В Москве состоялось заседание второго круглого стола “Создание безопасной среды для детей в Интернете”, организованного администрацией проекта “Школьный портал”.
Подобные мероприятия в силу своей специфики почти никогда не предлагают готовых решений, и не менее половины отведенного на них времени тратится на пережевывание скучных банальностей. Тем не менее круг приглашаемых экспертов обычно весьма разнообразен, поэтому часть докладов все же представляет реальный общественный интерес и направляет дискуссию в конструктивное русло.
Аборигены и эмигранты
Основная тенденция последнего времени, по мнению участников круглого стола, заключается в том, что, несмотря на реальные шаги государства по созданию и финансированию сетевых образовательных ресурсов (существование “Школьного портала” яркое тому подтверждение), их качественный уровень абсолютно не отвечает реальным потребностям современных детей. Как отмечает генеральный директор издательства “Просвещение” Александр Кондаков, большая часть “детских” сайтов сделана взрослыми и для взрослых. За примерами далеко ходить не надо. Посетив интернет-страничку практически любой школы, мы обнаружим там крупноформатное фото директора и всех членов попечительского совета. Остальная информация — того же порядка. Для кого-то она может быть и полезна, но точно не для детей.
Проблема эта носит гораздо более глубокий характер, чем может показаться на первый взгляд. Дело в том, что заставить людей, создающих и поддерживающих образовательные сайты, думать об их истинных пользователях, наверное, не так уж и сложно. Однако какие бы то ни было директивы и даже искреннее желание разработчиков наполнить ресурсы интересным и полезным для детей контентом положительного результата отнюдь не гарантируют. Как откровенно признали участники обсуждения, сегодняшнего ребенка они по-настоящему не знают и не понимают. А когда речь касается Интернета, то приходится констатировать, что в сетевом пространстве аборигенами являются именно дети, а взрослые в нем — всего лишь “эмигранты”.
Непонимание подрастающего поколения усугубляется явным снобизмом взрослых, порождающим расхожие заблуждения. По наблюдениям г-на Кондакова, сейчас очень часто ведутся разговоры о том, что современные дети не читают и мало общаются. Но в контексте существования Интернета это совершенно не соответствует действительности. Более того, детальные исследования показывают, что сегодняшний ребенок, например, проводит перед телевизором гораздо меньше времени, чем его родители. А уж о широте его круга общения и говорить не приходится.
В свете этого весьма актуально прозвучали слова Александра Кондакова о том, что большая часть наших действий по обеспечению безопасности детей в Сети по сути оправдывают наше бездействие в отношении необходимого формирования информационной культуры. Как это ни печально, но пока мы всего лишь пытаемся строить заборы, вместо того чтобы конструктивно использовать мощнейший образовательный ресурс.
По невольному признанию редактора информационно-аналитического ресурса “Ваш личный Интернет” Евгения Беспалова, основная работа специально созданного аналитического центра при Агентстве по образованию, призванного следить за эффективностью использования Интернета в школах, сводится к банальной блокировке запросов к нежелательным сайтам. (Во всяком случае, рассказать о каких-либо иных аспектах работы этого центра г-н Беспалов затруднился.)
Казалось бы, мысль о том, что запретный плод всегда сладок, сомнения не вызывает ни у кого. Однако в Интернете мы почему-то продолжаем устанавливать для детей запреты и ограничения, по большому счету ничего не предлагая взамен.
Такая стратегия обречена на провал хотя бы потому, что за ребенком невозможно следить постоянно. Запрещая ему доступ на какие-либо ресурсы в школе, мы лишь подстегиваем его к посещению запретных сайтов из дома, от друзей или из Интернет-кафе.
Принципиальное решение этой проблемы, казалось бы, лежит на поверхности. Необходимо отбросить взрослые представления о детском сознании и предложить ребенку то, что действительно его заинтересует, но в то же время будет сочетаться с нашими благими целями. То есть нужно пытаться создавать образовательные ресурсы, которые будут настолько привлекательны для подрастающего поколения, что реально смогут отвлечь его внимание от сайтов, классифицируемых нами как вредные для детской психики.
Разумеется, это очень непростая задача. В силу того что истинно образовательные ресурсы по определению не могут окупаться за счет размещаемой на них рекламы, их существование целиком зависит от государственных дотаций либо бескорыстных усилий энтузиастов. Однако действовать нужно именно в этом направлении. И в пользу такой стратегии может говорить хотя бы тот упомянутый на обсуждении факт, что, по данным независимых исследований, в прошлом году так называемые социальные сети (одноклассники.ру, вконтакте.ру и пр.) впервые в истории ресурсов Рунета смогли составить реальную конкуренцию порносайтам. А раз можно влиять на спрос взрослой аудитории Сети, значит, и механизмы регулирования детского интереса также теоретически существуют. Нужно просто их понять.
Что же касается дальнейшего диалога с подрастающим поколением, то, по мнению участников круглого стола, следующим шагом должно стать формирование некой культуры, благодаря которой ребенок стал бы способен критически относиться к информации и смог бы самостоятельно ее классифицировать и фильтровать.
В условиях тотального проникновения Интернета в нашу жизнь это представляется единственно разумным выходом. Однако, к сожалению, пока что об этом можно лишь теоретизировать.