После серии крупных приобретений во второй половине 2006 г. (IBM + FileNet, Open Text + Hummingbird, Oracle + Stellent) фактически завершилась консолидация рынка средств управления корпоративным содержанием (Enterprise Content Management, ECM). В результате на первые позиции вышла группа ведущих мегавендоров (EMС, IBM, Microsoft, Oracle), реальную конкуренцию которым сейчас составляет лишь один (также существенно прибавивший в весе за счет покупки Hummingbird) из оставшихся крупных игроков — OpenText.
Прошлый год был периодом “переваривания” покупок, после которого ECM-поставщики сформулировали свои обновленные политики развития в этом направлении и представили новые линейки продуктов (правда, о каких-то глубоких технологических преобразованиях говорить пока рано, речь в основном идет о новшествах на уровне названий). Похоже, что именно сейчас, в 2008-м, мы сможем увидеть реализацию этих стратегий в фирменном исполнении каждого игрока, с учетом специфики их общего позиционирования на ИТ-рынке. Именно поэтому будет интересно поближе познакомиться со стартовым положением в ECM-сегменте по завершении его реструктуризации.
В конце прошлого года мы уже рассматривали, использовав информацию исследования компании Gartner общую ситуацию на мировом рынке управления документами. На этот раз обратимся к выпущенному в самом конце 2007 г. отчету Forrester Research — “The Forrester Wave: Enterprise Content Management Suites, Q4 2007”.
Надо сразу сказать: в целом все ведущие аналитические агентства (Gartner, Forrester, IDC), рассматривая один и тот же сегмент рынка, конечно же дают примерно одинаковую картину в плане общей расстановки сил на нем. И тем менее в каждом отчете имеются свои интересные особенности, важные для понимания ситуации в целом. Во-первых, исследователи все же по-разному структурируют рынок, тем более что само понятие ECM (состав задач, технологий) постоянно меняется. Во-вторых, они используют различные методы сбора информации. И в-третьих, что гораздо важнее, интерпретация собранных данных и результирующие выводы делаются разными экспертами.
Волны Forrester
Компания Forrester для визуализации своего видения ситуации на рынке представляет фирменную схему с использованием волн — Forrester Wave (рис. 1). Нетрудно заметить, что по сути она очень похожа на модель магического квадранта Gartner, но только имеет трехмерную структуру — включает дополнительный параметр “Присутствие на рынке”*: ·
- текущие предложения — оценка функциональных и технических возможностей ECM-пакетов для удовлетворения потребностей заказчиков; ·
- стратегия — наличие у вендора планов по развитию своего ПО и партнерской экосистемы; ·
- присутствие на рынке — оценка инсталлированной базы, размеров доходов от продаж.
Современное понятие ECM Forrester определяет как набор технологий, используемых при работе с неструктурированной информацией: документами, сканированными образами, медиа- и Web-контентом, корпоративными архивами, электронной почтой и т. д. Ситуация на этом рынке характеризуется довольно высоким уровнем спроса со стороны заказчиков: исследование, проведенное в США и Европе, показало, что 8% респондентов в ближайшем будущем планирует закупить новые ECM-средства и еще 37% — обновить существующее ПО.
В целом же ИТ-профессионалы и информационные (Information and Knowledge Management, I&KM) работники предприятий выдвигают пять основных требований к ECM-продуктам: ·
- широкий набор функций в пакете предложений от одного поставщика; ·
- возможность использования ECM-платформы в качестве основы для построения ИТ-системы предприятия в целом с помощью универсальных средств разработки (типа Eclipse или Microsoft Visual Studio .NET); ·
- недорогие способы предоставления ECM-средств всем сотрудникам предприятия; ·
- снижение рисков, связанных с использованием контента; ·
- возможность преобразования информации в нужный людям контекст в зависимости от решаемых ими задач (рис. 2).
