Подводя итоги работы представительства SAP в СНГ (см. PC Week/RE, № 10/2008), его руководители особо подчеркивали, что настоящим прорывом 2007 г. стало успешное продвижение на этом рынке системы управления торговой деятельностью SAP for Retail. В одном из проектов такого рода, начатом в группе компаний “Виктория” в прошлом году, завершился первый этап. В его рамках в московском корпоративном центре обработки данных установлены двухузловой кластер на базе Sun Enterprise M8000 и система хранения Hitachi Data Systems USP VM, а также завершено проектирование системы и проведено обучение специалистов “Виктории” -- участников проектной команды со стороны заказчика. Как сообщила генеральный директор ГК “Виктория” Елена Калашникова, стоимость решения, которое будет сдано в промышленную эксплуатацию в апреле 2009 г., составит 5--6 млн. долл.
По итогам 2006 г. “Виктория” занимала девятое место среди российских продовольственных розничных сетей. В прошедшем году ее оборот составил 1,32 млрд. долл., что, по оценкам Елены Калашниковой, позволило компании переместиться на восьмую позицию. Планы на ближайшие годы еще более амбициозны -- попасть в первую пятерку российских продовольственных ритейлеров. А для этого нужно улучшить качество управления, оптимизировать бизнес-процессы, повысить точность планирования спроса.
Сегодня “Виктория” работает в трех крупных регионах, примыкающих к Москве, Санкт-Петербургу и Калининграду. Здесь у нее 207 магазинов, входящих в торговые сети “Квартал”, “Дешево” и “Виктория”, а также четыре крупных распределительных центра (по два в Москве и Калининграде). Общая численность сотрудников превышает 34 тыс. До 2007 г. в каждом регионе была собственная система управления. Процессы товародвижения поддерживались с помощью Microsoft Axapta, а финансовый учет — “1С”. Принимая решение о переходе на SAP for Retail, руководство “Виктории” хотело подготовить компанию к более масштабным задачам и при этом максимально использовать мировой опыт. Как пояснил директор “Виктории” по ИТ и руководитель проекта Дмитрий Сорокин, управление региональными отделениями, которые являются самостоятельными юридическими лицами, будет по-прежнему осуществляться раздельно, но благодаря тому, что информационное пространство, справочники и собственно ERP-система у них станут общими, существенно упростится консолидация финансовой отчетности группы компаний и повысится качество управления.
В роли генерального подрядчика по данному проекту выступает компания Ciber-Novasoft, имеющая богатый опыт таких работ в крупных розничных сетях как в нашей стране, так и за рубежом. Намечается развертывание модулей контроллинга, финансового управления, учета товарных запасов, продаж и дистрибуции, аналитической отчетности, планирования и бюджетирования. Кроме того, специалисты Ciber-Novasoft внедрят собственное преднастроенное решение Novaretail, учитывающее специфику работы российских розничных продовольственных сетей. По словам Дмитрия Сорокина, отдельные бизнес-процессы Novaretail были скорректированы с учетом пожеланий заказчика.
Система будет внедряться поочередно в каждом регионе, и первыми в этом ряду станут розничные сети Санкт-Петербурга. Поскольку управление региональными сетями осуществляется раздельно, на промежуточных этапах не потребуется интеграция между SAP for Retail, эксплуатируемой в одних регионах, и унаследованными системами, продолжающими функционировать в других. Тем не менее одно из главных требований, выдвигавшихся заказчиком на этапе выбора системы, состояло, по словам Елены Калашниковой, в том, что проект должен быть действительно проектом в полном смысле этого слова. А именно у него должны быть начало и конец. Если это условие будет выполнено, то, как считают представители “Виктории”, их инвестиции окупятся примерно за пять лет.