Руководитель OpenSocial обсуждает роль интерефейсов прикладного программирования в развитии социальных сетей
В ноябре прошлого года вышел в свет комплект интерфейсов прикладного программирования OpenSocial, позволяющий передавать пользовательские данные между социальными сетями. Эта технология постепенно начала обретать популярность у разработчиков социальных сетей, собирая круг приверженцев и партнеров. Но если вы не хотите рассердить Дэвида Глейзера, директора Google по разработкам и по OpenSocial, не называйте эту технологию собственностью Google. Старший обозреватель eWeek Клинт Боултон встретился с Глейзером на конференции Graphing Social Patterns West, чтобы обсудить вопросы OpenSocial и социальных сетей.
eWeek: Несколько месяцев назад Google помогла довести OpenSocial до практического результата, но с тех пор об этой разработке почти ничего не слышно. Какие перемены она произвела на сайтах?
Дэвид Глейзер: До OpenSocial мир социальных сетей представлял собой изолированные и несовместимые островки. Они сильно различались и не могли обмениваться информацией. Образно говоря, если вы решали строить дом на одном таком острове, это не имело никакого отношения к строительству на другом. Благодаря OpenSocial эти острова могут общаться друг с другом. Если вы научились делать что-то нужное пользователям на одном из них, то OpenSocial позволит вам применять то же самое и на всех остальных.
Последний квартал прошлого года был периодом объявлений, первый квартал нынешнего — время исполнения. Следующий станет началом массового внедрения этого продукта. А пока что люди занимаются подводной частью айсберга — пишут коды, прорабатывают детали и обеспечивают взаимодействие различных слоев стека при работе на многих сайтах.
MySpace имеет собственную среду разработки Development Platform и находится в предстартовой готовности. Orkut располагает своей Sandbox Live и пребывает в аналогичном состоянии. То же самое происходит и на Hi5. Хотя на поверхности видно немного, “под водой” происходит большая работа.
eWeek: Аналитик из компании Forrester Research Шарлен Ли говорила о добавлении информации из социальных сетей к популярным сайтам и порталам онлайновой торговли. Такие сведения помогли бы посетителям этих сайтов узнать, что думают о предлагаемых книгах или фильмах их друзья. Насколько далеки от нас подобные технологии, и есть ли барьеры для такой интеграции?
Д. Г.: О сроках говорить сложно. Но, по-моему, мы к этому придем. Определенные признаки такого процесса видны уже сегодня, но до широкого внедрения еще далеко. Ясно, что дела идут в данном направлении, прежде всего потому, что этого хотят пользователи. К тому же подобная интеграция находится в русле основной идеологии Web, направленной на устранение всяческих барьеров.
eWeek: Приложения социальных сетей зачастую бывают смешными и даже фривольными, например цифровое “метание овец” или атаки зомби. А что может получиться из ваших разработок?
Д. Г.: Есть класс приложений, имеющих и серьезный, и веселый контекст, в частности простые приложения на тему, где вы находитесь, где находятся ваши друзья или коллеги по бизнесу.
Другие приложения, скажем те же овцы и зомби, имеют только развлекательный контекст. Бывают приложения и с чисто деловым контекстом.
eWeek: Что мешает строить корпоративные приложения поверх Facebook, MySpace или сайтов, использующих OpenSocial?
Д. Г.: Во-первых, должна возникнуть потребность. Есть ли нужда в таких приложениях? Определенный барьер связан с технологией. Кроме того, следует учитывать модель рыночной ценности: внедряемая технология должна работать и приносить практическую пользу. В мире бизнеса есть множество ситуаций, когда слово “друг” неуместно, хотя использование сети коллег по работе может помогать в выполнении персональных задач.
“Есть класс приложений, применимых и в личном, и в деловом контексте”.
По-моему, точкой старта в этом направлении являются сайты типа LinkedIn. Первым приложением, с которого люди начали использовать LinkedIn, был поиск работы. Но это — лишь одно из возможных применений социальных сетей. В мире бизнеса нужны приложения типа “где вы собираетесь быть, когда…”, т. е. средства, упрощающие связи между людьми.. Это же касается и обмена опытом.
Второй барьер, связанный с технологией, становится ниже благодаря OpenSocial. Если вы делаете сайт наподобие LinkedIn, то он наверняка не сразу сможет привлечь большие массы посетителей, и вам сложно оправдать необходимость создания платформы приложений для узкой аудитории. Зато теперь к вашим услугам есть стандартная платформа.
