Производственная стратегия Sanyo сегодня определяется тремя рыночными тенденциями. Первая вполне очевидна: проекционные технологии непрерывно совершенствуются, позволяя добиваться характеристик, когда-то воспринимавшихся как фантастика. Кроме того, на рынке идут процессы, связанные с распространением матриц высокого разрешения, и растет спрос на широкоформатные модели. Как следствие, проекторы с разрешением SXGA претендуют на роль нового стандарта для деловой сферы, тогда как WXGA-модели проникают в развлекательный сектор. Не менее важна и другая тенденция: развитие сетевых способностей проекторов, в том числе при работе с беспроводными сетями. В недалеком будущем практически все модели должны обзавестись соответствующими адаптерами.
Благодаря приглашению компании CTC Capital и российского представительства Sanyo Electric нам удалось взглянуть на производство проекторов, так сказать, изнутри.
На пути к совершенству
В современном мультимедиа-проекторе воплощено множество технологических решений. Необходимость постоянно снижать габариты и массу вкупе с не менее острой потребностью улучшения технических характеристик превращает работу инженеров в подлинное состязание умов.
Проекторы в целом достигли технологической зрелости, но это не значит, что процесс их совершенствования завершен. Как еще больше увеличить яркость, но при этом снизить энергопотребление? Как обеспечить точную цветопередачу, но не потерять в контрастности? Как сократить габариты и массу, не допустив перегрева миниатюрного корпуса? Из этих вопросов вытекают совершенно противоположные требования к конструкции. Кроме того, проектор должен оставаться надежным, технологичным, а еще желательно максимально снизить его себестоимость — конкуренция-то на рынке жесточайшая.
Из технических решений, реализуемых в проекторах Sanyo (разных серий), можно отметить прежде всего развитые средства управления “формой” картинки. Корректировка трапеции по вертикали и горизонтали сегодня стала почти типичной функцией, но в проекторах Sanyo эта подсистема реализована чрезвычайно эффективно. В качестве примера можно привести серию сверхкороткофокусных моделей Sanyo. Такие проекторы позволяют демонстрировать картинку с очень небольшого расстояния (рекорд — 8 см между передним торцом проектора и экраном). Подобные модели применяются в образовании (как составная часть комплексов класса “интерактивная доска”), в торговле (последнее, правда, не в России, но в мире есть интересные проекты) и др. Сложность состоит в том, что зачастую требуется одновременная коррекция искажений как по вертикали, так и по горизонтали — с высокими коэффициентами коррекции. Очевидно, что решение такой задачи требует хорошо проработанной оптической подсистемы и развитых алгоритмов подстройки собственно картинки. Оптическая система современных бизнес-проекторов Sanyo (и даже некоторых бюджетных моделей) предусматривает возможность смещения оптической оси (точнее, конечно, линз). Впрочем, конструкция оптических узлов — тема отдельного большого обзора.
Целый ряд интересных решений реализован в управляющих модулях. Современный проектор способен самостоятельно настраивать большинство параметров, определяющих качество картинки в данных конкретных условиях. В принципе идея проста: имеются сенсоры, снимающие текущие параметры картинки, контроллер проектора по их данным (кстати, в проекторах Sanyo используются контроллеры PixelWorks) рассчитывает поправки. Маленький нюанс состоит в том, что алгоритмы расчета всевозможных коэффициентов, мягко говоря, нетривиальны (а потому составляют один из коммерческих секретов).
Think GAIA
Деятельность успешных японских компаний редко определяется голым прагматизмом. Sanyo не исключение. Ее философия ныне формулируется лозунгом Think GAIA. Довольно странно звучит для русского уха, но странность не умаляет значимости идеи “для земли и ее людей”. Идеология была официально сформулирована в 2005 г., после чего Sanyo приступила к ее реализации — во всех продуктах и во всех разработках.
Gaia (Гея) — мифологическая богиня земли. Сверхидея концепции Think GAIA заключается в том, что Земля маленькая, ресурсов на ней — мало, соответственно нынешнему поколению следует заботиться о сохранении (а лучше — преумножении) их для будущего. Концепция весьма обширная, Sanyo приняла трехлетний план, в соответствии с которым предполагается радикально улучшить экологичность производств, реализацию средств энергосбережения, а также максимально расширить рекламу экологически чистых систем.
В частности, подсистема коррекции равномерности (3D Automatic Uniformity Correction Control, AUCC) обеспечивает динамическую подстройку яркости и цветопередачи (матрица разбивается на участки, для которых по специальным алгоритмам рассчитываются коэффициенты подстройки; такой подход позволяет сохранить равномерность по всему полю изображения, что особенно важно при проецировании на большие экраны).
Фирменные средства TOPAZreal (уже второго поколения) обеспечивают улучшение контрастности картинки. Типичная проблема проекторов — убывание контрастности к периферии экрана. До некоторой степени данный артефакт нивелируется с уменьшением диафрагмы, но... снижется яркость. Для короткофокусных проекторов это особенно критично. В моделях Sanyo задача решается путем согласованного управления диафрагмой (причем у новейших моделей она сдвоенная: одна — сразу перед лампой, другая перед объективом) и яркостью лампы. Плюс специализированный модуль “процессора цветности”, отвечающий за подстройку цветопередачи.
