В России пользователи ПК хорошо знают тайваньскую компанию Asustek Computer как крупнейшего производителя системных плат. Не менее известна Asustek в нашей стране и как один из лидеров рынка ноутбуков. Между тем область интересов компании постоянно расширяется. О том, какие задачи она ставит перед собой и как намерена развиваться на мировом и российском рынках, первый заместитель главного редактора PC Week/RE Игорь Лапинский беседует с главой представительства Asustek Computer в России Алексом Кимом.
PC Week: Судя по просочившимся в прессу заявлениям высших руководителей Asustek Computer, компания планирует резко увеличить производство и продажи ноутбуков в нынешнем году: под маркой Asus — до 7 млн. штук, а по OEM-заказам — до 10 млн., тогда как в 2007-м эти цифры составили 4,3 и 2,7 млн. соответственно. На чем базируются столь агрессивные планы?
Алекс Ким: На Тайване Asus является одной из самых сильных компаний в финансовом плане, а бренд ASUS в 2007 г. был признан наиболее ценным среди принадлежащих тайваньским компаниям. Поэтому мы можем ставить перед собой очень серьезные задачи и быть уверенными, что у нас не возникнет проблем, например, с финансами и инвестициями, необходимыми для их решения. Кроме того, в конце прошлого года мы формально отделили производственное направление от бизнеса, связанного с развитием собственного бренда, и теперь в группе Asustek представлено три структуры: собственно Asustek Computer и производственные фирмы Pegatron Technology и Unihan Technology. Это было сделано по настоятельным просьбам мировых вендоров, обладающих мощными брендами, для которых мы производили продукцию, и теперь Asustek может рассчитывать на существенное увеличение OEM-заказов, и, соответственно, более свободное развитие канала продаж. В финансовом плане все три компании группы самостоятельны, но стратегии их развития в значительной мере увязаны между собой.
PC Week: Если Asustek удастся реализовать планы по продажам ноутбуков под собственным брендом, то, по прогнозам аналитиков, она выйдет на шестое место в мировом рейтинге. С учетом продолжающейся консолидации рынка можно предположить, что это отнюдь не конечная ваша цель в данном сегменте.
А. К.: Да, стратегическая задача на краткосрочную перспективу — вплотную приблизиться к первой тройке крупнейших мировых поставщиков ноутбуков. И у нас есть для этого необходимый потенциал, в частности, оптимизированы производственные издержки. К тому же Asustek к настоящему времени уже хорошо известна на мировом рынке благодаря высокому авторитету как производителя высококачественных системных плат и видеокарт. А ведь системные платы являются одним из основных компонентов ноутбуков. Кроме того, подняться с десятой строчки на четвёртую не так уж трудно — это лишь вопрос фокусировки компании, финансовых возможностей и выбора правильной стратегии. Вот побороться за место в первой тройке сильнейших в мире значительно сложнее: нужно выходить на иной уровень организации продаж, маркетинга и прочее.
PC Week: Стремление наращивать объемы производства и снижать производственные издержки плохо сочетается с необходимостью разнообразить продукцию в рамках собственного бренда. Означает ли это, что теперь не все ноутбуки Asus будут произведены в рамках своей производственной группы?
А. К.: Ближайшие два-три года мы скорее всего будем сохранять лояльность к своему производству. Но если темпы роста компании окажутся слишком высокими, то неизбежно встанет вопрос о расширении производственной базы за счет наращивания мощностей в рамках группы или размещения заказов на сторонних заводах. Второй путь чреват определенными сложностями, поскольку по крайней мере на первых порах мы вряд ли можем рассчитывать на отношение к себе внешних производителей как к приоритетному клиенту. На данный момент наших производственных мощностей вполне хватает, поскольку с середины прошлого года у нас вступила в строй новая фабрика, производственные площади которой составляют 1,5 млн. м² — это в четыре раза больше, чем у старой. Но не исключено, что через какое-то время опять встанет вопрос о строительстве фабрик, причем, возможно, не в Китае, а вблизи потенциально перспективных рынков, к которым принадлежит и Россия.
PC Week: Коль скоро мы заговорили о России, насколько удачным оказался прошлый год для возглавляемого вами представительства?
А. К.: В целом, я считаю, он был успешным при том, что задачи перед нами были поставлены непростые: по многим направлениям нужно было как минимум удвоить продажи. Это удалось по ноутбукам (ключевой для нас категории продуктов) и по всей сетевой линейке, в том числе по ADSL- и Wi-Fi-решениям. По системным платам такой результат в принципе показать было сложно (мы и не ставили эту задачу), поскольку в данном сегменте наша рыночная доля в России уже приближается к 60% (на мировом рынке — к 40%). Тем не менее и здесь мы каждый год увеличиваем долю примерно на 10%.
Если говорить о том, что все же не удалось, то это прежде всего касается объема продаж ЖК-мониторов. Хотя за год он вырос вдвое, планы предполагали более высокий результат. Кроме того, мы не успели в 2007 году выпустить на российский рынок нашу новинку — Eee PC, позиционируемую как промежуточное решение между КПК и ноутбуком. С одной стороны, подвели поставщики батарей, а с другой — были определенные сомнения относительно того, стоит ли создавать конкуренцию другим нашим продуктам в IV квартале, когда покупательский спрос резко возрастает.
