Разработка медицинских информационных систем (МИС) уже несколько десятилетий ведётся во многих странах. Их использование, вероятно, приведёт в будущем к революционным преобразованиям в здравоохранении. Многочисленные ошибки медицинского персонала, обусловленные отсутствием информации, необходимой в данный момент и в данном месте для принятия важнейших для лечения пациентов решений, будут исключены.
Но в настоящее время, несмотря на обилие созданных МИС, и в России, и за рубежом их использование ограничивается в основном решением учётно-отчётных задач. Главными причинами такого положения дел считаются высокая стоимость приобретения, а в том случае, если система уже приобретена, то нежелание врачей осваивать работу с компьютером. Однако, по нашему мнению, это не причины, а лишь лежащие на поверхности поводы для отказа от использования МИС.
Истинные же причины лежат гораздо глубже. Их надо искать в ответах на два известных вопроса, которые возникают, когда нужно оценить полноценность МИС: насколько пригодна система к использованию и насколько она функциональна? Именно эти вопросы легли в основу аксиомы юзабилити МИС (см. PC Week/RE, № 40/2006). Её смысл состоит в том, что МИС должна быть одновременно: а) полезной для медперсона и б) пригодной для использования. Под полезностью в этой первой аксиоме МИС понимается полнота набора выполняемых системой функций. Под пригодностью — удобство использования медперсоналом (юзабилити). Парадокс в данном случае заключается в том, что чем выше функциональность системы, тем сложнее добиться её юзабилити.
Итак, чтобы выяснить, выполняется ли аксиома юзабилити для конкретной системы, необходимо оценить полноту её функций и пригодность к использованию. Уровень юзабилити системы можно определить по отношению к ней её пользователей. Для этого существуют и создаются новые методы, позволяющие получить количественные оценки. Но для каждой МИС очень легко вывести качественный показатель юзабилити в больнице после её внедрения: если её использует весь медперсонал, то она действительно пригодна к применению.
С развитием ИТ, созданием более удобных, чем сейчас, пользовательских интерфейсов уровень юзабилити МИС будет повышаться и всё больше врачей будут применять их в ежедневной работе. А как определить, достаточно ли функциональна МИС? Чтобы ответить на этот вопрос, надо, очевидно, сопоставить цели, с которыми система внедряется в больнице, с её возможностями, предоставляемыми медперсоналу. Если этих возможностей достаточно для достижения поставленных целей, то такую систему в данной больнице надо считать полнофункциональной.
В XXI веке целесообразность внедрения МИС в больницах определяется свойствами системы, обеспечивающими поддержку принятия медперсоналом решений в реальном времени. Необходимость такой поддержки обусловлена очень быстрым ростом объёма знаний в области медицины. Темпы роста таковы, что практикующие врачи не в состоянии уследить за появлением, например, новых доказательств эффективности или неэффективности того или иного препарата. Применение МИС для оказания помощи врачам в процессе лечения и диагностики с использованием новых знаний является, возможно, единственным решением этой важнейшей социальной проблемы.
Необходимо выделить три главные цели использования МИС в больницах: увеличение эффективности лечения, снижение числа врачебных ошибок, оптимизация расходов на лечение. Для достижения любой из перечисленных целей требуется поддержка принятия решений медперсонала в реальном времени. Каждая из них связана с двумя остальными (рис. 1). Повышение эффективности лечения в стационаре, например, имеет своим следствием уменьшение вероятности повторной госпитализации пациента и приводит к сокращению затрат, необходимых на лечение. Увеличение уровня безопасности лечения обуславливает уменьшение вероятности осложнений, снижает затраты. Ну и чем рациональнее расходуются ограниченные средства, выделяемые больницам, тем эффективнее и безопаснее может быть лечение (в частности, лечебные учреждения могут приобретать современные, более дорогие, но и более эффективные препараты).
Сказанное служит основанием для принятия в качестве ещё одной аксиомы положения о том, что МИС должна обладать проактивными свойствами, делающими её полезной непосредственно для пациентов. И медикам, и ИТ-специалистам хорошо знакомо понятие проактивности. Для первых — из области психологии, для вторых — как свойство, например, семейства решений HP OpenView или современных антивирусных программ. Проактивное “поведение” МИС, выражающееся в предупреждении медперсонала о потенциальном риске принимаемых решений для пациентов, должно быть обязательной характеристикой этих систем. Именно проактивные свойства необходимы МИС для поддержки принятия решений медперсонала и, следовательно, для достижения главных целей.
