Хранение информации становится все более серьезной проблемой, и предприятия активно ищут специалистов по разработке и внедрению ПО, способного решить её
Объем неструктурированной цифровой информации растет как снежный ком, начиная с банков и заканчивая порталом MySpace. Как показало недавнее исследование аналитической компании IDC, в текущем пятилетии этот показатель увеличится в шесть раз: если в 2006-м в мире был накоплен 161 экзабайт таких данных, то к 2010-му их станет больше 988 экзабайт. А ведь все эти экзабайты нужно хранить, причем так, чтобы информация была четко организована, хорошо поддавалась управлению и легко извлекалась в нужный момент.
Вот как оценил нынешнюю ситуацию аналитик из компании Technology Business Research Group Эллан Франс: “Речь идет о данных, представленных в электронном виде. Раньше предприятия регистрировали сделки на бумаге и складывали записи в папки. Теперь же буквально всё — от платежных карточек до сведений о клиентах -- помещается в электронные хранилища. В результате с каждым годом файлы становятся все сложнее, однако записанная в них информация должна быть легко доступной”.
Такой гигант в области систем хранения, как фирма ЕМС, прогнозирует, что к 2012-му предприятиям потребуется порядка миллиона специалистов по хранению данных. Но примерно в это же время американский рынок труда сократится из-за ухода на пенсию поколения беби-бума. По оценкам Forrester Research, к 2017-му трудовую деятельность закончат 76 млн. человек, а им на смену придет лишь 46 млн. выпускников.
Пытаясь справиться с такой ситуацией, ЕМС разработала план подготовки профессионалов, не привязанный к продукции какого-то одного производителя. В соответствии с ним студенты учатся строить ИТ-инфраструктуры и управлять ими. Сейчас этой программой уже охвачено 4 тыс. учащихся в 170 учебных заведениях девяти стран мира, то есть в полтора раза больше, чем в 2006-м, когда началась её реализация. “Мы исходим из того, что требования к хранению данных постоянно растут, а специалистов по разработке и реализации таких решений явно не хватает. Эта ситуация возникла из-за недостатков в системе образования, где хранение информации рассматривается как нечто дополнительное к основному курсу”, — заявил директор ЕМС по образовательным программам Эйлок Шриватава.
Но не одна только ЕМС озабочена этой проблемой. Со школами и университетами самых разных стран мира активно работает и корпорация IBM, стараясь увеличить ряды ИТ-специалистов, способных программировать и обслуживать уже развернутые системы.
Со своей стороны ЕМС основное внимание уделяет подготовке профессионалов, которые будут знать всё, что необходимо для обеспечения доступа к информации. Такие специалисты должны уметь распределять ресурсы между рабочими группами, находить и устранять неполадки, возобновлять работу организации в чрезвычайных обстоятельствах за счет быстрого восстановления данных.
Правда, как полагают некоторые эксперты, количество рабочих мест, связанных с инфраструктурами хранения, вовсе не обязательно будет расти теми же темпами, что и объемы данных. “Спрос на таких специалистов, конечно, будет увеличиваться, но не так быстро, как информационный вал”, — считает Франс. По его мнению, основным направлением станет планирование и организация всего процесса. Нужно разрабатывать системы, помогающие бизнесу снижать затраты на хранение информации за счет приоритизации данных и оптимального выбора хранилищ соответствующего уровня сложности. В предстоящие годы основные инновации в сфере хранения будут связаны не с привлечением дополнительных специалистов, а с созданием нового ПО. “Компаниям понадобится меньше сотрудников для управления информацией. Придется изменить и правила работы, чтобы новые технологии могли сами определять тематику документов и направлять их в соответствующие хранилища. Всё это неизбежно повысит уровень автоматизации рабочего процесса”, — предсказывает Франс.