PC Week: Участвуя в нашем опросе в преддверии 2007 г., вы основные свои ожидания в сегменте ПК (как и многие другие производители) связали с предстоявшим тогда выпуском новой ОС Microsoft Vista. Теперь уже ясно, что эти ожидания не оправдались. Тем не менее как вы оцениваете ситуацию с Windows Vista на сегодняшний день?
А. К.: Да, надежды на то, что новая ОС инициирует очередной виток развития всей индустрии в целом, не оправдались. Пока выиграли только производители памяти, поскольку спрос на их продукцию действительно вырос. Я думаю, нужно еще, наверное, с полгода, чтобы люди все же восприняли новую ОС. Почему этого не произошло раньше? На мой взгляд, тут ряд причин. Поначалу Vista поддерживала не всю периферию, и не все привычные пользователю программы работали под этой ОС. В первой половине прошлого года наши инженеры техподдержки сталкивались с жалобами на Vista именно в связи с этим, но вот уже на протяжении, наверное, полугода, я таких жалоб не слышу — значит, все стабилизировалось. С другой стороны, выход Vista совпал по времени с активным ростом продаж ноутбуков нижней ценовой категории (entry level), а мощности таких моделей для нормальной работы с Vista все же недостаточно. Именно поэтому все младшие модели мы комплектуем Windows XP, и это способствовало успеху наших продаж. А вот наши топовые модели поставляются с Vista, и все они работают нормально. Так что, с нашей точки зрения, Vista уже сейчас представляет собой вполне стабильный продукт. Но, похоже, и у Windows XP начинается вторая жизнь. По крайней мере нашими покупателями недорогие системы с XP были восприняты на ура.
PC Week: Начав продвигать ноутбуки в России, вы изначально сделали ставку на средний ценовой сегмент исходя из того, что в дальнейшем вытеснить вас из этого сегмента будет довольно сложно. К настоящему времени эта стратегия не претерпела изменений?
А. К.: Нет, пока мы придерживаемся той же стратегии, поскольку она приносит нам хороший результат: продажи ноутбуков у нас ежегодно возрастают на 80—100%. Данная стратегия имеет долгосрочный характер, и нам не нужно заметно расширять предложение в сегменте недорогих ноутбуков, хотя это можно сделать в любой момент. Очевидно, мы так и поступим в нынешнем году, чтобы приблизить свою долю к 30% (по итогам 2007-го она составляет примерно 24—26%). Обратите внимание, что лидирующая на российском рынке ноутбуков Acer предлагает широкий ассортимент во всем спектре, и тем не менее в IV квартале прошлого года мы пришли к финишу, как говорится, “ноздря в ноздрю”: по данным IDC, у Acer доля рынка составила 26,9%, а у нас — 26,5%. Так что теперь есть реальные шансы обойти этого поставщика. Но нужно понимать, что завоевание рынка через младший сегмент — это всегда краткосрочная стратегия. Сегодня в нем сильнее Acer, завтра Asustek, а послезавтра Dell или HP. Поэтому всегда важно находить золотую середину.
PC Week: Действительно, на российский рынок ПК сегодня претендует целый ряд крупных компаний, включая HP и Dell. Каких перемен в связи с этим, на ваш взгляд, можно ожидать в сегменте ноутбуков в нынешнем году?
А. К.: HP — это серьезный и интересный конкурент. Но судя по тому результату, который в прошлом году показала Toshiba, инициировавшая ценовую войну и в итоге увеличившая свою рыночную долю до 10—12%, можно сказать, что если HP удастся подняться с пяти-шести, скажем, до 15%, это будет очень хороший результат. Dell в этом смысле сложнее, поскольку ей еще предстоит выстроить канал продаж и стратегию развития на российском рынке. Сейчас больше разговоров о перспективах усиления позиций Lenovo, которая обещает выйти в сентябре на потребительский рынок со своими новыми продуктами. Но в любом случае я не думаю, что кто-то в нынешнем году сможет выступить более агрессивно, чем Toshiba в прошлом. Рынок фактически уже поделен, а два лидера — Acer и Asustek — сейчас обеспечивают в сумме почти 55% всех продаж и вовсе не намерены сдавать позиции.
PC Week: Вы уже упомянули о намечаемых поставках в Россию Eee PC, к которому сейчас проявляется большой интерес. Какую роль в планах развития бизнеса вы отводите этому продукту?
