Традиционно проводимая в начале марта в Ганновере выставка CeBIT уже давно является местом, где не только делаются объявления о технологических новинках, но и обсуждаются актуальные вопросы, волнующие мировую ИТ-общественность. Такой площадкой для дискуссий на CeBIT ‘2008 стал российско-немецкий конгресс “Russian CIO at CeBIT” (RuCIOs@CeBIT), организованный совместно Российским союзом ИТ-директоров (СоДИТ) и Общегерманской ассоциацией информационных технологий, телекоммуникаций и новых средств информации (BITKOM).
Ключевым вопросом, который обсуждался всеми выступавшими — как в докладах и на круглых столах, так и в ходе презентаций о выполненных проектах, — стала эволюция роли ИТ-директора в современном мире. И это не случайно: данная тема уже в течение последних двух лет находится в зоне внимания во всем мире и в России в частности. Причиной этого, как отмечалось на конгрессе, служит тот факт, что двумя отличительными тенденциями нынешнего дня являются переизбыток информации и недостаток компетенции. Сегодня в распоряжении ИТ-специалистов есть широкие возможности не только для обработки информации, но и для накопления ее в целях дальнейшего анализа и получения необходимых выводов. Более того, идет постоянное развитие средств, позволяющих накапливать всё большие объемы информации. Отсюда возникает увлечение вопросами хранения и передачи информации, а не выявления ее сути. Таким образом, в последнее время наблюдается эффект “сбрасывания информации”, когда решение проблемы путем изучения и понимания ее сути подменяется сбором сведений ради поиска новых фактов, которые могут натолкнуть на случайный вывод. И в этом, по словам многих выступивших на конгрессе, как раз и заключается основная проблема, с которой сталкиваются ИТ-директора в своей работе. Из-за обилия информации им порой трудно разобраться, где истинные сведения, а где — нет, поскольку один и тот же факт может быть представлен по-разному. Так что ценность информации велика, она тщательно хранится, но зачастую ее содержание малопонятно.
Предполагается, что впоследствии информационный поток будет только увеличиваться. Поэтому, как считает ряд спикеров, должна измениться и роль ИТ-директора, который помимо выполнения обычных технологических функций, связанных со сбором и накоплением информации, должен осуществлять трактовку этой информации, переводя ее на язык, доступный для акционеров и руководителей бизнес-подразделений компании. Тем самым из чистого “технолога” он должен превратиться в хранителя знаний, необходимых для развития бизнеса.
Другое направление, по которому может измениться роль ИТ-директора, связано с изменением его взаимоотношений с бизнесом. И по этому вопросу немецкие и российские коллеги, выступившие на конгрессе, были практически единодушны. Так, по их словам, раньше CIO являлись лишь поставщиками сервисов, выполняющими требования бизнеса и решающими технические вопросы. При этом руководители компаний зачастую не понимали и не хотели понимать проблем, связанных с использованием ИТ, и рассматривали ИТ-службу в качестве затратного подразделения, не способного повлиять на развитие бизнеса. С другой стороны, и сами ИТ-специалисты не стремились понять, почему бизнес выдвигает те или иные требования.
Однако сегодня ситуация меняется. Теперь уже ИТ-директора стремятся к расширению своей сферы деятельности, чтобы помочь компании в развитии бизнеса. Сегодня ИТ-департаменты всё в меньшей степени решают чисто технические вопросы, занимаясь координацией и контролем качества получаемых сервисов. Главными задачами CIO, как было заявлено, должны стать сбор, анализ и понимание требований бизнеса, в результате чего после совместных консультаций с бизнес-руководителями должно быть выработано решение о способах реализации этих требований. Другими словами, ИТ-директор должен стать “переводчиком” между заказчиком и сервис-провайдером. Он должен понимать требования бизнеса и при этом уметь объяснить эту задачу провайдеру, т. е. перевести ее с языка бизнеса на технический язык, а потом координировать ее реализацию. Таким образом, CIO из чисто технологического специалиста постепенно превращается в руководителя, принимающего решения.
На практике это означает, что от CIO требуется уделять больше времени взаимодействию с менеджерами — заказчиками услуг, что позволит более точно планировать затраты на ИТ, а также научиться ставить новые задачи, которые помогут развитию бизнеса. Главной проблемой на этом пути, как представляется российским и немецким коллегам, является наличие грамотных специалистов, способных справиться с новой для них ролью. Помимо профессиональных знаний в чисто технических вопросах сегодня от них требуется понимание регламентов работ и бизнес-процессов компании, знание ее конкурентных преимуществ, а также умение работать в группе.
Говоря же о видении будущей роли ИТ-директора, участники конгресса предсказывают, что он станет такой же влиятельной фигурой в компании, как генеральный или финансовый директор. Ведь сегодня CIO — это тот человек, в ведении которого находится информационная система компании в целом. Он видит все взаимосвязи между всеми подразделениями и перспективы их развития и поэтому выступает в роли коммуникатора между ними. Через пять — десять лет все люди на предприятии будут разбираться в ИТ не хуже ИТ-директора, и тогда тот возьмет на себя коммуникативную роль, чтобы получить кумулятивный эффект от всех знаний, имеющихся в компании. А все технологические функции CIO будут переведены на аутсорсинг.
Любопытно отметить, что дискуссия на тему перспектив развития ИТ на одном из круглых столов незаметно переросла в обсуждение проблем социальных сетей, в частности, на примере пользующегося популярностью в нашей стране ресурса “Одноклассники.ru”. В Германии всплеск интереса интернет-пользователей к социальным сетям уже позади, и поэтому там преобладает более взвешенный подход к вопросу о том, стоит ли разрешать сотрудникам компании пользоваться подобными ресурсами в рабочее время. Немецкие ИТ-директора не видят ничего вредного в том, если сотрудники потратят некоторое время на общение с друзьями по Интернету — разумеется, при условии, что это не в ущерб исполнению их рабочих обязанностей. Российские же участники, напротив, в большинстве своем предлагают закрыть доступ сотрудников к подобным ресурсам — как это делается, скажем, с доступом к порносайтам. Более того, они видят в этом угрозу для бизнеса компании и даже страны в целом. Так, в качестве примера был приведен случай, когда человек разыскивал своих товарищей по службе в армии и на его запрос откликнулось несколько тысяч человек. Подобный факт, по мнению спикера, дает возможность составить представление о состоянии дел в наших вооруженных силах в тот или иной момент времени.