Современный мультимедиа-проектор состоит из 1,5—3 тыс. деталей. В процессе сборки одного проектора выполняются тысячи технологических операций. Все эти сложные действия повторяются десятки и сотни тысяч раз: мощность производственных предприятий Sanyo достигает полумиллиона проекторов в год.
Также стоит отметить оригинальную систему фильтрации пыли. Проблема весьма актуальная, особенно для моделей, рассчитанных на установку в общественных помещениях. В корпусе соответствующих моделей размещены фильтры, в некоторых — полностью автоматизированные, способные самостоятельно менять текущий фильтр по мере загрязнений старых.
Технологии сборки
Завод Sanyo, где изготавливаются цифровые “светочи”, — предприятие преимущественно сборочное. Это неудивительно: именно сборка определяет качество проектора. Фотографировать на предприятии запрещено категорически. Максимум — можно запечатлеть внешний вид зданий. Требование соблюдается строго: надел бахилы (предприятие как-никак “чистое” в смысле требований к пыли в воздухе), выключил фототехнику. Очень жаль, поскольку были действительно интересные моменты. Но... “Извините, не могли бы вы выключить фотокамеру”. На предположения, чего же так опасаются сотрудники, неужели в Японии настолько развит промышленный шпионаж, что нельзя фотографировать даже стенды с разобранными проекторами (впечатляет!), японцы только кивают (явно из вежливости), сохраняя непроницаемые лица.
Большинство заводов Sanyo сосредоточено в Японии, именно с их конвейеров сходят мощные и дорогие модели. Производство более простых моделей для массового рынка недавно было вынесено в Китай — экономика диктует свои условия игры (“Но мы тщательно контролируем качество” — повторяется рефреном в ответ на каждый вопрос, где затрагивается эта тема).
Вкратце последовательность сборки мультимедиа-проектора выглядит примерно так: после завершения подготовительных работ (в частности, монтажа компонентов на системных платах, изготовления и отливки корпусных деталей и др.) в корпус устанавливаются платы. В недорогих и компактных моделях плата обычно одна, в более мощных (для крупных залов, переговорных комнат др.) — до трех. Корпус представляет собой сложнопрофильное изделие, куда монтируются платы и прочие детали. (Одна из основных конструктивных проблем разработчиков проектора состоит в том, чтобы обеспечить достаточное охлаждение. Как-никак рядом с платами располагается очень мощный источник тепла — лампа... А то и не одна.)
От первой модели к современным решениям
Восьмидесятые и девяностые годы прошлого века — время освоения новых технологий, прежде всего кремниевых во всех воплощениях: от солнечных батарей до TFT- и ПЗС-матриц и микропроцессоров. К началу девяностых технологические решения в этой области были отработаны весьма хорошо, что во многом и объясняет быстрый успех Sanyo на рынке LCD-проекторов.
В декабре 1989 г. компания представила свой первый мультимедиа-проектор LP-1000. Аппарат был снабжен матрицей с разрешением 640×480 пикселов, имел двукратный оптический трансфокатор и обеспечивал световой поток до 40 ANSI-лм. Габариты проектора, правда, были существенно больше, чем даже у современных сверхмощных моделей: 221×322,6×629,9 мм. Масса — 12,5 кг. Довольно громоздкий чемодан (сходство усугубляется ручкой сверху). Выпускались даже модели со встроенным ТВ-тюнером!
Затем Sanyo последовательно покоряла новые высоты. Список достижений пестрит определениями “первый”: первый в индустрии проектор с разрешением SVGA (1996 г.), первый проектор с разрешением XGA (1997 г.),первый двухламповый проектор (2000 г.), первый четырехламповый проектор (2002 г.).
С выпуском моделей серии Z компания Sanyo, по сути, создала сегмент “проекторы для домашнего кинотеатра”. В 2006-м появился первый в мире проектор с разрешением 2 млн. пикселов и первая сверхкороткофокусная модель (XL40).
До последнего времени Sanyo выпускала проекторы преимущественно по хорошо отработанной японскими изготовителями технологии LCD, но в 2007 г. появились и DLP-модели.
Отдельно готовится проекционный модуль: собираются оптические узлы, устанавливаются матрицы, проводится первичная юстировка. Затем “полуфабрикат” (проектор, куда уже установлена системная плата и проекционный блок) монтируется на специальном стенде, где окончательно настраивается качество картинки.
Заключительная юстировка — едва ли не самый сложный и ответственный процесс. На огромной картинке, проецируемой с расстояния 5—10 м и более, все дефекты будут видны как на ладони. Пыль тоже недопустима, мельчайшая пылинка на проецируемом изображении превратится в здоровенное пятно. Процедура юстировки автоматизирована, происходит в специальной “темной комнате”. Процесс в целом автоматизирован. Картинка с проекционного модуля, установленного на стенде, фиксируется специальными камерами и анализируется “мозгом” стенда, выдавая управляющие воздействия на сервомоторы манипуляторов.
Таким образом, положение матрицы в пространстве подгоняется, компенсируя рассогласования (если таковые есть) и обеспечивая соответствие картинки конкретного проектора эталону (допуски минимальны). Далее надлежащее положение компонентов узла фиксируется окончательно, и оптический модуль монтируется в корпус проектора. Изделие практически собрано. Проектор подвергается нескольким вспомогательным операциям, проходит контроль качества, комплектуется аксессуарами, руководством и т. д. Затем аппарат укладывается в коробку и отправляется на склад, откуда и попадет на полки магазинов — в том числе и российских.