Вас интересует, что происходит с вашими старыми офисными ПК? Они, возможно, не столь безвредны для окружающей среды, как вы думали.
Директора ИТ усиливают “озеленение” центров обработки данных — сокращают электропотребление на охлаждение и занимаются виртуализацией серверов, но многие из них совершенно игнорируют маленький вопрос: где заканчивают свои дни их старые ПК? “По нашим оценкам, 55% всех ПК используется на предприятиях, — сказал Дэвид Дауд, менеджер по изучению ПК, их жизненного цикла и “зеленых” ИТ из аналитической компании IDC. — Пытаясь уменьшить воздействие на окружающую среду, многие информационные службы сконцентрировали внимание на своих центрах обработки данных, фактически игнорируя остальные аспекты “зеленых” ИТ”.
В мировом масштабе эффект от пренебрежения защитой окружающей среды может быть колоссальным: по некоторым оценкам, в мире ежегодно списываются ПК общим весом более 1 млн. т. В отчете, выпущенном IDC в этом месяце, утверждается, что из них утилизируется не больше половины. Хотя некоторая часть из оставшегося компьютерного “железа” продолжается использоваться или модернизируется, основная масса просто отправляется на свалку или сжигается.
Более того, огромные объемы так называемого электронного мусора разбираются вручную рабочими на свалках в Китае или заключенными в США, которые демонтируют компьютеры, чтобы отделить металлические детали и материалы, которые можно повторно использовать. Организации вроде “Коалиции за возврат отслужившей электроники производителю” (Electronics Takeback Coalition, ETC) считают сложившуюся практику безответственной и неприемлемой.
К сожалению, сегодня многие предприятия не хотят отвечать за выбор конечного пункта для тысяч их бывших ПК. Например, сказал Дауд, корпорации, желающие избавиться от массы ставшего ненужным “железа”, чаще всего дарят эти ПК некоммерческим организациям. Получается, что они просто умывают руки, снимая с себя ответственность за их дальнейшую судьбу.
“Последний отрезок жизненного цикла ИТ не слишком “зеленый”, — заявил Дауд. — Производители должны лучше представлять себе, где в конечном итоге окажется их продукт”. Вместо уничтожения старых компьютеров или передачи их в дар, некоторые компании, сказал Дауд, могли бы продавать их другим организациям, пока они еще могут послужить и пользуются спросом. Но всем компаниям следует перед покупкой компьютеров поинтересоваться, на каких условиях можно будет вернуть отслужившее свой срок оборудование производителю. “Если вы сразу с этого начнете, то в конечном итоге затраты на утилизацию будут ниже”, — утверждает Дауд.
Безвозмездно передать кому-то компьютеры значит просто переложить на других решение проблемы их утилизации. Дауд считает такое отношение элементарной безответственностью. “Как правило, это плохое решение, — пояснил он. — В результате безвозмездной передачи ПК компании слагают с себя ответственность за сохранение окружающей среды. Хорошо, если они проследят, куда в конечном итоге отправятся компьютеры, но лишь немногие из них это делают”.
В 2006-м 40% компаний подарили отслужившие ПК, 30% продали их или вручили своим сотрудникам, еще 30% утилизировали. Наиболее дорогостоящий способ избавиться от старых компьютеров, сказал Дауд, это модернизировать их для дальнейшего использования. Самые высокие затраты связаны с переводом в более низкую категорию или приданием нового облика. В среднем это обходится в 468 долл. на один ПК. На безвозмездную передачу компьютера необходимо потратить в среднем 398 долл. Перепродажа обойдется в 192 долл. А если компьютер просто отправить на свалку, это будет стоить 255 долл.
Дауд рекомендует поинтересоваться у производителей ПК, которых вы рассматриваете в качестве потенциальных поставщиков, результатами анализа расходов на избавление от их продукции, когда она отслужит свой срок, а также экологическими последствиями ее утилизации. “Производители должны помочь в разработке стратегии использования ПК на всем протяжении его жизненного цикла от первой до последней минуты”, — сказал он. Кроме того, он рекомендует компаниям, решившим передать свои старые ПК на утилизацию, требовать полного доступа к пунктам утилизации.
“Неограниченный доступ имеет большое значение, поскольку очень часто приходится сталкиваться с “теневой” деятельностью”, — сказал Дауд. Он имеет в виду возможность отправки выброшенных ПК в развивающиеся страны для складирования или переработки без использования мер предосторожности либо в тюрьмы, где демонтажем и утилизацией занимаются заключенные.
“Работающие в области ИТ организации должны интересоваться конечным пунктом маршрута, по которому будет направляться их устаревшее оборудование. Им следует точно знать, где закончат свой путь их ПК, — сказал Дауд. — Даже некоторые крупнейшие производители компьютеров не знают, куда будут оправлены их продукты. Главное, чего нужно избегать, – это “теневого” рынка, где трудно осуществлять мониторинг”.
Коалиция за возврат отслужившей электроники производителю ведет список компаний, занимающихся утилизацией компьютеров, которые обязались придерживаться определенных корпоративных стандартов. Помимо прочего они отказались от сжигания “электронного мусора” и от отправки его в Китай. “Мы наблюдаем за этими компаниями, поэтому все заинтересованные организации могут выбрать одну из них на нашем веб-сайте, — сказала Барбара Кайл, национальный координатор групп защитников окружающей среды и прав потребителей. — Предприятия начинают осознавать необходимость наведения порядка в данной области”.
Действительно, считает Дауд, при принятии решений о приобретении ПК, которые сегодня основываются главным образом на их мощности и эффективности, в скором времени придется учитывать перспективу их утилизации. По его словам, одним из стимулов таких перемен является давление со стороны регулирующих органов, которое уже ощущается не только в странах Европейского союза, но и в США. “ЕС наиболее активно разрабатывает законодательство в данной области, — сказал он. — В США законодательные акты принимаются на уровне штатов. 25 из них уже ввели в действие законы о хранении “электронного мусора””.
Разумеется, эта ситуация не вызывает восторга у производителей ПК. “Большинству из них не нравится такое лоскутное законодательство. Они ожидают принятия каких-то федеральных актов”, — сказал Дауд. В конечном итоге это приведет к росту затрат.
Но для производителей ПК все это не ново. В последние годы под нажимом со стороны защитников окружающей среды и прав потребителей они приступили к реализации собственных программ, предусматривающих прием отслуживших ПК. “Подобные программы имеются у большинства вендоров”, — сказала Кайл из ETC.
Dell, например, обещает принять любой старый ПК, на котором стоит ее логотип. При покупке нового компьютера можно выбрать способ его бесплатной утилизации. Hewlett-Packard будет брать обратно выработавшие свой срок системы, взимая за это плату, в которую входит стоимость доставки. Lenovo также берет со своих клиентов деньги при возврате старых ПК.
Apple примет у вас любой Mac или ПК, если только вы купите новый компьютер непосредственно у самой Apple, а не через реселлера. В течение 30 дней после приобретения новой машины покупатели могут отправить старые компьютеры в пункт утилизации Apple, используя купон на бесплатную транспортировку, который высылается им после покупки. В компанию Sony можно вернуть любой старый компьютер с ее логотипом. Toshiba принимает отслужившие ноутбуки собственного производства, взимая плату за доставку.
IBM предлагает программу выкупа компьютеров, еще представляющих какую-то ценность. Те, кто продает от одной до 250 машин, могут ознакомиться с ценами через Интернет. Для более крупных партий у IBM имеются различные варианты модернизации компьютеров.