На прошедшей в конце марта в Москве конференции “Образование в XXI веке” стратегию Microsoft по работе с высшей школой представил директор образовательных программ корпорации Марк Ист. В своем выступлении он, в частности, отметил, что широкое использование ИТ наряду с огромными новыми возможностями, открывающимися перед системой образования, создает для вузов и определенные сложности, поскольку учебным заведениям теперь нужно работать в принципиально иных условиях, нежели еще десять лет назад. Обсуждению именно этих аспектов была посвящена состоявшаяся в ходе мероприятия беседа Марка Иста с обозревателем PC Week/RE Андреем Колесовым.
PC Week: Система образования для ИТ-отрасли, с одной стороны, является одним из крупнейших потребителей информационных технологий, а с другой — поставщиком не только ИТ-специалистов, но и пользователей. Соответственно у ИТ-вендоров возникает определенное противоречие между желанием получить коммерческую выгоду и стремлением обучить своим технологиям, пусть и бесплатно, но как можно более широкий круг студентов. Как Microsoft решает для себя эту дилемму?
Марк Ист: Для многих ИТ-компаний средняя и высшая школа — это всего лишь огромный потребительский рынок. В некоторых странах в этой сфере заняты (учатся, работают) от 25 до 35% населения, а в Южной Америке и на Ближнем Востоке — до 50%. Корпорация же Microsoft рассматривает систему образования в первую очередь как стратегического партнера, и потому мы предоставляем учебным заведениям такие огромные ценовые скидки на наши продукты.
При этом мы разделяем поставляемое сюда ПО на два вида: решения, применяемые вузами для управления своей деятельностью, и средства, используемые студентами в ходе учебного процесса. Именно поэтому многие программные продукты для персональной работы предоставляются учащимся вообще бесплатно, как в случае, например, инструментов разработки для студентов технических специальностей в рамках объявленной недавно нами программы DreamSpark . Сейчас мы анонсировали программу “Student Select — доступный Microsoft Office 2007 для студента и преподавателя”, участники которой — студенты, преподаватели и сотрудники вузов, заключившие соглашение с Microsoft, — могут приобрести со скидкой 80% пакет Office 2007. Моя задача как руководителя образовательного направления компании – обеспечивать взаимодействие с работниками учебных заведений, помогать им в том, чтобы поступающее в их распоряжение ПО использовалось максимально эффективно.
PC Week: В последнее время в российском ИТ-сообществе очень широко обсуждается вопрос нехватки специалистов. Мы знаем, что США и европейские страны столкнулись с подобными трудностям еще в конце 90-х годов. Но стоит ли говорить об этой проблеме, как о типичной и актуальной именно для ИТ-сферы? Может быть, к ней нужно относиться как к реалиям нашей жизни, например, так же как к тому, что бензин дорожает и нужно в своем бюджете больше планировать средств на его покупку?
М. И.: Эта проблема в той или иной степени типична для всего мира. И действительно она характерна не только для ИТ-отрасли. Если говорить о кадровой проблеме, то на самом деле главная трудность для развития ИТ-отрасли заключается даже не в дефиците высококлассных специалистов, а в недостаточной компьютерной грамотности пользователей, причем на уровне как конечных пользователей, населения в целом, так и бизнес-заказчиков. Соответственно мы разделяем эти две стороны кадровой проблемы — специалисты и пользователи — и предлагаем для решения различные подходы.
Не так давно мы разработали тридцатичасовой бесплатный учебный курс по ликвидации компьютерной неграмотности, и уже в конце нынешней весны он будет доступен для жителей России. Обучение будет заканчиваться экзаменом, в случает успешной сдачи которого человек получит официальный документ Microsoft, подтверждающий знания и опыт пользователя. Хочу сказать, что наши эксплуатационные затраты на поддержку этой системы обучения (без учета стоимости ее разработки и локализации) составляют примерно 2 долл. на одного обучаемого. Не знаю, сколько жителей России воспользуются этой возможностью, но могу предположить, что суммарные расходы московского офиса корпорации на реализацию этой программы будут довольно существенными.