Вопрос рыночной ценности наименее предсказуем. Может быть, люди начнут заниматься бизнесом в ночных клубах? Ведь именно это позволяют делать сети наподобие Facebook. Есть пути налаживания профессиональных контактов и в более широких масштабах. Если взять как пример музыкальный бизнес, то для него идеально подходит MySpace. Со временем LinkedIn тоже может стать перспективным местом для бизнеса. Можно создать и что-то более гибкое вроде того, что пытается делать Plaxo, где вы строите соединяющую сеть, позволяющую классифицировать контакты пользователя с друзьями, партнерами по бизнесу и родственниками, и вам не обязательно использовать сайт в целом — это только сайт данных, на базе которых могут работать приложения. Есть надежды, что все эти подходы будут опробованы на практике.
eWeek: Есть еще одна важная тема — переносимость данных. Что думают в Google о возможности переносить данные из профиля пользователей социальных сетей с одного сайта на другой?
Д. Г.: Это то, что хотят или по идее должны хотеть пользователи, и индустрии предстоит решить эту задачу. Что касается того, как это сделать и какие стандарты надо выбрать, то кое-какие компоненты уже очевидны. Ясно, что следует использовать OpenID. Подойдет и OAuth.
Полной и законченной картины пока что нет, здесь требуются довольно глубокие изменения инфраструктуры. Некую малую часть задачи мы берем на себя. Вопрос: как это реализовать? Требуется комбинация технологии и понимания привычек пользователей.
“Это то, что хотят и должны хотеть пользователи, и индустрии надо решить эту задачу”.
Интересно, что из этого выйдет, потому что еще один аспект данного вопроса состоит в том, что люди иногда намеренно хотят фрагментировать свое онлайновое лицо. И подчас делают это, не отдавая себе отчета.
eWeek: Когда вы говорите, что люди намеренно фрагментируют информацию о своей личности, вы имеете в виду, что они стараются скрыть определенные сведения от определенных пользователей и в определенных ситуациях?
Д. Г.: Да, но еще происходит и создание своего образа. Есть мое рабочее лицо и мое социальное лицо. Иногда мне бы хотелось, чтобы они различались. Есть также мой профиль пятилетней давности и мой профиль сегодня. Некоторым людям нравится обновлять свой образ. Как быстро это будет внедрено в технологию? Посмотрим.
eWeek: Видите ли вы точки пересечения между социальными сетями и виртуальной реальностью, например Second Life?
Д. Г.: Перекрытие существует. В моем представлении это разные части одной картины. Попробовав обустроиться в Second Life, вы бы сказали: “Вот где есть отличный способ выбрать или создать аватар для моего уникального профиля. И это прекрасный сайт для взаимодействия с особенной компанией друзей, сколотившейся здесь, в Second Life, и создавших свои аватары”. И, между прочим, если вы приглядываетесь к интересам ваших друзей, подписавшихся на вашу ленту новостей, вы сможете составить представление, что они делают в Second Life, что они делают в реальном мире и что в MySpace.
Идею существования разнообразных мест, где человек может контактировать с друзьями самыми разными способами, я считаю очень правильной. Будет ли часть этих способов использовать трехмерность? Возможно, ведь технология 3D довольно давно занимала, занимает и будет занимать людей, и наверно всегда найдется какой-то процент пользователей, одержимых этим способом самовыражения.
Сайты виртуального мира довольно быстро стали первыми социальными сетями. В этом смысле они являются еще одним игроком, который сможет воспользоваться плодами ныне создаваемой технологической инфраструктуры.
eWeek: Работаете ли вы сами над гибридом социальных сетей и 3D?
Д. Г.: Лично я этим не занимаюсь, но возможно, кто-то это делает, используя OpenSocial, и им не обязательно ставить нас в известность.
eWeek: Мы, как и другие представители прессы, склонны забывать, что Google не является владельцем OpenSocial.
Д. Г.: Правильное замечание. Единственный повод, когда я могу резко оборвать интервьера, это разговор про Google OpenSocial. Я обычно его останавливаю и говорю: “Позвольте мне поправить ваш вопрос”. Если не ошибаюсь, последний раз это было в одном Web-интервью неделю назад. Я извинился и сказал: “Очень важно понять, что мы стараемся помочь Web'у стать лучше, но мы не смогли бы этого сделать, добавив лишний стандарт”.