Американская сеть центров контроля и предотвращения заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention, CDC) перестраивает свою систему BioSense, предназначенную для раннего предупреждения массовой эпидемии гриппа. В результате CDC сможет содействовать обмену информацией между департаментами здравоохранения штатов и создавать новые системы информирования врачей в случае пандемии.
Готовы ли общенациональные системы поддержать борьбу с пандемиями, например птичьего гриппа?
Организация CDC недавно опубликовала план действий на случай такой эпидемии, в котором перечислены 13 различных информационных систем, предназначенных для идентификации заболевания, объявления тревоги, отслеживания потенциальной пандемии птичьего гриппа и борьбы с ней. Большинство этих систем — одни из них уже созданы полностью, другие находятся в процессе развертывания — предназначено для решения специализированных конкретных задач. Но CDC продолжает создание единой общей основы — сети BioSense, на которую уже потрачено 100 млн. долл.
Если птичий грипп неожиданно мутирует и примет форму, которая может распространяться среди людей, то больницы и кабинеты врачей в США будут переполнены. По оценкам, срочная медицинская помощь потребуется 18 млн. пациентов, из них от 300 до 800 тыс. необходимо будет госпитализировать, а от 90 до 200 тыс. может умереть.
К счастью нынешний вирус птичьего гриппа, известный как H5N1, таких последствий вызвать не может. Но на протяжении ХХ века было три пандемии гриппа. Так называемая испанка 1918 г. убила более полумиллиона людей в Соединенных Штатах и 20–40 млн. в мировом масштабе. В 1957-м азиатский грипп привел к смерти 80 тыс. человек в США, а гонконгский грипп в 1968–1969 гг. затронул 51 млн. американцев и привел к летальному исходу в 30 тыс. случаев.
Вероятность пандемии гриппа настолько серьезна, что правительство США решило установить целый ряд систем ее обнаружения и поддержки общенациональных мероприятий, которые будут развернуты в случае ее возникновения. Начиная с 2002-го CDC истратила свыше 5 млрд. долл. на повышение готовности государственной системы здравоохранения к отражению пандемии.
Раннее предупреждение
Основная оборонительная система CDC, построенная на базе общенациональной сети больниц, называется BioSense Network. Она была специально спроектирована для раннего обнаружения и предупреждения распространения птичьего гриппа или массовых заболеваний другими видами гриппа. Изначально она задумывалась как общенациональная система сигнализации, которая свяжет воедино тысячи больниц и позволит автоматически выявлять любой похожий на грипп диагноз.
Другими словами BioSense должна была стать чем-то вроде стетоскопа для всей страны, определяющим степень здоровья населения. Предполагалось, что с ее помощью можно будет очень рано выявлять любое заболевание, охватившее город, штат, регион и даже государство в целом, и имеющее сходные с гриппом симптомы. Это позволило бы органам здравоохранения всех уровней (местного, штатного, федерального) быстро принять необходимые меры.
BioSense задумывалась как надстройка над больничными системами, которая будет в реальном времени собирать и анализировать хранящиеся в них данные. Сеть проектировалась с таким расчетом, чтобы обеспечить постоянно обновляющийся поток сведений о пациентах (через каждые 15 мин). Используя эту информацию, эпидемиологи из CDC смогли бы сразу выявить ранние признаки распространения любого заболевания, сходного с птичьим гриппом. Все надежды связывались с тем, что благодаря раннему обнаружению BioSense поможет CDC сконцентрировать свои ресурсы на борьбе с пандемией.
К сожалению, в 2006–2007 гг. продвижение проекта BioSense затруднило повсеместное сопротивление со стороны врачей и администраций больниц. «Реализовать наш подход оказалось гораздо труднее, чем мы предполагали, — сказал доктор Лесли Ленерт, директор входящего в состав CDC Национального центра медицинской информации. — Во многих случаях мы столкнулись с негативным отношением».
