Интересные события сопутствуют второму чтению закона “О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности РФ”, которое состоится 22 марта. Как известно, закон ограничит возможности иностранного участия в телекомпаниях, издательском и полиграфическом бизнесе. Фактически, судя по тексту законопроекта, иностранная компания, пожелавшая приобрести более 50% акций предприятия, относящегося к стратегической отрасли, должна будет обратиться за разрешением на сделку в специальный “уполномоченный орган”, а окончательное решение (не ранее чем через 3--6 месяцев) примет авторитетная комиссия чиновников во главе с премьер-министром России. Если же в компании-инвесторе есть хотя бы небольшая доля участия иностранного государства, согласовывать придется покупку уже более 25% акций. Отметим, что на уже совершенные сделки закон не распространится, однако о владении более чем 5% акций стратегической компании придется в обязательном порядке уведомить российское правительство.
Правда, депутаты исключили из законопроекта норму, относящую услуги по предоставлению доступа в Интернет к видам деятельности, имеющей стратегическое значение для национальной безопасности. Дело в том, что ранее в проект закона было внесено положение, по которому, в отличие от издательств (выпуск книг, журналов, газет) и полиграфистов (тиражирование печатных изданий), которых новые правила затронули бы только в том случае, если бы ФАС признала их положение на рынке доминирующим, все интернет-провайдеры попадали под нововведения без каких-либо оговорок. Кроме самих провайдеров против такого положения активно выступил и глава Мининформсвязи Леонид Рейман, который утверждал, что новая версия законопроекта в части регулирования деятельности интернет-провайдеров “никаким образом дополнительной защиты интересов государства не обеспечивает”.
Отметим, что удаление интернет-провайдеров из списка стратегических компаний вполне закономерно — все силовые структуры имеют самостоятельные информационные системы, никак не соотносящиеся с публичными каналами связи. Аналогичные системы существуют у исполнительной власти и таких замкнутых систем, как, к примеру, ГАС “Выборы”. “Ведомственные” провайдеры связи и так полностью контролируются, а также имеют форму собственности, максимально затрудняющую торговлю их акциями.
Вместе с тем в России в настоящий момент насчитывается несколько сотен средних и крупных интернет-провайдеров (большинство из них — дочерние компании “Связьинвеста”), предоставляющих доступ для частных и корпоративных пользователей по технологии ADSL. Определенные ограничения по участию иностранных компаний в телекоммуникационной отрасли существуют во многих странах, но, по мнению аналитиков iKS-Consulting, такие жесткие правила по регулированию интернет-рынка отмечены только в Китае. Следовательно, контроль над участием иностранцев в телекоммуникационных проектах для этого сегмента развивающегося телекоммуникационного рынка мог бы мешать крупным российским компаниям выходить на IPO и торговать своими акциями на иностранных биржах, что существенно снизило бы привлекательность бизнеса по предоставлению доступа в сеть Интернет в целом и уменьшило бы количество возможных вариантов для привлечения внешних средств на развитие. Аналогичным образом могли бы пострадать и операторы сотовой связи, многие из которых предоставляют услуги доступа в сеть Интернет, являясь по сути интернет-провайдерами.