Аутсорсинг даёт компаниям немалую экономию, и в обозримом будущем ситуация вряд ли изменится. но при этом финансовых руководителей несколько тревожат вопросы техподдержки из-за рубежа
Несмотря на серьезные опасения относительно курса доллара, риски для интеллектуальной собственности и неясный политический климат, финансовые директора американских ИТ-фирм не только одобряют передачу работ за рубеж, но и намерены продолжать практику привлечения сторонних фирм к технической поддержке и выполнению других дорогостоящих операций.
К такому выводу пришла консультационная компания BDO Seidman, специализирующаяся в области налогообложения и финансов. Судя по ее данным, главные финансисты считают необходимым повысить роль акционеров в определении заработной платы высшего руководства, а также высказывают обеспокоенность по поводу того, что финансовое законодательство США ставит американские предприятия в весьма невыгодное положение. Тем не менее 49% респондентов выразили готовность не только выводить операции техподдержки и производства за рубеж, но и расширять масштабы аутсорсинга.
Аналогичная тенденция, согласно результатам исследования, отмечается и в планах компаний, не принадлежащих к сегменту ИТ. Из всех опрошенных фирм разного профиля 57% заявили, что собираются расширять зарубежный аутсорсинг ИТ-операций, а примерно треть из них (31%) выразила готовность выводить за рубеж производственную деятельность и текущие финансовые операции, такие как ведение дебиторских и кредитных счетов. При этом, правда, финансовые руководители компаний все чаще отходят от практики заключения долгосрочных контрактов в пользу более гибких краткосрочных, в которых уровень оплаты напрямую увязывается с количественными показателями.
Лидирующее положение среди офшорных территорий по-прежнему занимает Индия, однако требования к повышению производительности соисполнителей, дополненные к тому же неопределенностью общемировой политической обстановки и колебаниями валютных курсов, способствуют росту внутреннего микроаутсорсинга в виде управляемых сервисов и предоставления ПО как услуги (SaaS). На это, в частности, указывает Саймак Фара, исполнительный директор фирмы InfoStreet — одного из первых американских провайдеров, вышедших на этот путь. “Предоставление ПО в виде сервиса и аутсорсинг являются составными частями общего процесса превращения ИТ-продуктов в потребительский товар, — считает он. — Благодаря этим подходам компании получают возможность снять с себя 80% задач такого класса, переложив их на других, а за собой оставить лишь 20% самых важных для бизнеса операций. В результате высвобождаются сотрудники, которым можно поручить другие ответственные работы”.
Начиная с 1996 года InfoStreet предлагает в виде сервисов электронную почту, бизнес-приложения, системы управления отношениями с клиентами и многое другое. Однако, как отмечает Фара, сосредоточить все усилия на продаже, поддержке и развитии таких сервисов фирме удалось сравнительно недавно, поскольку раньше много сил уходило на то, чтобы убедить потенциальных заказчиков в выгодах целевого аутсорсинга. “Мы избавляем своих клиентов от ситуаций, когда после двух часов подготовки новой функции нужно еще потратить пару недель на ее документирование и столько же на тестирование”, — говорит он.
Свое мнение о сервисах InfoStreet высказал клиент этой фирмы Дан Хебейсен, директор по сбыту компании Oriental Motors, которая выпускает двигатели и сопутствующие им товары. По его словам, провайдер не просто предлагает заказчикам данные о коэффициенте готовности сервиса, полосе пропускания и других количественных параметрах, но и позволяет им самим определять способы предоставления сервисов и точнее оценивать, в какой степени их качество удовлетворяет предъявляемым требованиям.
Годовой оборот Oriental Motors составляет около 440 млн. долл., из которых примерно 56 млн. приходится на США, где фирма содержит всего семьдесят сотрудников, а информационными технологиями занимаются лишь трое из них. Тем не менее, по словам Хебейсена, работа на американском рынке идет нормально, а штатные сотрудники получают возможность сосредоточиться на главном. Примером тому может служить Фернандо да Роса, руководитель маркетингового и Web-проекта InfoStreet на территории США. Благодаря услугам InfoStreet его ИТ-отделу не приходится тратить время на сопровождение Web-сайта, интернет-маркетинг и управление отношениями с поставщиками, но при этом фирма сохраняет полный контроль над всеми функциями, которые выполняет по ее заданию провайдер. “Наша ИТ-группа ежедневно собирает информацию о клиентах и пересылает ее на сервер провайдера, — рассказывает да Роса. — Для этого имеющихся у нас сил вполне достаточно. Когда же информация оказывается в Сети, ее обработкой начинают заниматься соответствующие подразделения, которые обращаются в группу ИТ за помощью лишь в случае необходимости».
Согласно исследованию компании BDO Seidman, ИТ-услуги и программирование занимают в списке аутсорсинга второе место: ими пользуется 51% респондентов. На первом месте — вывод за рубеж производства, в пользу которого высказалось 74% респондентов. Далее идут аутсорсинг исследований и разработок (49%), сбыт продукции (45%) и центры телефонной поддержки (35%).