Опыт “Корбины-Телеком” в реализации сервиса Dr.Web AV-Desk
В московских магазинах коробочную версию продукта “Dr.Web для Windows. Антивирус + Антиспам” c лицензией на право его использования на одном компьютере в течение года можно приобрести примерно за 1390 руб. Этот же продукт, но с лицензией, позволяющей работать с ним на двух компьютерах в течение того же срока, обойдется покупателю в 2590 руб. В то же время с ноября прошлого года все домашние клиенты интернет-провайдера “Корбина Телеком”, ныне раскинувшего свои высокоскоростные (пропускная способность “последней мили” от 2,2 Мбит/c) сети в Москве и более чем в 20 других городах России, могут задействовать весь функционал данного продукта совершенно бесплатно.
Это стало возможным благодаря соглашению, подписанному “Корбиной Телеком” с компанией “Доктор Веб” на право использования сервиса Dr.Web AV-Desk, обеспечивающего защиту конечных пользователей от вирусов и спама. “Работу над этим сервисом мы начали еще в 2002 г., — говорит автор антивируса Dr.Web, технический директор и владелец компании “Доктор Веб” Игорь Данилов. — Но до коммерческого варианта этот продукт был доведен только минувшим летом. В процессе проектирования он впитал все наши новейшие разработки; в том числе и те, которые применяются в мощных решениях для корпоративного сектора. По нашим данным, подобного рода сервис пока не предлагает ни одна антивирусная компания мира”.
Финансовые условия сделки стороны категорически не раскрывают, но из высказываний генерального директора компании “Доктор Веб” Бориса Шарова и директора управления домашнего интернета компании “Корбина Телеком” Андрея Борисова следует, что партнеры удовлетворены сотрудничеством и результаты почти трехмесячной эксплуатации сервиса Dr.Web AV-Desk их вполне устраивают.
“Из 400 тыс. наших домашних абонентов (а каждый абонент — это, как правило, не один человек, а целая семья, имеющая один или несколько компьютеров) на конец января данной услугой воспользовалось около 60 тысяч, — отмечает Андрей Борисов. — Примерно 80% из них проживают в Москве. Это нормально, так как 90% наших домашних пользователей обитают в столице”. А почему же не подключаются к данной услуге остальные 340 тыс. домашних абонентов “Корбины Телеком”? На этот счет г-н Борисов говорит следующее: “Мы не скрываем эту услугу, но активно ее не афишируем. Так что вполне возможно, что многие наши пользователи о ней просто не знают. Не исключено также, что часть пользователей уже применяет антивирусы, предустановленные на их компьютерах или приобретенные ими до подключения к нашим сетям. Но если все эти 340 тыс. абонентов вдруг разом выразят желание подписаться на услугу Dr.Web AV-Desk, то мы сможем удовлетворить их желание за несколько дней. Нынешних мощностей нашего серверного парка (то, как мы выбирали и тестировали эти серверы, — отдельная “песня”) для этого вполне достаточно. Не боимся мы и дальнейшего увеличения количества абонентов, так как решение Dr.Web AV-Desk хорошо масштабируется”.
Для клиентов “Корбины Телеком” процедура подписки на услугу Dr.Web AV-Desk предельно проста. После парольной авторизации пользователь заходит в свой личный кабинет и путем простановки в нужном окне галочки оставляет “заявку”. В ответ ему высылается небольшой (около 800 Кб) персональный инсталляционный пакет, c помощью которого происходит установка клиентской части сервиса. Последняя “весит” около 25 Мб и кроме продукта “Dr.Web для Windows. Антивирус + Антиспам”,содержит утилиту, обеспечивающую регулярное обновление антивирусных баз данного продукта с серверов “Корбины Телеком” и дающую возможность интернет-провайдеру в реальном масштабе времени отслеживать “вирусную обстановку” на компьютере пользователя и своевременно применять соответствующие меры.
Идентификация подписчиков происходит при помощи уникального номера пользователя, создаваемого сервером провайдера и хранящегося в его базе данных. Запуск, установка, обновление и управление антивирусным пакетом на клиентских машинах производятся совершенно автоматически — в соответствии с инструкциями, получаемыми с антивирусного сервера. Таким образом, провайдер получает возможность следить за “самочувствием” своей сети, выявлять очаги вирусного заражения, своевременно реагировать на появление “зон риска” и так далее. Разумеется, пользователь вправе в любой момент отказаться от подписки на данный сервис. Для этого ему достаточно зайти в личный кабинет и нажать на кнопку “Отказаться от услуги Dr.Web”.
“Когда мы только начали внедрять этот сервис, то были просто в ужасе, —вспоминает Андрей Борисов. — Выяснилось, что примерно у 25% людей, желающих подключиться к данной услуге, компьютеры были заражены целым “зоопарком” разнообразных вредоносных кодов. Среди них встречались как самые свежие, так и те, которые вирусные аналитики считали давно “вымершими”. Но затем ситуация быстро стабилизировалась и стала нам подконтрольна. Более того, благодаря серверной части сервиса Dr.Web AV-Desk мы теперь имеем возможность видеть общую “вирусную обстановку” на компьютерах пользователей, подключенных к сети “Корбины Телеком”. Приятно отметить, что уменьшилось число обращений наших клиентов в службу технической поддержки и упростилась жизнь инженеров, осуществляющих подключение абонентов к нашей сети. Ведь не секрет, что многие проблемы подключения и эксплуатации обусловлены вредоносными кодами, живущими на ПК с той или иной степенью “заметности”. Сервис Dr.Web AV-Desk (прежде чем его выбрать, мы провели тендер и рассмотрели заявки примерно десяти отечественных и зарубежных фирм-разработчиков) среди прочего хорош тем, что его можно инициировать на уже зараженных машинах — а это довольно частая ситуация при подключении к нашей сети нового абонента. Кроме того, он работает на очень широком спектре клиентских операционных систем — от Windows 98 до Windows Vista. Мы рассчитываем, что Dr.Web AV-Desk существенно повысит лояльность наших пользователей”.
Лояльность клиентов, это, конечно, замечательно. Но возникает закономерный вопрос: а не погубит ли сервис Dr.Web AV-Desk коробочные и онлайновые продажи продукта “Dr.Web для Windows. Антивирус + Антиспам”? На это Борис Шаров отвечает так: “Только в Москве насчитывается несколько сотен интернет-провайдеров и других компаний, которые могут заинтересоваться этой услугой. И если все они внедрят данный сервис, то мы будем только рады. Ведь это освободит нас от многих хлопот, связанных с тиражированием и распространением продукта. В финансовом плане мы тоже, надеюсь, не прогадаем. Рынок огромен. Уже сейчас в России, по некоторым оценкам, насчитывается 22 млн. интернет-пользователей, а к концу 2010 г. их будет до 50 млн.”.
Кроме того, как пояснил Игорь Данилов, в зависимости от политики, проводимой конкретным провайдером, сервис Dr.Web AV-Desk может предоставляться не только на бесплатной, но и на платной основе. В последнем случае на него можно подписаться на определенный срок: от одного до 36 месяцев. При этом на период отсутствия пользователя в сети (например, во время его отпуска) абонентская плата за регулярные обновления антивирусных баз может не взиматься.