Компании США контролируют электронную почту и телефонные переговоры сотрудников
Вы, вероятно, будете удивлены, но в ходе недавно проведенного исследования обнаружилось, что почти половина компаний США ведет мониторинг использования своими сотрудниками электронной почты, Интернета и — наберите побольше воздуха — блогов.
Практически у любой компании в соглашении с работником или в справочнике для сотрудников оговариваются условия использования Интернета. У некоторых там даже указывается, что компания оставляет за собой право просматривать и проверять электронные сообщения и компьютерные файлы. Но пользователи, наверное, искренне удивятся, когда узнают, насколько глубоко проникает корпоративный мониторинг и кто следит за работой их компьютеров.
Согласно недавнему исследованию, проведенному Американской ассоциацией менеджмента (American Management Association) и Институтом электронной политики (The ePolicy Institute), приблизительно каждая четвертая компания внимательно наблюдает за электронной почтой сотрудников, их компьютерными файлами, странствиями по Интернету и физическим перемещением по офису.
Наиболее распространенная форма контроля за сотрудниками — отслеживание их действий в Интернете. По данным “Исследования электронного мониторинга и систем наблюдения за 2007 г.”, 66% американских компаний осуществляют мониторинг и изучение активности пользователей в Интернете, когда они находятся на работе. Из этих компаний 63% ведут мониторинг непрерывно или регулярно.
Наибольшую озабоченность вызывает у компаний посещение сотрудниками преимущественно сайтов “для взрослых” или порнографических сайтов (96%). На втором месте оказались игровые сайты — онлайновые азартные игры и коллективные видеоигры (61%). Удивительно, но третье место заняли сайты социальных сетей, таких как Facebook и MySpace (50%).
Корпоративный менеджмент беспокоится по поводу юридических последствий и ответственности, связанных с посещением сайтов “для взрослых”, а также по поводу снижения производительности труда тех пользователей ПК, которые посвящают слишком много времени социальным сетям, игровым и развлекательным сайтам. Почти две трети обследованных компаний заявили, что применяют фильтрацию Web-контента для блокирования доступа к сайтам, посещение которых запрещено политикой компании.
Во многих компаниях наиболее широко применяется мониторинг использования компьютеров, в том числе программы, фиксирующие нажатия клавиш и продолжительность работы, а также фильтрация контента. Примерно 43% компаний заявили, что прибегают к мониторингу компьютеров в той или иной форме для контроля за действиями пользователей. Из них 60% проводят регулярный или активный мониторинг. Еще 43% изучают файлы на компьютерах пользователей с целью выявления нарушений конфиденциальности информации, материалов, которым не место в корпоративных ПК, и отклонений от корпоративной политики.
Использование электронной почты в недопустимых целях остается самым тяжким грехом сотрудников. 43% компаний утверждают, что они ведут мониторинг электронной почты. Из них 96% осуществляют мониторинг обмена электронными сообщениями с внешним миром, а 58% контролируют корпоративные почтовые системы.
Пользователи почти с равной вероятностью могут быть уволены за нарушение правил пользования электронной почтой или Интернетом. 28% компаний заявили, что уволили сотрудника за нецелевое использование электронной почты. Наиболее часто встречаются такие причины увольнений, как нарушение принятой в компании политики (64%) и использование неприличных выражений (62%). 30% компаний сообщили, что увольняли за недопустимую деятельность в Интернете. Главные причины — просмотр, загрузка или распространение агрессивного контента (84%), нарушение корпоративной политики (48%), непомерное использование Интернета в частных целях (38%).
Удивляет отношение компаний к социальным сетям и таким новым медиа, как Facebook и независимые блоги. Примерно каждая десятая компания ведет мониторинг их использования, желая знать, что говорится о ее бизнесе, а 18% блокируют доступ пользователей к внешним блогам.
Корпоративные системы наблюдения не ограничиваются контролем за использованием компьютеров. Почти половина компаний заявляет, что осуществляет также мониторинг телефонных звонков сотрудников. В большинстве случаев речь идет о времени, затраченном на разговоры, и о набираемых номерах. Контроль за телефонами ведется не столь тщательно, как за компьютерами. Лишь 2% компаний записывают телефонные разговоры, а 4% просматривают файлы голосовой почты.
25% обследованных компаний используют видеонаблюдение для предотвращения мошенничества со стороны сотрудников и лишь 7% применяют видеокамеры для наблюдения за работой сотрудников, и то применительно к работникам, занимающим определенные должности.
Так кто же осуществляет мониторинг и наблюдение? В трех случаях из четырех это сотрудники информационной службы. За ними следуют по частоте упоминания кадровые (34%) и юридические (18%) службы, подразделения, следящие за соблюдением законодательства (17%), и внешние наблюдатели (4%).
Только в двух штатах, в Делавэре и Коннектикуте, от компаний требуют информировать сотрудников об электронном мониторинге. Большинство компаний ответили, что они либо уже сообщили сотрудникам о возможности мониторинга, либо извещают их в период его ведения.