Microsoft намерена расширять свое присутствие в сфере онлайновых услуг как для корпоративных, так и для индивидуальных пользователей. В борьбе со своими конкурентами компания делает ставку на модель бизнеса Soft-plus-Service (SpS), которая подразумевает возможность выбора клиентом наиболее удобной для него схемы: использования традиционной установки приложений на свои компьютеры, Интернет-севисов или комбинации этих двух вариантов. Об этом заявил председатель правления корпорации Билл Гейтс на прошедшей в начале марта в Редмонде (США) Microsoft Office SharePoint Conference 2008.
Выбор места представления дальнейших планов Microsoft в сфере онлайновых сервисов является, конечно, не случайным — обкатка концепции SpS ведется сейчас в первую очередь на средствах поддержки групповой работы, где ведущая роль принадлежит продукту Microsoft Office SharePoint Server (MOSS) 2007, который компания позиционирует как ключевой базовый компонент для построения корпоративных информационных систем. Об успехах продвижения MOSS на конференции было сказано немало: менее чем за семь лет присутствия на рынке (сейчас актуальна уже третья версия продукта) он превратился в одного из лидеров средств поддержки групповой работы и управления документами. По данным Microsoft, MOSS уже преодолел отметку поставок в 100 млн. лицензий, а за последний год объем продаж данного ПО составил около 1 млрд. долл., его продвижением во всем мире занимаются 2250 партнеров, сертифицированных по этому продукту. Теперь корпорация намерена шире продвигать MOSS, а также свои ключевые коммуникационные офисные решения Exchange Server (MOES) и Communications Server (MOCS) в виде онлайновых сервисов.
Напомним, что сервисы Microsoft представлены двумя семействами под торговыми марками Live и Online. Первое их них ориентировано на конечных пользователей и малый бизнес с поддержкой сотрудничества в рамках небольших виртуальных групп и предоставляется в основном бесплатно. Второе — это корпоративные сервисы для организаций, которые намерены использовать их в рамках ИТ-инфраструктуры предприятия, в том числе для решения критически важных задач. Предоставление этих услуг выполняется на договорной основе с клиентом, при этом поставщик берет на себя соответствующие обязательства по уровню обслуживания, включая обеспечение производительности, масштабирования и безопасности сервисов. Хотя Online-сервисы Microsoft реализованы на базе датацентров самой корпорации, компания делает особый акцент на возможность хостинга подобных услуг ее партнерами, в том числе c добавлением собственных наборов сервисов.
Полгода назад Microsoft объявила о доступности первых трех Online-сервисов на базе MOSS, MOES и MOCS, которые до этого в течение двух лет использовались в пилотных проектах заказчиков в рамках программы Microsoft Managed Solutions. Тогда было сказано о том, что эти услуги будут доступны лишь компаниям с числом пользователей не менее 5000. Как было сказано на нынешней конференции в Редмонде, ими уже пользуется ряд очень крупных заказчиков, среди которых, в частности, Coca-Cola Enterprises. Однако уже во второй половине этого года сервисы Exchange Online и SharePoint Online (электронная почта, календарь, контакты, рабочее пространство для документов, видео и Web-конференции) будут доступы предприятиям любого размера (американские заказчики уже могут зарегистрироваться для получения пробной бета-версии услуги).
Информация о стоимости новых онлайновых сервисов пока не раскрывается, но известно, что оплата будет производиться по подписке на одного пользователя. В сообщении Microsoft говорится также, что для корпоративных пользователей Microsoft Client Access Licenses по программе Software Assurance при подписке на новые услуги будут предоставляться скидки таким образом, чтобы клиенты могли работать как с установленным на их компьютерах программами, так и с онлайновыми сервисами.
Что касается частных пользователей, то для них Редмонде объявил о публичной доступности бета-версии службы Office Live Workspace, которая обеспечивает возможность онлайнового хранения и просмотра офисных документов (в выделенном пространстве в 500 Мб), в том числе в режиме коллективной работы с ними и с обеспечением синхронизации данных с локальными ПК. Хотя до сих пор (с октября прошлого года) этот сервис действовал в режиме ограниченного доступа, тем не менее, по данным Microsoft, на его услуги уже подписались сотни тысяч людей. В представленном сейчас обновленном варианте Office Live Workspace появился ряд новых функций: специальная панель отслеживания действий в рамках данного рабочего пространства, уведомления о получении почты и изменениях документов, создание закладок, многофайловая загрузка, а также улучшенные возможности работы с общими ресурсами.
Office Live Workspace является одним из ключевых компонентов инициативы Microsoft Live@edu, в рамках которой школьники, студенты и недавние выпускники вузов получают бесплатный онлайновый доступ (в том числе с мобильного телефона) к почтовому ящику объемом до 5 Гб, хранилищу данных такого же размера, календарям и инструментам поддержки блогов. Для продвижения этого сервиса Microsoft проведет с 11 по 15 мая серию розыгрышей 30 тыс. призов на общую сумму 100 тыс. долл. среди его пользователей (только американских). Появление окончательного общедоступного варианта Office Live Workspace обещано в течение нынешнего года.
Среди других анонсов, сделанных на SharePoint Conference 2008, отметим также объявление о выпуске окончательного варианта бесплатной версии корпоративного поискового сервера Microsoft Search Server 2008 Express, который по сути представляет собой автономный вариант инструмента SharePoint Server for Search, ранее поставлявшегося только MOSS. Коммерческий вариант Search Server 2008 с более высокими возможностями балансировки нагрузки и уровня доступности должен появиться уже к лету. Кроме того, Microsoft представила средство Silverlight Blueprint for SharePoint, позволяющее работать с мультимедийной информацией, хранимой в SharePoint, с помощью интерактивной технологии Silverlight (<a href="