор находящегося напротив коллеги устремлен как бы в никуда или направлен не на того участника совещания, от которого, к примеру, исходит вопрос. Ведь при общении, а тем более при проведении переговоров важным является направление взгляда (на собеседника или аудиторию), который может говорить о многом, а главное — о заинтересованности собеседника.
Представьте себе докладчика, чей взгляд устремлен не на аудиторию, а куда-то в пустоту либо в сторону, или же переговорщиков, не смотрящих друг на друга. И сила убеждения лектора, нацеленного на некий абстрактный и неведомый слушателю объект, несомненно будет снижена.
Пожалуй, это наиболее сложная задача, которая, видимо, требует специальной настройки видеокамер, или отдельной режиссуры, или каких-то определенных рекомендаций для участников переговоров по их поведению за виртуальным столом. Возможно, таким искусством должно владеть главное действующее лицо. Во всяком случае здесь речь уже можно вести не о технической составляющей (к самой системе нет претензий), а о том, как при виртуальном общении еще более приблизиться к реальности.
Для совместимости системы телеприсутствия с обычными системами ВКС Cisco разработала решение на основе многоточечного коммутатора Cisco TelePresence Multipoint Switch и унифицированной системы видеоконференций Cisco Unified Video Conferencing, которые поддерживают многоточечную передачу стандартных видеопотоков. При этом поддерживаются стандарты CIF, H.323 и G.711. Функции совместимости для технологии Cisco TelePresence будут доступны во II квартале 2008 г.
Cisco уже установила 110 систем TelePresence в своих офисах в ряде стран. С их помощью сотрудники компании за последний год провели более 29 тыс. конференций и около 6 тыс. виртуальных встреч с заказчиками, что позволило, по данным Cisco, сэкономить свыше 46 млн. долл. на командировочных расходах. В западных странах TelePresence используют около ста клиентов.