K 2013-му число клиентов IPTV превысит 90 млн.
В начале марта аналитическое агентство ABI Research обнародовало результаты исследования мирового рынка IPTV. Аналитики отмечают, что после небыстрого старта этот рынок в последнее время становится все динамичнее, объемы его растут.
По прогнозу экспертов ABI Research, число подписчиков во всём мире на интерактивные услуги IPTV в 2013 г. превысит 90 млн. Между тем количество клиентов, пользовавшихся IPTV-сервисами в прошлом году, по данным того же источника, составляла лишь 13,5 млн.
Старший аналитик агентства Цезарь Бачелет отмечает: “В целом рынок IPTV будет стремительно расти. Но в то же время совершенно ясно, что интенсивность его развития в разных регионах мира будет разной”. Особенно существенный рост объемов интерактивных ТВ-услуг ABI Research прогнозирует в странах Северной Америки и на большинстве формирующихся рынков IPTV.
До недавнего времени в Северной Америке лишь несколько канадских операторов, и небольшое количество сельских и региональных операторов в США предлагали IPTV-услуги, хотя в минувшем году два крупнейших телекоммуникационных провайдера, Verizon и AT&T, провели весьма масштабные работы по развертыванию волоконно-оптических сетей. Однако эксперты считают, что рост рынка IPTV в США находится в тесной связи с масштабами развертывания таких сетей.
IPTV успешно стартовало в Азии, когда телефонная компания PCCW, принадлежащая Ричарду Ли (сыну самого богатого человека Азии Ли Ка-Шина), запустила интерактивные ТВ-сервисы в Гонконге. Однако этот регион все же не смог набрать достаточно весомого числа подписчиков на такие ТВ-услуги. Данный факт эксперты объясняют двумя причинами: сдерживающим влиянием на их распространение неподготовленной законодательной базы и низким проникновением широкополосных сетей на ключевых телекоммуникационных рынках. Однако ABI Research прогнозирует стремительный рост этого вида интерактивных услуг по мере решения законодательных проблем.
В странах Западной Европы IPTV-услуги появились еще в 1999 г., так что этот рынок на сегодняшний день считается относительно развитым, особенно во стране Франции. Вместе с тем в этом регионе, по мнению экспертов, существует высокий потенциал роста, поскольку на крупных телекоммуникационных рынках (скажем, в Германии и Англии) в настоящее время скорость проникновения IPTV-сервисов пока остается низкой.
Растущие рынки IPTV открывают новые возможности для вендоров, поставляющих инфраструктурное оборудование — видеосерверы, телеприставки и т. п., а также ПО класса middleware. Другой возможностью расширения бизнеса в этой сфере является переход со стандарта кодирования медиаконтента MPEG-2 на MPEG-4, предоставляющий более высокий уровень сжатия аудио- и видеопотока, с добавлением новых функций, что, в свою очередь, требует использования соответствующего более совершенного телекоммуникационного оборудования и обновленного ПО класса middleware.
Однако, несмотря на высокий потенциал роста этого рынка, телекоммуникационные операторы при внедрения IPTV-решений сталкиваются с многочисленными трудностями, а столь значимые для вендоров перемены на телекоммуникационном рынке не всегда приводят их к успеху. Цезарь Бачелет поясняет: “Дело в том, что операторы очень тщательно подходят к выбору поставщиков. Они хотят получать весь комплект оборудования от одного вендора, имеющего соответствующую репутацию на рынке и обладающего портфелем крупных внедренных проектов”. Подобные требования, по его мнению, ставят поставщиков подобного оборудования в весьма затруднительное положение, поскольку дорога к решениям IPTV для них могла оказаться не столь ровной, а сам бизнес на этом рынке очень не прост, так как приходится иметь дело с операторами, уже накопившими значительный опыт на предоставлении клиентам платных ТВ-услуг.
А что же в России?
Хотя в нашей стране рынок IPTV не приобрел еще достаточного потенциала, сравнимого с западным или азиатско-тихоокеанским, но уже сегодня он показывает значительный рост, в нем проявляют немалую заинтересованность многочисленные вендоры и производители соответствующего оборудования и ПО, а также телекоммуникационные компании — поставщики ТВ-услуг.
По словам Александра Шуголя, директора по проектам консалтинговой компании J'son & Partners (J&P), перспективы развития IPTV в России весьма обнадеживающие. В 2006 г. основная часть всех российских абонентов IP-телевидения была сконцентрирована в Москве — большинство из них были абонентами “СТРИМ-ТВ”. На конец этого года общее число абонентов IPTV составляло 87,3 тыс. домохозяйств.
Прошлый год начался с продолжения стремительного роста числа абонентов IP-телевидения в Москве, и, по оценке J&P, к концу 2007 г. общее число абонентов услуги IP-телевидения уже превысило отметку 216,8 тыс.
В J&P считают, что нынешний год станет одним из ключевых в плане перевода нескольких тестовых проектов IPTV в коммерческую стадию, что будет сопровождаться дальнейшим ростом абонентской базы IP-телевидения. Ожидается, что ее рост составит 95%, а общее число абонентов достигнет 400 тыс. Темпы роста абонентской базы в следующем году сохранятся, а общее число абонентов услуги IP-телевидения достигнет 788 тыс. домохозяйств.
В 2011 г. рост абонентской базы стабилизируется, и отечественный рынок войдет в фазу постепенного насыщения, соответственно темп роста абонентской базы IPTV замедлится и составит 66%.
К 2012 г. общее число абонентов IP-телевидения в России увеличится до 3,7 млн. После 2012 г. темпы роста нашего рынка упадут до 10-20%.