Да, выставка “Торговля и склад”, традиционно проходившая в одном из павильонов ВВЦ, на двенадцатом году своего существования переехала — отныне она базируется в новом выставочном центре “Крокус-Экспо” и к тому же проходит на три недели позже обычных для нее сроков. Ехать до выставки стало дальше, искать на новом месте пришлось дольше, и только одно компенсировало все эти неудобства: на осмотр понадобилось меньше времени, поскольку сократилась и площадь самой экспозиции (она заняла около 3800 кв. м), и общее число ИТ-экспонентов. Большие стенды на нынешней выставке принадлежали в основном компаниям, предлагавшим складскую технику и масштабные стеллажи (единственное исключение — стенд “1С”, где располагались также и ее партнеры). Остальные ИТ-участники ограничились более скромными стендами, мотивируя это возросшими издержками, связанными с новым местом дислокации. Однако выставка состоялась, посетители приходили, а компании, как обычно, старались привлечь их внимание своими новинками.
Для торговли
Вообще говоря, торговых технологий на нынешней выставке было не так уж много: несколько компаний представили “розничное железо”: кассовые аппараты, сканеры и принтеры штрихкодов, весы и тому подобные устройства для розницы. Здесь можно выделить две тенденции: во-первых, все большее место в ассортименте таких фирм начинает занимать промышленно-ориентированное оборудование: индустриальные радиотерминалы с высокой дальностью считывания, специальной защищенностью (пылевлагонепроницаемые, ударопрочные, морозостойкие) на базе Windows CE.NET (поставщик — Psion Teklogix); RFID-технологии, предназначенные не только для идентификации штучных товаров, но и для учета транспортных средств (автомобилей, железнодорожных вагонов и цистерн) и контроля за их передвижением (IDlogic); промышленные (платформенные), автомобильные и вагонные весы (“Штрих-М”). Второй особенностью нынешнего предложения явилась сравнительно новая для нашего рынка группа устройств — информационные и платежные терминалы, банкоматы, мультимедийные киоски, прайс-чекеры (устройства для проверки цены товара и получения информации о его свойствах по штрихкоду), которые на выставке предлагались в ассортименте продукции от фирмы “Штрих-М”.
Что же касается софтверного обеспечения торговли, то на выставке оно было представлено небогато: остались в основном лишь системы, выросшие из учетно-бухгалтерских, в их числе — анонсированный здесь новый продукт Comtec for Business (фирмы “КомТех”), который является развитием системы “КомТех 8” и относится к классу систем управления предприятием [в частности, содержит существенно переработанные модули “Управление сбытом и снабжением”, “Розничная торговля”, “Бюджетирование”, “Работа с клиентами (CRM)” и др.]; “Торговля и склад” от “Инфо-Бухгалтера”; семейство недорогих пакетов фирмы “ЛокИС” (“СуперКоммерсант”, “Торговая сеть”, “Универмаг”, “Гастроном”), а также несколько решений для торговли компании “1С” и ее партнеров (здесь выделим бета-версию “1С:Розницы” для автоматизации бизнес-процессов магазинов, которые входят в распределенную розничную сеть торгового предприятия).
Оценивая результаты выставки, Владимир Буреш, руководитель научно-методического отдела компании “Инфо-Бухгалтер”, отметил: “Мы получили достаточный коммуникативный эффект от экспозиции — среди посетителей было очень много первых лиц предприятий малого и среднего бизнеса, преимущественно торговых, причем различного формата. Таких клиентов интересуют решения, отличающиеся легкостью освоения, доступной ценой и гибкостью в настройках на особенности учетной работы любого торгового предприятия. В целом же выставка отличилась низким потоком посетителей. Мы считаем, что это обусловлено развитием интернет-ресурсов и специальных печатных изданий”.
Для склада
Доминантой выставки “Торговля и склад” в последние несколько лет стали складские технологии: это отразилось и на “стеллажно-технической” ее части, и на софтверной — наиболее продвинутые программные разработки, представленные на выставке, относились как раз к этому сегменту. Здесь следует назвать как традиционно работающие в данном направлении компании (“Фолио”, “Адалиус”), так и сравнительно недавно появившиеся на рынке: Logiton (существует с 2004 г.), LogistiX (с 2004 г.), “БУХта”, группа Ansoft (с новым брендом Avarda — с 2005 г.). При этом разработки последних явно отличаются подходом к управлению складом не просто с точки зрения “отдельно стоящего статического объекта”, а в контексте всего процесса движения товаров, т. е. с позиции управления логистикой. Логистический подход отражен и в функциях, позволяющих обеспечить “внутреннюю логистику” (перемещение товаров по складу, оптимизация их размещения на стеллажах, быстрый поиск и т. д.), и во включенности складских пакетов (как составных частей) в системы управления цепочками поставок (SCM).
Продукт компании Logiton представляет собой ядро Logiton.WMS, функционирующее на базе клиент-серверного варианта платформы “1С:Предприятие 8.1” и позволяет создавать WMS-решения, оптимизированные под отраслевую специфику: склады ответственного хранения; распределительные центры; производственные склады готовой продукции и материалов; аптечные склады и т. д.