Для студентов технических вузов у нас есть программа “IT Academy”, в рамках которой они могут пройти обучение на звание сертифицированного специалиста Microsoft того или иного уровня (от пользователя MS Office до системного инженера) с очень большой скидкой. Кроме того, мы разработали специальные учебные курсы по нашим продуктам и технологиям, и университеты, заключившие с нами соответствующее лицензионное соглашение, могут бесплатно включать их в свои программы обучения.
Если подходить в решению вопроса ИТ-кадров в масштабах отдельной страны, то ее правительству нужно понимать (об этом свидетельствуют различные исследования), что инвестиции в подготовку специалистов и пользователей именно в области ИТ дают наиболее значительный эффект в плане обеспечения развития экономики и повышения уровня жизни. Например, реализация концепции электронного правительства, которая реально позволяет существенно сократить государственные расходы, требует не только создания соответствующих сервисов со стороны властных структур, но и готовности населения к их использованию.
PC Week: В дискуссиях по поводу дефицита ИТ-профессионалов часто выясняется, что речь идет о нехватке не просто специалистов, а высококвалифицированных. При этом вот какой парадокс можно сегодня наблюдать в России: понимание значимости ИТ растет со стороны и населения, и властей, но при этом престиж ИТ-профессии, кажется, даже падает. Многие выпускники ИТ-факультетов после окончания обучения идут работать в другие сферы. Можно ли считать это тенденцией?
М. И.: Вы очень точно подметили действительно вполне реальную проблему. Есть статистические данные о том, что число абитуриентов, поступающих учиться по ИТ-специальностям, сокращается. Это общемировая тенденция. Во многом это является следствием мыльного пузыря DotCom, лопнувшего в начале нынешнего десятилетия. Ведь в конце 90-х многие молодые люди стремились заниматься ИТ, будучи уверенными, что тут можно заработать огромные деньги и довольно легко. Последствия разочарований, связанных с избавлением от этих иллюзий, мы ощущаем до сих пор.
PC Week: Но ведь Россию проблемы в связи с крахом DotCom-компаний не коснулись…
М. И.: Мы живем в глобальном мире, и ваша молодежь учла чужие ошибки… Так или иначе, но нехватка высококлассных специалистов действительно есть. Карьерная привлекательность ИТ-профессии оставляет желать лучшего, и потому проблему привлечения талантливой молодежи приходится решать высокими зарплатами. Наверное, можно говорить об упущениях со стороны ИТ-отрасли, в том числе и Microsoft, в плане недостаточного внимания к повышению престижа работы в этой сфере. А о том, что подобные нематериальные методы работают, говорит, скажем, пример Кореи, которая смогла существенно повысить интерес к ИТ среди молодежи.
PC Week: Вот еще один аспект взаимодействия системы образования с ИТ-отраслью. С одной стороны, у вуза есть вполне понятное желание получить оборудование и ПО подешевле, а еще лучше бесплатно. С другой стороны, появляется опасность попадания университета в зависимость от ИТ-компаний, которая может привести к тому, что высшее образование заменяется специальным. Когда, например, изучение принципов построения СУБД заменяется получением навыков работы с конкретным типом баз данных, той же MS SQL Server. Вы видите такую проблему?
М. И.: Да, такая проблема есть, и она особенно остро проявляется в ИТ, которые отличаются очень высокой динамикой развития. При этом и вузы, и компании, принимающие на работу выпускников, понимают, что повышение доли сугубо прикладных курсов по сравнению с общеметодическими дает выигрыш в плане решения тактических задач, но негативно отражается в долгосрочной перспективе (в том числе и для самих студентов). Разрыв между знаниями, полученными в вузе, и требованиями практической работы был во все времена. Так или иначе любой работодатель был вынужден тратить время и средства на доводку молодого специалиста до требований реального производства. Но сегодня многим компаниям, особенно малым и средним, которые занимают очень большую долю в ИТ-бизнесе, это просто не под силу.
Действительно, вузам приходится искать компромиссы в плане сочетания, скажем так, теоретической и практической составляющих образования. Но для них есть и другая проблема — и те и другие компоненты программ обучения нужно постоянно обновлять. А разработка новых курсов — это дело, не только требующее времени, но и весьма недешевое: тут затраты могут быть соизмеримы с расходами на покупку оборудования и ПО.