А. К.: Мы не относим эти компьютеры к ноутбукам и даже просим аналитические агентства не учитывать их продажи при оценке ситуации на рынке мобильных ПК, а наших партнеров — не выставлять Eee PC на одних полках с традиционными ноутбуками. Eee PC — это машина для тех, кто обретает первый опыт в работе с компьютером, и стоить она будет, я думаю, от 10 до 11 тыс. руб. в зависимости от конфигурации (некоторые модели будут поставляться с ОС Linux, некоторые — с Windows XP). Сейчас проводится много тендеров по закупке систем такого класса, и мы уже выиграли ряд из них, в том числе очень значительные по объему. Причем интерес к Eee PC проявили не только образовательные институты и госструктуры, но и коммерческие фирмы. Ведь это в общем-то полнофункциональный компьютер для мобильного сотрудника, пригодный для проведения презентаций, хранения корпоративной информации, участия в видеоконференциях и т. д. А в силу его дешевизны даже небольшие компании могут позволить себе оснастить своих менеджеров такой техникой. Так что мы рассчитываем, что Eee PC поможет нам усилить позиции в корпоративном сегменте, который, кстати, уже хорошо воспринял наши системные платы, видеокарты и ЖК-мониторы.
PC Week: Мониторы — отдельная тема для разговора. Этот рынок сформировался в России гораздо раньше, чем сегмент ноутбуков, и игроков на нем предостаточно. Какой вам смысл ввязываться в конкуренцию с ними, тогда как ваши основные интересы лежат в другой области?
А. К.: Во-первых, это важный продукт для любой компании, заинтересованной в своем развитии на потребительском рынке. А во-вторых, наверное, каждый серьезный производитель сегодня мечтает иметь собственное производство ЖК-панелей. А для этого нужно довести количество продаваемых устройств на их основе (ноутбуков, ЖК-мониторов, мобильных терминалов) до такого уровня, когда создание своего производства станет целесообразным экономически. Конкурентная ситуация на рынке в данном случае для нас не столь критична, поскольку это дополнительный быстро растущий бизнес. Нам важнее эффект масштаба, который сейчас позволяет делать более выгодные закупки ЖК-матриц, а в перспективе обеспечит выход на собственное производство. В недалеком будущем очень многое будет зависеть от тех, кто умеет делать ключевые компоненты: память, процессоры, дисплеи. При этом значимость ЖК-матриц постоянно растет, поскольку они находят применение повсеместно.
PC Week: Asustek — крупнейший поставщик системных плат в России, и по характеру изменения ваших продаж во многом можно судить о состоянии рынка в целом. Вы ощутили изменение спроса на платы для десктопов в связи с переориентацией рынка на ноутбуки?
А. К.: Этот рынок пострадал в смысле темпов роста. Если раньше наши продажи системных плат в России ежегодно росли на 50%, то теперь только на 10%. Но потенциал тут еще большой, поскольку уровень проникновения компьютеров в стране существенно ниже, чем в США или Европе. До сих пор 30% наших продаж в этом сегменте обеспечивает потребительский рынок, примерно 40% приходится на федеральных сборщиков, участвующих в крупных тендерах, а остальное покупают региональные сборщики.
PC Week: Бренд Asus ассоциируется прежде всего с компьютерным рынком. Но в России с некоторых пор представлено и ваше коммуникационное оборудование. Как вы чувствуете себя в сегменте, где тон задают другие компании, для которых это основной бизнес?
А. К.: Вообще-то Asustek — это крупнейший производитель ADSL-оборудования в мире (в свое время мы купили несколько компаний, которые специализировались в данной области) и номер два по производству сетевых продуктов (после Motorola). Соответствующее оборудование мы производим для многих именитых американских брендов. Так что в этом сегменте мы не новички. Другое дело, что линейки под собственным брендом мы выпустили только два года назад в соответствии с глобальной стратегией компании, в основе которой лежит концепция 3C — computers, communications, consumer electronics. Так что теперь это неотъемлемая часть нашего бизнеса, растущая очень быстрыми темпами. Например, в России продажи нашего коммуникационного оборудования ежегодно удваиваются, а то и утраиваются. Рынок Wi-Fi-средств здесь стал развиваться сравнительно недавно, технология ADSL находится на пике спроса, а ведь еще предстоит подключить к Интернету порядка 50 млн. пользователей при том, что параллельно идет процесс обновления оборудования у тех, кто уже подключен. И мы видим для себя очень большие перспективы здесь.
PC Week: Какие задачи вы поставили перед собой на 2008 г.?
А. К.: Мы будем развивать все направления, предусмотренные концепцией 3С. В России у нас очень серьезная задача по ноутбукам — быть номером один на рынке. В сегменте системных плат постараемся удержать за собой 60—65% рынка. По коммуникационным продуктам (ADSL- и Wi-Fi-решения) рассчитываем подняться на вторую или даже первую строчку в рейтинге крупнейших поставщиков, хотя сделать это будет очень непросто, поскольку на этом рынке у нас сильные конкуренты. В сегменте ЖК-мониторов приложим все усилия, чтобы выйти на третье место. Кроме того, мы хотим предложить нашим покупателям что-нибудь из новой линейки AIR (Asus Internet Radio). В неё входят приемники для прослушивания размещенных в Интернете радиостанций. Я думаю, что такие устройства будут способствовать укреплению бренда Asus на потребительском рынке. Естественно, все это предполагает дальнейшее развитие канала продаж (мы каждые полгода пересматриваем его состав), а также расширение штата российского представительства Asustek (сейчас в нем около ста человек с учетом сервисной службы). В общем, работы предстоит много.
PC Week: Спасибо за беседу