В конце марта компания “Аквариус”, входящая в Национальную компьютерную корпорацию (НКК), подвела итоги 2007 г. и огласила планы на будущее. По мнению Александра Калинина, возглавившего компанию два года назад, главным достижением этого периода стало то, что “Аквариусу” удалось сделать полноценным российским вендором, производящим компьютерную технику.
Относительный рост
По традиции абсолютные цифры в отчетности компании отсутствуют. Как считает Александр Калинин, рынок, на котором работает “Аквариус”, остается непрозрачным, и поэтому нет никакого резона “соревноваться с ветряными мельницами”. Обнародованные результаты работы приведены в относительных величинах, но за их достоверность г-н Калинин ручается. Выглядят же они следующим образом.
Ушедший год стал рекордным для компании как по объему оборота, так и по размеру чистой прибыли. Правда, прирост первого показателя (на 85%) приведен за два прошедших года, а не за один, что не позволяет представить картину за минувший год, но зато, как отмечают в “Аквариусе”, дает возможность в полной мере оценить успехи нынешнего руководства компании. С ростом прибыли все проще -- она увеличилась на 49,4% только за 2007 г.
Увеличение чистой прибыли в компании склонны связывать с постепенным переходом от поставок оборудования к поставкам решений, что предполагает значительный объем дополнительных услуг и соответственно более высокую маржинальность бизнеса.
Канальные продажи в ушедшем году выросли на 43% и составили 88% от общего объема бизнеса компании. В целом структура продаж сейчас выглядит следующим образом: доля дистрибьюторов в продажах составляет 45%, прямых партнеров — 43%, непосредственно заказчиков — 12%. По заверению руководства, тенденция последнего времени заключается в постепенном перераспределении этих долей в пользу дистрибьюторов и заказчиков. Причем для работы с последними в компании в 2007 г. был окончательно сформирован специальный отдел, который сейчас занимается прямыми продажами техники и услуг.
В структуре оборота по продуктовым линейкам “Аквариуса” также произошли некоторые изменения. Так, доля ПК сократилась с 76,3 (в 2006 г.) до 67,4%, при этом доля серверного оборудования выросла с 11,6 до 18,1%. Составляющая ноутбуков увеличилась до 6,3% (в 2006 г. — 2,6%), что наряду с общими рыночными факторами в компании связывают с крупными проектами в сфере образования (в частности, речь идет о существенных поставках так называемого мобильного класса AquaCart). В остальном можно отметить некоторое сокращение доли мониторов и рост удельного веса нового для “Аквариуса” направления систем хранения данных — с 0,4 до 1,3%.
Как сказал старший вице-президент компании Владимир Шибанов, 2007 г. ознаменовался значительным повышением порога авторизации партнеров (определяемого объемами совершаемых ими закупок) того или иного статуса. К примеру, чтобы стать так называемым платиновым партнером, теперь необходимо в год заключить с “Аквариусом” соглашений на сумму более 1,5 млн. долл. Таких компаний сейчас всего семь, и, что характерно, несмотря на общую концентрацию продаж в центральном регионе (на него приходится порядка 40% оборота компании), всего два платиновых сертификата находятся сейчас в Москве. Остальные — в Санкт-Петербурге (два), Казани, Краснодаре и Перми.
В целом, по словам Владимира Шибанова, в настоящий момент важнейшими для “Аквариуса” считаются проекты, превышающие по стоимости 5 млн. долл. Хотя, если предполагаются поставки комплексных решений, приносящих более высокую прибыль, то такие проекты попадают в разряд важнейших уже при объеме заказа в 2 млн. долл.
Планы на будущее
Говоря о перспективах развития компании, ее руководители отметили, что весьма существенное внимание в текущем году планируется уделять работе с госсектором. Как подчеркнул Александр Калинин, “Аквариус” -- это не тот бренд, который можно увидеть в магазине; компания предпочитает работать на корпоративном рынке и выходить в розницу пока не собирается (хотя эта тема регулярно и обсуждается руководством).
По мнению г-н Калинина, на потребительском рынке России, по всей видимости, в скором времени начнут доминировать зарубежные производители. На этом фоне “Аквариус” намерен создавать и предоставлять комплексные решения, причем в масштабах отраслей — таких как промышленность, здравоохранение, образование, культура и пр.
Среди других задач, которые компания планирует решить в ближайшем будущем, называются наращивание присутствия в целевых регионах (Урал, Сибирь и Дальний Восток), предоставление новых партнерских статусов и получение авторизации у новых вендоров.
Одной из важнейших задач также считается развитие сервиса, а план по расширению направления постгарантийного обслуживания техники, приносящего, как отмечают в компании, существенно больше денег, нежели просто гарантийное обслуживание, предусматривает его двукратный рост. В целом же, по оценкам руководства “Аквариуса”, объемы продаж в 2008 г. должны превысить прошлогодние показатели более чем на 20%.