Ситуация, когда нужно выбирать между специализированными и универсальными средствами, между уже опробованными и новыми технологиями, является довольно непростой в плане выработки заказчиками ECM-стратегий. Здесь компаниям нужно учитывать пять главных технологических тенденций. ·
- Использование последних технологических инноваций. Раньше люди, как правило, дома применяли те же самые средства, с которыми имели дело на работе (например, офисные приложения). Но сейчас дома у них есть различного рода онлайновые сервисы, такие как Google Mail и Google Calendar, и они хотят такие же иметь у себя на рабочем месте. Так или иначе, но новые инструменты на базе Web 2.0 (в том числе поддержка блогов и wiki) должны стать неотъемлемой частью портфеля ECM-предложений. ·
- Растущая сложность ИТ требует рассмотрения ECM как части общей инфраструктуры управления информацией. Например, для управления информацией о продуктах нужно использовать широкий набор неструктурированного контента (фотографии, описания, учебные материалы и пр.). Необходима интеграция с данными, поступающими из транзакционных систем. Решение такого комплекса задач требует, чтобы у вендора была развернутая партнерская экосистема от независимых разработчиков софта и интеграторов. ·
- Пользователям нужно иметь разные варианты работы с ECM-системами. Применение электронных средств совсем не отменяет необходимости в печатных материалах, Web-доступ не может полностью исключить традиционные офисные приложения. ·
- Применение новых бизнес-моделей. Здесь речь в первую очередь идет об интересе клиентов к программным средствам Open Source и возможностям использования ECM-функционала в режиме услуг (Software-as-a-Service, SaaS). ·
- Ориентация на потребности пользователей с учетом растущего·спектра ECM-задач. Удобная работа людей — это главный залог успеха ECM-проектов независимо от качества базовых технологий.
Характеристики ведущих игроков
IBM в результате приобретения FileNet получила в свое распоряжение платформу FileNet P8 с представительным набором функций управления документами, записями, образами и бизнес-процессами, который удачно дополняет возможности ранее имевшихся у корпорации продуктов Content Management и Discovery. Использование средств IBM Lotus позволяет полностью решить вопросы клиентского доступа и поддержки групповой работы.
Купив в начале 2007 г. компанию Stellent, Oracle сформировала новую линейку продуктов Oracle Universal Content Management, которая в свою очередь входит в состав большого семейства Fusion Middleware, содержащего средства интеграции, управления бизнес-процессами и обеспечения коллективного взаимодействия. Кроме того, у Oracle имеется представительный пакет Content DB (не включенный в данное исследование Forrester), реализующий функции управления контентом на базе СУБД Oracle.
EMC вышла в лидеры ECM-рынка еще несколько лет назад с покупкой компании Documentum. С тех пор она постоянно усиливает свои позиции за счет развития этой ECM-платформы и ее интеграции со всем набором собственного ПО, в том числе по таким направлениям, как обеспечение безопасности, хранение информации, виртуализация и управление ресурсами.
Open Text обладает отличным набором ECM-продуктов, являясь единственным специализированным игроком в лидирующей группе вендоров. Свой бизнес компания строит на широком отраслевом сотрудничестве, например с Microsoft и Oracle.
Ключевой ECM-продукт Microsoft — Office SharePoint Server 2007 — пока не отвечает всем требованиям к ECM-решениям, но является хорошей платформой для создания таких средств. Сильной стороной Microsoft является наличие семейства офисных продуктов, которые полностью решают вопросы индивидуальной и коллективной работы.
Возможностей имеющихся средств SAP также пока явно недостаточно с точки зрения создания полноценных ECM-систем. Однако компания опирается на огромное количество пользователей своих ERP-решений, которые для решения специализированных задач управления контентом могут применять средства сторонних поставщиков.
Система DocuShare компании Xerox представляет собой хорошую альтернативу комплексным продуктам EMC, IBM, Oracle и Microsoft для решения ECM-задач на уровне подразделений компаний. Идея применять набор управляемых сервисов выглядит очень привлекательно в плане использования модели аутсорсинга ECM-функционала.
* IDC в последнее время применяет четырехмерную диаграмму, в которой помимо всего цветом показывает долю данного направления в общей структуре бизнеса вендора.