Для решения этих вопросов мы предлагаем использовать готовые наработки, например встраивать наши сертифицированные курсы в свои учебные планы. Обратите внимание, что большая часть программ обучения ИТ-профессионалов от Microsoft включает не просто освоение конкретных продуктов, но и изучение общеметодических тем. При этом вузы могут включать такие курсы в виде факультативов, чтобы студенты могли сами выбирать наборы нужных им программ.
Но, конечно, прямое сотрудничество между вузами и компаниями дает возможность решения только краткосрочных задач для той и другой сторон. В стратегическом плане нужно обеспечить более тесное взаимодействие между государством и бизнесом в направлении, например, формирования национальных образовательных стандартов.
Должна модернизироваться и модель работы вузов. Так, мы считаем, что перспективы развития высшей школы на ближайшие пятнадцать лет будут связаны с усилением взаимодействия вузов со своими выпускниками. С одной стороны, университеты смогут именно через них получать важную обратную связь о потребностях отрасли, использовать опыт своих бывших студентов в совершенствовании образовательного процесса. С другой – институты должны расширять спектр услуг по послевузовскому повышению квалификации специалистов.
PC Week: Но сегодня вопросами изучения конкретных технологий и продуктов, а также послевузовской подготовкой в целом занимается отдельный сектор ИТ-отрасли, давно сформировавшийся в виде системы коммерческих учебных центров. Сможет ли высшая школа составить конкуренцию этому профессиональному сообществу?
М. И.: Мы считаем, что сможет и должна. У высшей школы, в том числе и российской, есть огромные ресурсы, на базе которых можно поставить дело повышения квалификации на более массовую основу, что может сократить стоимость подготовки одного человека. Это будет положительно воспринято отраслью в целом, так как позволит облегчить ее нелегкое бремя по обучению персонала. Microsoft со своей стороны прилагает усилия, чтобы помочь вузам двигаться именно в этом направлении.
PC Week: Идея неплохая. Но для этого нужно внести коррективы в менталитет высшей школы. А самое главное — понять, целесообразно ли такое смещение деятельности вузов с точки зрения общества в целом, имея в виду опасность замены высшего образования профессиональным.
М. И.: Разумеется, в любом случае все эти процессы будут носить сугубо эволюционный характер. Но вот что важно понять: так или иначе вузам придется работать в конкурентной среде. Сегодня они конкурируют между собой за абитуриентов. Вполне логично, если университеты будут расширять сферу своих интересов и завтра начнут соперничество с коммерческими учебными центрами за уже работающих специалистов.
PC Week: Вот еще один современный парадокс: сложность ИТ-проектов растет, для их реализации требуются опытные специалисты, но в то же время многие инновационные прорывы осуществляют именно небольшие молодежные команды. Как Microsoft учитывает эту ситуацию в своей работе?
М. И.: В области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ мы уже давно сотрудничаем с вузами. Но у нас есть также специальные программы поддержки инновационных, в том числе индивидуальных студенческих проектов. Например, есть программа Developer Evangelist, подразумевающая обеспечение взаимодействия студенческих коллективов разработчиков между собой и с сотрудниками Microsoft. Чего у нас пока нет — это защищенной информационной сети, которая бы аккумулировала все сведения об интересных разработках студентов всего мира. Но я как раз сейчас пытаюcь убедить научно-исследовательский сектор Microsoft в необходимости создания такого репозитория и создания механизма по привлечению венчурного капитала к реализации перспективных проектов. Кстати, российское отделение корпорации в инициативном порядке уже сделало первые шаги в этом направлении, и мы сейчас постараемся распространить опыт вашей страны на Европу.
В целом мы считаем, что миссия Microsoft в плане поддержки инноваций заключается не в прямом финансировании отдельных проектов, а в привлечении внешних инвестиций. При этом мы являемся авторитетным консультантом, к мнению которого прислушивается бизнес.
PC Week: Спасибо за беседу.