Фирма LogistiX представила целый спектр решений для автоматизации различных отраслей складской деятельности. Основную линейку ПО составили решения семейства LEAD WMS — системы управления складом (Warehouse Management System), учитывающие особенности ведения бизнеса компаний, оказывающих услуги ответственного хранения (пакет LEAD WMS 3PL), торгующих организаций и распределительных центров для них (LEAD WMS SE), производственных предприятий (LEAD WMS Production), предприятий малого бизнеса (WMS Express). Компания предлагает также ряд решений по интеграции поставляемых программных продуктов с промышленным оборудованием для автоматической идентификации (терминалы сбора данных, принтеры этикеток), весовыми комплексами, точками производственного учета и имеющимися у заказчика ERP и финансовыми учетными системами.
Кроме того, интерес посетителей вызвала интегральная система управления логистическими процессами LEAD Logistics. Как отметила Екатерина Бауткина, менеджер по маркетингу и сбыту компании LogistiX, на выставке была заметна активность фирм из российских регионов и ближнего зарубежья. “Основные вопросы этой группы посетителей относились к решению для производственных предприятий, — подчеркнула она. — Посетители задавали наиболее актуальные для данной сферы вопросы, в частности, по ведению рецептур, взаимодействию складов готовой продукции, производственных материалов и запчастей, интеграции с весовыми комплексами и производственным оборудованием. Представителей торговых предприятий и распределительных центров интересовали возможности объединения в единую информационную базу нескольких складских комплексов. Для решения этой задачи предназначен модуль LogistiX Query Servers, позволяющий консолидировать данные по нескольким удаленным друг от друга объектам”. В целом, по мнению г-жи Бауткиной, надо отметить стабильность интереса к системе для автоматизации складов ответственного хранения, и обусловлен этот интерес активным строительством коммерческих складов по всей России.
Компания Ansoft продвигает с 2005 г. свой бренд Avarda — семейство продуктов для обеспечения торгово-складской, финансовой и производственной деятельности торгового предприятия. Один из центральных продуктов семейства — AVARDA.WMS — предназначен для оперативного управления работой склада. Оптимизируя все основные складские процессы, система в режиме реального времени способна управлять всеми технологическими операциями на складе: перемещением грузов и погрузочной техники по территории склада, работой персонала (с учетом текущей обстановки) и т. п. Кроме того, в ней поддерживается работа с радиооборудованием, устройствами штрихового кодирования, электронными весами, принтерами и сканерами изображений. Важным преимуществом пакета является то, что AVARDA.WMS может работать и как встроенная часть системы управления предприятием Avarda, и как самостоятельный модуль, интегрированный с информационными системами от других поставщиков. На выставке были также представлены система автоматизации розничных сетей AVARDA.RetailNetwork и ряд разработанных на базе ERP-системы Avarda вертикальных решений для различных направлений торговли.
Подводя итоги выставки, заместитель генерального директора группы компаний Ansoft Андрей Путилов отметил: “В этом году во многом в связи с тем, что выставка проводится на новом месте, общий поток посетителей был меньше обычного. Несмотря на это, объем целевой аудитории для нашей компании остался прежним. В целом мы довольны результатами выставки, главными из которых являются новые предложения о сотрудничестве”.
Становятся заметными на московском рынке и игроки из северной столицы — на выставке активно проявили себя компании “БУХта” и Nova-IT. Первая из них с 2002 г. продвигает одноименный финансово-управленческий комплекс, позиционируя его как интегрированную систему с элементами CRM, MRP и ERP, созданную на базе собственной разработки — платформы “БУХта”. Три года назад в этой фирме в качестве специального направления деятельности выделилась складская логистика и был разработан новый программный продукт — система управления складом (WMS) “БУХта: Складской Комплекс”. Этот продукт, предназначенный для 3Pl-операторов, дистрибьюторских и производственных компаний, был представлен и на нынешней выставке.
Другая петербургская фирма — Nova-IT — занята в области транспортной логистики. Она продемонстрировала посетителям новую систему — “Управление доставкой”, которая выпускается как дополнение к типовой конфигурации “Управление торговлей” на платформе “1С:предприятие 8”. Пакет позволяет оптимизировать работу по определению и составлению маршрутов, по подготовке графиков перевозок, расписания водителей и т. п. и вкупе с системой GPS-мониторинга и контроля транспорта (еще одно направление деятельности Nova-IT) представляет собой действенный и современный инструмент логистики.
Несмотря на сузившиеся (во всяком случае, в этом году) рамки выставки, здесь представлялись интересные новинки, можно было посетить актуальные семинары и презентации (в частности, по темам складской логистики и управления цепочками поставок). Однако на будущее хотелось бы пожелать устроителям большей маркетинговой активности, чтобы сюда вновь вернулись ведущие игроки в области торговых и складских технологий (в том числе и их ИТ-сегмента). Конечно, Интернет наступает и неизбежно отнимает некоторую часть посетителей, но пока существует необходимость увидеть воочию (а не на экране монитора) новое устройство, посмотреть, как оно работает, поговорить с разработчиком программы — до тех пор реальные выставки будут предпочтительнее (или по крайней мере не менее важны) виртуальных возможностей Всемирной паутины. Но их привлекательность — и для участников экспозиции, и для посетителей — все равно в основном зависит от изобретательности и уровня маркетинговых усилий организаторов.