В отличие от аксиомы юзабилити аксиома проактивности не содержит в себе какого-либо противоречия. Выполнение разработчиками МИС этой второй аксиомы даёт возможность определить степень функциональности созданной системы, количественно оценив эффективность её применения медперсоналом. Чем больше проактивных функций выполняет МИС, тем больше таких оценок можно получить и теоретически взвешенная сумма всех полученных оценок может являться количественной мерой полезности системы.
Обе аксиомы постулируют свойства, необходимые современной МИС. Аксиома юзабилити постулирует такие свойства МИС, которые определяют отношения медперсонала и системы, обеспечивают саму возможность использования её функций. А аксиома проактивности характеризует свойства системы, необходимые для ее участия в принятии решений медперсонала, т. е. непосредственно влияющие на взаимодействие медиков и пациентов в процессе лечения (см. рис. 2).
Какими же именно проактивными свойствами должна обладать МИС? Важнейшие из них проявляются при назначении врачами медикаментозного лечения пациентам. Это, в частности, выдаваемые на экран монитора и являющиеся результатом анализа потенциальной опасности назначаемых врачом препаратов, предупреждающие сообщения:
- о риске нежелательного взаимодействия нескольких медикаментов;
- о наличии у пациента противопоказаний, непереносимости назначаемого препарата или аллергической реакции на него;
- о превышении максимальной рекомендуемой разовой, суточной, курсовой дозы;
- о риске назначения пациенту препарата, не рекомендованного для людей его возраста.
Получив сообщение, врач может подтвердить своё назначение или отказаться от него.
Об эффективности системы можно судить, например, по динамике числа предупреждений, которые генерируют её проактивные функции, контролирующие взаимодействия назначаемых медикаментов; превышения максимальных рекомендуемых значений доз; назначения обследований, не входящих в список рекомендуемых для данного заболевания. Графики такой динамики, полученные в течение длительного времени применения МИС ДОКА+ в типичной российской центральной районной больнице, приведены на рис. 3. Как видно из диаграммы, число срабатываний каждой из перечисленных функций (предупреждающих сообщений) в течение года уменьшилось примерно в два раза. Это говорит о том, что врачи запоминают наиболее частые предупреждения и в дальнейшем не выбирают для назначения пациентам такие медикаменты, дозы и обследования, которые не являются рекомендуемыми. Иными словами, встраивание в систему проактивных функций даёт еще и обучающий эффект. Было выявлено также уменьшение врачами дозы одного из взаимодействующих препаратов пары примерно в каждом пятом случае, когда они, несмотря на предупреждающие сообщения, назначали такую пару. В трети случаев врачи отказывались от назначения препарата при наличии у пациента противопоказания и пациенты были полностью избавлены от случаев назначения им препаратов с зафиксированными ранее в системе непереносимостью или побочным действием.
Перспективным направлением для увеличения проактивности МИС является их сопряжение с автономными медицинскими экспертными системами (ЭС) и алгоритмами интеллектуального анализа данных. Передача данных о лечебно-диагностических процессах из МИС в ЭС и получение результатов могут быть осуществлены путём обмена сообщениями с применением стандарта HL 7. Главные преимущества такого сопряжения перед использованием ЭС в автономном режиме состоят в том, что, во-первых, не требуется специальный ввод данных в них медперсоналом и, во-вторых, становится возможным проактивный анализ данных обследований и лечения всех пациентов больницы в фоновом режиме работы МИС.
В заключение отметим, что функциональность МИС не должна быть ограничена только двумя сформулированными аксиомами. На рис. 2 пунктиром намечено место для ещё одного положения, которое постулировало бы свойства МИС, определяющие условия взаимодействия между системой и пациентами. В настоящее время ряд софтверных компаний предпринимают попытки создания такого сервиса, как предоставление пациентам доступа к записям о состоянии здоровья. К их числу относятся Google (проект Weaver) и Microsoft (проект HealthVault). Очевидно, что большая часть подобной информации накапливается в больницах либо на бумаге, либо в больничных МИС. Следовательно, пациентам, желающим использовать информацию о своём здоровье по своему усмотрению, необходимо предоставить доступ к этим системам.
С автором статьи, начальником отдела информационных систем фонда “Медсанчасть-168”, можно связаться по адресу: shulman@hospital168.nsc.ru.