Компания Kraftway обнародовала результаты своей деятельности, в том числе финансовые, за прошедший год. Ее оборот (с учетом НДС) в 2007-м составил 7,833 млрд. руб., что на 24,3% превышает показатель предшествующего года. (Напомним, что оборот компании в 2005-м по сравнению с 2004 г. вырос на 5,5%, а в 2006-м по отношению к 2005-му — на 25%). Заметим, что планы компании, озвученные в начале минувшего года, предусматривали увеличение оборота на 26%, до уровня 8 млрд. долл.
Основные доходы Kraftway по-прежнему определяются производством и продажей персональных компьютеров: по итогам прошлого года доля ПК в ее обороте составила 56% (в то время как в 2006-м достигала трех четвертей). В 2007 г. она выпустила 293 тыс. ПК под собственной торговой маркой, что эквивалентно 5%-ному приросту объема продажи в штучном выражении по отношению к уровню 2006-го (соответствующий показатель прироста 2006 г. по сравнению с 2005-м составил 27%). Как заметил генеральный директор Kraftway Алексей Кравцов, не столь значительный рост объема продаж в количественном виде компенсируется более заметным приростом (12%) в денежном выражении, поскольку в сравнении с предшествующим отчетным годом средняя стоимость ПК выросла примерно на 80 долл. (по итогам 2007-го она составила 596 долл.). По словам главы Kraftway, его компания не намерена участвовать в ценовых войнах, разворачивающихся в нижнем ценовом сегменте компьютерного рынка, но стремится поставлять ПК для среднего и высшего сегментов, а также компьютеры, отвечающие специальным требованиям заказчиков.
Прошедший год в компании рассматривают как прорыв в направлении производства и продажи фирменного серверного оборудования (особенно на фоне не вполне удачных в этом сегменте результатов предыдущего года, когда прирост объема сбыта серверов составил всего 7%). По сравнению с 2006-м количество проданных серверов увеличилось на треть, почти достигнув отметки в 12,8 тыс. штук, а доля серверов в обороте компании доросла до 17%. При этом основу сбыта Kraftway составляют серверы нижнего и среднего ценового диапазона, хотя в активе компании имеются поставки собственных многопроцессорных серверов и кластерных систем.
По мнению г-на Кравцова, успех его компании в данном сегменте обусловлен продолжающимся перераспределением серверного рынка в пользу крупных игроков, а также повышением потребительских качеств серверов Kraftway, в частности включением в комплект их поставки управляющего ПО Kraftway System Manager. По оценкам компании, за прошедший год ее доля на российском серверном рынке выросла примерно на 1% и составляет теперь 8%.
Системы хранения данных (СХД) продемонстрировали в 2007-м практически двукратный рост, а их доля в обороте компании сейчас составляет 3%. Однако, как следует из статистики продаж компании, за последние три года совокупный удельный вес серверов и СХД постоянно снижался: в 2005-м он достигал в обороте компании 27%, в 2006 г. — 22%, а в прошлом уменьшился до 20%.
В целом на долю производства и продажи оборудования под собственной торговой маркой в 2007 г. пришлось 76% оборота Kraftway (в 2006-м этот показатель достигал 79%); удельный вес оборудования сторонних фирм, поставлявшегося по программам реализации интеграционных проектов, составил 16% (в 2006-м — 18%).
К важным изменениям, произошедшим в структуре бизнеса компании, относится рост доли услуг — до 8% оборота (для справки: в 2004 г. соответствующая доля равнялась 1,9%, 2005-м — 2,1%, 2006-м — 3%). В Kraftway подчеркивают, что бизнес, связанный с предоставлением заказчикам различных услуг (не включая стандартного гарантийного обслуживания), развивался в 2007-м наиболее динамично, превысив планку в 600 млн. руб. (троекратный рост по отношению к предшествующему году). Полученный результат, по свидетельству Алексея Кравцова, стал следствием улучшения работы сервисной службы (в прошлом году компания получила сертификат, подтверждающий соответствие предоставляемых ею услуг требованиям стандарта ISO/IEC 20000-1:2005).
Если рассматривать структуру бизнеса Kraftway с точки зрения целевой аудитории, то основными потребителями продукции компании по-прежнему остаются крупные государственные заказчики, представляющие федеральные и местные органы власти, силовые структуры, образовательные учреждения: в обороте компании их доля составляет 58%. Вместе с тем в прошлом году благодаря активизации работы Kraftway, в первую очередь с финансовыми организациями, увеличилась доля (до 23% оборота) крупных корпоративных клиентов из негосударственного (коммерческого) сектора. В пятерку самых крупных заказчиков 2007 г. вошли Правительство Москвы, Сбербанк РФ, Почта России, Пенсионный фонд, Федеральная таможенная служба.
Важнейшим событием для компании — как для крупнейшего отечественного производителя компьютеров — стал ввод в действие производственного комплекса в Обнинске. Вместе с тем, по словам ее генерального директора, Kraftway всегда была больше, чем “просто сборщик”, а в последнее время утвердила себя в роли инфраструктурного интегратора. По выражению Алексея Кравцова, 2007-й прошел под знаком “больших проектов”. Характеризуя итоги прошлого года с технологической точки зрения, первый заместитель генерального директора Kraftway Ренат Юсупов выделил, в частности, проекты по созданию систем мониторинга инфраструктуры и информационных ресурсов, управления мобильными нарядами, общественной безопасности Москвы, мониторинга ЖКХ, экзаменационных классов ГИБДД. В ряду прошлогодних разработок представители компании отмечают объектовый концентратор информации, программный пакет Kraftway System Manager 3.0, стильный компактный компьютер Urban.
В целом руководство компании довольно итогами 2007-го, хотя последние не во всем совпали с предварительными прогнозами. В числе несбывшихся ожиданий, в частности, результаты реализация партнерской политики: в минувшем году количество партнеров у Kraftway практически не изменилось.
“В 2007-м задача по наращиванию партнерской сети не была решена. Более половины оборота компании пришлось на прямые продажи, что в первую очередь связано с реализацией нами крупных инфраструктурных проектов”, — признался Алексей Кравцов, отвечая на вопрос о соотношении прямых и непрямых (через партнерский канал) продаж в бизнесе Kraftway. Однако компания намерена представить на ближайшей партнерской конференции -- она пройдет в конце апреля -- новую программу по работе с партнерами, которая должна исправить положение. “Расширение партнерской сети — одно из наших приоритетных направлений”, — подчеркнул глава компании.
По его словам, серьезных корректировок в политике компании в 2008 г не предвидится. Kraftway помимо прочего планирует резко сократить производственные издержки, сохранять высокие среднегодовые темпы роста оборота (на уровне 24--26%), увеличивать долю услуг в обороте, разрабатывать специализированную продукцию с высокой степенью локализации (т. е. с учетом специфики российских заказчиков) и вертикальные решения для различных отраслей экономики, повышать качество технической поддержки пользователей; расширять географию продаж через углубление сотрудничества с федеральными и региональными розничными сетями и наращивание партнерской сети, повышать узнаваемость торговой марки.
В нынешнем году компания собирается выпустить 335 тыс. персональных компьютеров, 16,6 тыс. серверов и израсходовать на НИОКР около 3 млн. долл.
В настоящее время Kraftway осуществляет структурную реорганизацию и рассчитывает завершить внедрение в компании новой ERP-системы.