Влияние сервисно-ориентированной архитектуры (SOA) на корпоративную и бизнес-интеграцию просто невозможно переоценить. Независимо от того, развернула компания полномасштабную платформу SOA или нет, она наверняка пользуется ею. С большой долей вероятности ее взаимодействие с партнерами и другими фирмами осуществляется с применением таких базовых технологий SOA, как XML.
Как это ни странно, несмотря на всю значимость SOA, пути ее развития стали настоящим сюрпризом для ученых и экспертов, которые наблюдали первые шаги этой концепции. В те времена большинство Web-сервисов было нацелено на потребителей и конечных пользователей. Практически на всех демонстрациях зрители видели образцы приложений, призванных помочь заказать номер в гостинице, купить что-нибудь через Интернет и т. д. Но пока наблюдатели следили за потребительскими Web-сервисами, самые значимые события происходили в совершенно иной сфере, затрагивая интеграцию корпоративного уровня.
XML, UDDI, WSDL и другие базовые технологии Web-сервисов оказались отличным инструментом для связывания баз данных и программ разных компаний, интеграции с приложениями партнеров. Именно их взросление и развитие привело к появлению того, что мы сегодня называем сервисно-ориентированной архитектурой.
Теперь же SOA стоит на пороге радикальных перемен, способных в корне изменить подход к деловому использованию и созданию SOA-платформ. Причем технология, которая лежит в основе такой тенденции, повторила путь SOA. Семантический веб — так она называется — также была воспринят в своем детстве неверно, но затем пережил бурный рост и находит сейчас все новые интересные сферы применения.
Создатель семантического веба Тим Бернерс-Ли воплотил в этой концепции свое видение следующего этапа развития Всемирной паутины, которое назвал (хотя и не совсем удачно) Web 3.0. Говоря вкратце, семантический веб позволяет обращаться со всем контентом и информацией Интернета так же, как и с записями в привычной базе данных. Здесь все тегировано, размечено и связано, благодаря чему становятся возможными совершенно новые типы приложений и их комбинации.
Так что вряд ли кого удивит вывод, что технологии семантического веба способны оказать колоссальное влияние на сам подход к развертыванию Web-сервисов и систем SOA. Что в конце концов представляет собой обычный Web-сервис? Заложенные в него технологии указывают системе, как связывать, отображать и преобразовывать данные, но ничего не говорят о самом сервисе. Для системы на базе SOA совершенно безразлично, в каких целях используется WSDL — для управления цепочечными поставками или для чтения RSS-каналов.
А вот в семантической SOA сервис обязательно идентифицирует себя, что открывает путь к автоматическому поиску всех сервисов и тегированных данных, отвечающих требованиям конкретной SOA. Такая возможность в сочетании с другими важными технологиями семантического веба (наподобие SPARQL) обещает в корне изменить не только пути построения и применения SOA, но и — что самое важное — развития таких архитектур. Будет ли это SOA 3.0? Надеюсь, что нет. Но результат наверняка окажется очень интересным.