Отчасти проблема заключалась в том, что BioSense потребовала от учреждений здравоохранения хранить сведения о пациентах и другие медицинские данные таким образом, чтобы разработанное в CDC ПО могло осуществлять мониторинг больничных систем и выявлять релевантную информацию о пациентах. Многие больницы не пожелали принимать участие в столь технически сложном проекте, сославшись на отсутствие достаточного числа ИТ-специалистов и необходимых ресурсов. «Мы обнаружили, что все в значительной мере зависит от конкретных людей, — разъяснил Ленерт. — Чтобы техническому специалисту из государственной системы здравоохранения позволили поработать в больнице, необходимо войти в тесный контакт с ИТ-директором больницы и вызвать у него доверие, которое устанавливается в результате личных отношений».
Пришлось преодолевать и технические трудности, связанные с необходимостью привести сведения о пациентах к единому стандарту. К этому добавилось то, что многие доктора и эпидемиологи из департаментов здравоохранения штатов были не в восторге от проекта, считая, что федеральное правительство хочет взять их обязанности на себя. Отчасти, по словам Лернера, эта проблема возникла из-за того, что федеральное правительство проигнорировало местные медицинские службы. Кроме того, некоторые администраторы больниц с подозрением отнеслись к передаче федеральному правительству в электронной форме сведений о состоянии местного здравоохранения.
«Система BioSense вызвала много споров. Возникал даже вопрос, сможет ли она принести пользу», — сказала доктор Эрика Пэн, директор подразделения по чрезвычайным ситуациям, связанным с биотерроризмом и инфекционными заболеваниями в департаменте общественного здоровья в Сан-Франциско. Медицинская общественность скептически относилась к созданию такой системы. Врачи считали, что именно они вместе с местными органами здравоохранения должны выявлять заболевания и бороться с ними. Но доктор Пэн не отрицает важную роль медицинского персонала: «Необходимо, чтобы медики, работающие на местах, задавали пациентам необходимые с точки зрения эпидемиологии вопросы».
Изменение планов
Поскольку BioSense не привилась (в настоящее время в ней участвует лишь 441 из более чем 5,6 тыс. больниц страны), ее эффективность как общенациональной системы выявления гриппа осталась ограниченной. Но CDC решила не отказываться от данного проекта, а применить новый подход.
Израсходовав в 2005–2006 гг. около 100 млн. долл. на взаимодействие с больницами и технологии, CDC решила не конкурировать с местными органами здравоохранения, а сотрудничать с ними. Идея заключалась в том, что продолжить использование BioSense в нынешних узких географических рамках и приступить к осуществлению новых инициатив по сбору данных, которые могут свидетельствовать о начале пандемии.
Новый подход направлен на сотрудничество и обмен информацией с департаментами здравоохранения штатов. «Мы решили не заставлять их пересылать свои данные в общенациональное хранилище», — пояснил Ленерт. Организации, принимающие участие в новой инициативе, будут хранить сведения о пациентах у себя, но начнут предоставлять результаты их анализа в виде агрегированных данных.
«Мы хотим найти способ совместного доступа к имеющимся в штатах БД, чтобы можно было коллективно пользоваться итогами анализа этой информации, — продолжил Ленерт. — Но речь идет не просто о совместном использовании. Чтобы распознать признаки пандемии, мы должны иметь возможность сравнить сведения из разных штатов».
С этой целью CDC недавно начала новую инициативу, направленную на получение от органов здравоохранения штатов согласия на пересылку их данных в систему BioSense, чтобы превратить ее в общенациональную. В качестве стимула CDC скоро начнет выделять этим органам гранты на разработку систем, обеспечивающих совместный доступ к сведениям о пациентах и анализ признаков пандемии. Ленерт отметил, что Индиана и Северная Каролина уже согласились участвовать в этом начинании. «Эти штаты передают нам сведения по каждому пациенту, который для нас остается анонимным», — добавил Ленерт.
