Аналитическая компания AMR Research провела очередной опрос руководителей фирм и ИТ-директоров из США, Германии и Японии, чтобы узнать, какие действия они планируют для организации и контроля деятельности предприятий, управления рисками и выполнения требований закона Сарбейнса-Оксли.
Результаты оказались неожиданными. Впервые с 2003 года, когда начались проводиться эти исследования, удовлетворение требований регулирующих органов перестало занимать верхнюю строку в списке насущных забот менеджеров компаний.
Судя по ответам респондентов, они собираются потратить на решение перечисленные выше задач 32 млрд. долл. - на 7,4% больше, чем в прошлом году. Но при этом расходы на соответствие закону Сарбейнса-Оксли вырастут лишь на 2% и достигнут 6,2 млрд. долл. И хотя менеджеры помнят про этот закон, 31% из них признались, что вопросы повышения эффективности управления и снижения рисков волнуют их гораздо больше. В предыдущих опросах все было наоборот.
Аналитики объясняют такие перемены тем, что в нынешнем суровом экономическом климате руководители предприятий больше не могут вести себя пассивно, ожидая появление очередных требований регулирующих органов, а затем на них реагируя. Они чувствуют влияние рисков, связанных с неуверенностью относительно размера доходов и прибыли, и смещают фокус ИТ-бюджетов в сторону решения не тактических, а стратегических вопросов.
Напомним, что закон Сарбейнса-Оксли был принят в 2002-м после громкого скандала вокруг корпорации Enron с целью улучшения на предприятиях внутреннего контроля за финансовой отчетностью и обеспечения руководителям доступа к самым точным и актуальным финансовым данным. Кроме того, от аудиторов требуется предоставлять свою оценку качества менеджмента и уровня контроля на предприятии.
По идее, этот закон должен был предотвратить крах ипотечного рынка, так как компании, вкладывающие средства в недвижимость, наверняка понимали, что цены не могут расти вечно. Но они не использовали механизмы финансового контроля для систематической проверки истинной стоимости таких активов. Так что, по мнению специалистов, в крахе виноват не закон, а сами компании, которые не следовали его букве.
По оценке организации Financial Executive International, крупные предприятия в среднем потратили на удовлетворение требований регулирующих органов 2,9 млн. долл. Неудивительно, что они выражают недовольство законом, называя его дорогостоящим, навязчивым и малоэффективным. Но несмотря на сомнения в пользе государственного регулирования, специалисты в этой области уверены, что нынешний кризис приведет лишь к ужесточению законов.