В начале апреля один из крупнейших российских интернет-магазинов отметил свой первый серьезный юбилей, подвел итоги работы в 2007-м и поделился с общественностью планами на ближайшее будущее. Компания намерена расширить материальную и техническую базу, сохранить позитивную динамику роста, открыть дополнительные сервисы и предоставить клиентам новые для отечественного рынка услуги.
Главный итог ушедшего года — оборот OZON.ru увеличился на 93% и составил 66,1 млн. долл. (против 34,3 в 2006 г.). Чтобы достигнуть этого результата интернет-магазину понадобилось обработать почти 1 млн. заказов, в которых содержалось порядка 4 млн. товаров.
По словам генерального директора OZON.ru Бернара Люке, в компании сейчас работает более 600 человек. Ежедневно на сайт магазина, каталог которого содержит около 330 тыс. наименований товаров, заходит порядка 150 тыс. уникальных посетителей, оставляющих свыше 5000 заказов. На 1 апреля 2008 г. в единой базе покупателей OZON.ru было зарегистрировано свыше 2,3 млн. пользователей, и ее ежемесячный прирост составляет примерно 40 тыс. человек.
Основные продажи интернет-магазина приходятся на Москву и Санкт-Петербург (53 и 17% соответственно), однако доля регионов уже достигла 26%, что, по мнению г-на Люке, наглядно подтверждает адекватность выбранной региональной маркетинговой политики. В таких городах, как Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск и Владивосток, рост продаж в 2007 г. существенно превысил 200%.
Как отметил Бернар Люке, самым важным товаром для компании остаются книги, с продаж которых OZON.ru и начинал свою деятельность десять лет назад. В прошлом году было реализовано 2 261 508 экземпляров (на 51% больше, чем в 2006-м). Впрочем, весьма активно начинают продаваться и сравнительно молодые товарные группы. Так, на 83% увеличился спрос на диски DVD и video-CD — в 2007-м их было реализовано 933 854 шт. А совокупный объем продаж электроники, фототехники и мобильных телефонов в ушедшем году составил 13,9 млн. долл., продемонстрировав 202%-ный прирост.
В целом структура продаж OZON.ru по товарным категориям выглядит следующим образом: на книги приходится 35% (в денежном эквиваленте), на электронику — 28%, на кинопродукцию — 15%, на букинистические издания и раритеты — 6%, на музыку — 4% и на всё остальное — 12%.
По утверждению руководства компании, OZON.ru последовательно реализует политику увеличения ассортимента, которая выражается в том числе и в освоении новых товарных ниш. В 2007 г. на сайте открылись разделы “VIP-сувениры”, “Спорт и отдых”, “Салон красоты”, “Ювелирные изделия”, “Цветы” и “Бытовая техника”. В 2008-м планируется освоить направление “Всё для авто” и начать доставку различных билетов.
Помимо этого на OZON.ru недавно успешно был проведен эксперимент по предоставлению посетителям сайта нового сервиса —заработал раздел “Частные объявления”. По словам Бернара Люке, в компании уже достаточно давно обратили внимание на популярность различных сетевых ресурсов, где люди совершают покупку и продажу товаров по схеме “из рук в руки”. Проведенные исследования показали, что порядка 10% товаров, реализуемых на подобгых сайтах, совпадают с ассортиментом OZON.ru. Таким образом, стало очевидно, что, предоставив на сайте возможность размещать частные объявления по конкретным (совпадающим с ассортиментом компании) товарным группам, можно привлечь много новых посетителей, потенциальных клиентов OZON.ru. В результате было принято решение открыть пробный раздел объявлений “Книги”, который за два месяца привлек порядка 1000 продавцов, разместивших около 3000 объявлений.
Еще одним новым начинанием компании стал проект, подразумевающий предоставление совершенно новой услуги — это продажа цифрового контента. По уверению г-на Люке, уже в мае должна начаться реализация книг в электронном виде (о других видах товаров речь пока не идет). Еще не совсем ясны политика ценообразования на цифровые экземпляры произведений и схема передачи авторских отчислений их правообладателям. По словам г-на Люке, сейчас активно ведутся переговоры с издателями и цена конкретной книги в каждом случае будет зависеть от того, какой договор будет заключен между издателями и авторами (в данный момент право распространять экземпляры в цифровом виде есть далеко не у всех коммерческих представителей авторов). Процесс это сложный, но если все пройдет гладко, то перед пользователями OZON.ru откроются совершенно новые возможности. Как отмечает директор по операциям компании Татьяна Щорс, некоторые специфические произведения, например справочники, можно будет приобрести частями, не переплачивая за ненужные фрагменты. Но наиболее интересной особенностью нового сервиса, считает г-н Люке, станет то, что в продажу поступят книги, ранее никогда не издававшиеся на бумаге. А это абсолютно новый вид бизнеса.
Те, кто внимательно следит за развитием OZON.ru, помнят, что в феврале 2006 г. компания ввела в эксплуатацию весьма внушительный операционно-логистический комплекс “Горизонт-2” (6,5 тыс. кв. м) на территории Тверской области. Однако за прошедшие два года товарооборот компании вырос настолько, что для дальнейшего расширения бизнеса его мощностей уже недостаточно. Как подтвердила г-жа Щорс, в ближайших планах компании строительство нового, более крупного комплекса (12,6 тыс. кв. м) — “Боровлево-2”. Его создание начнется в мае и должно завершиться примерно через год.
С учетом того, что старый комплекс, в котором сейчас работают сотни жителей Твери, планируется закрыть, площадкой для “Боровлево-2” также была выбрана Тверская область. Штат комплекса составит 450 человек. Он позволит обрабатывать до 7,6 единиц товара в год, хранить на полках более 4 млн. продуктов единовременно и ежегодно комплектовать до 4,7 млн. заказов. Инвестиции в строительство составят около 20 млн. долл. Срок окупаемости проекта в компании оценить затруднились.
Отвечая на вопрос о финансовых планах OZON.ru, Бернар Люке заявил, что ему бы хотелось по истечении этого года перешагнуть через стомиллионную отметку в обороте компании. С учетом динамики роста OZON.ru за последние годы (80—90%) эти намерения можно считать вполне реалистичными.