Он еще не знает, во что в конечном итоге выльется новая инициатива и как она будет работать: «Мы пробуем применять различные стратегии, чтобы найти наилучший подход. В течение пяти лет мы будем предоставлять гранты, начав в этом году с 8,5 млн. долл. Понятно, что мы не можем охватить всю страну сразу». Параллельно CDC концентрирует усилия на создании различных систем, которые можно будет развернуть в случае выявления ранней стадии пандемии гриппа. Например, системному интегратору CIBER поручено построить службу оповещения, которая в электронной форме станет информировать органы здравоохранения в штатах и на местах, когда и где началась пандемия. Прежде CDC приходилось связываться с властями штатов по электронной почте или по телефону.
Служба оповещения является составной частью системы медицинской информации, которую на протяжении четырех лет пытается создать CDC. Эта система представляет собой набор функциональных и технических стандартов, описывающих минимальные требования к ИС местных органов здравоохранения, необходимые для их взаимодействия.
«Работая с компанией CIBER, мы создали службу оповещения и службу каталогов, на базе которой можем строить все наши программы и специальные приложения, в полной мере используя преимущества сервисно-ориентированной архитектуры, — сказал Робб Чэпмен, директор ИТ-программы CDC, курирующий работу CIBER. — Все наши усилия стали результатом событий 2001 г. Многие помнят о 11 сентября, но паника, вызванная распространением сибирской язвы, и тревога по поводу заболеваний птичьим гриппом еще более ярко продемонстрировали, что нам необходимо совершенствовать взаимодействие между медицинскими службами».
Представители пяти штатов помогли разработать протокол каскадного распространения отчетов. Благодаря ему CDC может быстро оповещать власти всех уровней независимо от границ их юрисдикции, сказал Ричард Дро, менеджер компании CIBER по взаимодействию с федеральными органами здравоохранения.
По словам Чэпмена, в настоящее время система оповещения действует в Мичигане и Индиане, а службы здравоохранения Нью-Йорка и Миннесоты вышли на финишный этап ее освоения. Руководители CDC ожидают, что в течение двух лет к ней присоединится большинство штатов.
«Зоопарк» систем
Поскольку сеть BioSense используется только в ограниченном масштабе, CDC продолжает применять для выявления крупной пандемии пестрый набор из различных систем, из которых одни являются полностью завершенными, другие частично. Основная из них — Influenza Sentinel Provider Surveillance System, для которой примерно 2,2 тыс. врачей на добровольной основе собирают информацию о пациентах с симптомами, напоминающими симптомы птичьего гриппа. Кроме того, CDC использует систему FluNet Всемирной организации здравоохранения. Это база данных, к которой могут обращаться эпидемиологи и другие исследователи для получения справок о проявлениях гриппа в других странах.
Лабораторные данные могут стать еще одним свидетельством необычной активности гриппа. «Мы пытаемся распознавать случаи заболевания на ранних этапах, изучая лабораторные данные и передавая их в автоматическом режиме органам здравоохранения и одновременно — CDC», — сказал д-р Ленерт. CDC использует сеть Laboratory Response Network, которая связывает ее с лабораториями департаментов здравоохранения штатов и с другими лабораториями, оборудованными для изучения гриппа.
Мониторинг пандемий осуществляется с помощью системы Health Alert Network. «Мы применяем эту систему для общения с врачами и департаментами здравоохранения по поводу подготовки отчетов о случаях заболеваний, сообщаем, на что следует обратить внимание», — сказал доктор Стив Редд, эпидемиолог из CDC. И наконец, еще одна система под названием FluFinder было запущена в 2004-м в период дефицита вакцины против гриппа. Данная система позволяет органам здравоохранения определять местонахождение запасов вакцины.
Продолжая использовать все эти системы, а также некоторые другие, CDC хочет консолидировать информацию, чтобы более своевременно предоставлять данные своим сотрудникам и врачам, которые непосредственно работают с населением.