В конце февраля — начале марта “Формоза” подвела итоги работы за прошлый год и обнародовала цели на 2008-й. Как было объявлено на очередной подмосковной партнерской конференции (собравшей на сей раз около 130 учатсников), прирост компьютерного бизнеса “Формозы” в минувшем году составил 20%. Было особо отмечено, что компания третий год подряд удваивает продажи на рынке СМБ и по итогам 2007-го они достигли 20% в совокупном объеме сбыта фирменных компьютеров (70% пришлось на розничные продажи, 10% — на корпоративные поставки).
В прошедшем году была скорректирована продуктовая политика “Формозы”. Изменения затронули цикличность обновления ее фирменных компьютеров: теперь новые модели выпускаются ежеквартально (а прежде это происходило раз в полгода), что позволяет компании быстрее использовать в своих ПК появляющиеся технологические новинки (например, процессоры или графические решения) и оперативнее удовлетворять возникающий на них потребительский спрос.
Как и в течение ряда предыдущих лет, основой продуктового портфеля “Формозы” являются ПК, выполненные на базе процессоров AMD. На сегодняшний день они составляют три четверти производимых компанией компьютеров. В минувшем году “Формозе” уже третий раз подряд был присвоен статус платинового партнера AMD. Но главный итог 2007 г. — выпуск пятимиллионного с момента начала работы компании компьютера (в этом году “Формозе” исполняется 15 лет).
Важным итогом 2007-го в компании считают расширение партнерской сети и рост регионального бизнеса: 90% всех произведенных в минувшем году компьютеров продано в российских регионах. В прошедшем году компания выработала новую региональную стратегию (она была представлена на предыдущей дилерской конференции), суть которой — в смещении центра корпоративных и СМБ-продаж из московской штаб-квартиры “Формозы” в региональные офисы и магазины партнеров, что позволило последним диверсифицировать сбыт и в ряде случаев довести соотношение розничных продаж и корпоративных поставок до пропорции 50:50. Сама же компания сконцентрировала усилия на поддержке партнеров и продвижении собственного бренда на общефедеральном уровне.
В 2007-м компания уделяла также большое внимание развитию федеральной розничной сети магазинов “Компьютеры Formoza”. Их число в 2007-м увеличилось на 10% и достигло 300 (в целом ПК Formoza представлены на полках более чем пятисот торговых точек нашей страны). Важным аспектом партнерской политики стало установление единых стандартов в работе сетевых магазинов “Компьютеры Formoza” (в том числе и в их оформлении) как мест, где покупатель получает весь спектр услуг, связанных с приобретением домашнего компьютера, сопутствующего периферийного оборудования, а также последующего гарантийного и постгарантийного обслуживания ПК, в том числе и в рамках объявленной в прошлом году программы пожизненной гарантии.
Что касается планов на нынешний год, который назван компанией годом стратегических преобразований, то “Формоза” намерена скорректировать свою региональную стратегию, в реализации которой должны совместно участвовать как ее компьютерное, так и дистрибьюторское подразделения. Как считают в компании, региональный компьютерный рынок до сих пор находится в стадии становления, и перспективы его освоения связаны с неудовлетворенным на нем спросом со стороны потребителей во всех сегментах рынка, прежде всего SOHO и СМБ, в компьютерной технике и комплектующих.
При этом компания выделяет два вектора регионального развития — экспансию в российские регионы за счет расширения сети партнеров и увеличение числа магазинов франчайзинговой сети “Компьютеры Formoza” (по прогнозам компании, как минимум на 30%; т. е. в регионах дополнительно появится не менее 100 магазинов).
С продуктовой точки зрения в 2008-м компания намерена активно осваивать новые направления, в частности производство компактных компьютеров и домашних серверов.
В ее планах — оптимизация внутрифирменных бизнес-процессов. В настоящее время “Формоза” занимается оптимизацией логистических цепочек по доставке комплектующих и оборудования на склад компании, а вслед за этим займется реформированием системы собственных складов.
Постепенно отдельным направлением бизнеса “Формозы” становится сервисное сопровождение компьютеров. Как отмечают в компании, рост числа непрофессиональных пользователей приводит к увеличению потребности в периодическом сервисном обслуживании компьютеров, выполняемом силами специалистов. Причем такая потребность относится и к послегарантийному ремонту и модернизации ПК, и к установке новых и переустановке старых программ, и к настройке драйверов. В связи с этим “Формоза” рассчитывает в 2008-м увеличить сеть уполномоченных сервисных центров, развернутых по всей стране, до 170–200 (сейчас в сети 130 подобных центров).
Кроме обслуживания индивидуальных пользователей, сервисные услуги компании будут нацелены также на сопровождение компьютерного парка предприятий малого и среднего бизнеса, поскольку последние все чаще — исходя из экономических соображений — отказываются от услуг штатных сервисных инженеров и переходят на абонентское обслуживание в профессиональных сервисных центрах.
В целом, как планирует руководство “Формозы”, стратегические преобразования, намеченные компанией на этот год, способны увеличить ее общий годовой оборот более чем вдвое.