Недавно сразу несколько компаний, специализирующихся на сервисах Voice over Internet Protocol (VoIP) для мобильных терминалов, предложили ряд услуг, способных существенно увеличить число их клиентов.
Интересной новостью стало расширение VoIP-проекта “Евросети”, крупной сети по продаже цифровой техники, который существовал в том или ином виде с августа 2005 г. Теперь, чтобы осуществить вызов, уже не обязателен городской или мобильный терминал для соединения со шлюзом оператора. Нужны только карточка “Евросети” и компьютер или подключенный к ПК специальный USB-телефон с установленной на нем программой-клиентом. Хотя можно осуществить вызов и напрямую с сайта “Евросети”.
Между тем, развитие сервиса пока находится под вопросом. Сейчас проект “Евросети” существенно ограничен в своем функционале — к примеру, абоненты могут совершать только исходящие звонки, а когда появится возможность принимать входящие, в компании даже не определились. Между тем, как показывает опыт развитых VoIP-систем, значительный рост числа пользователей возможен только при наличии возможности двухсторонних коммуникаций. Возможно, “Евросеть”, считает своими пользователями тех абонентов, которые не обладают ПК или не умеют им пользоваться, но такие люди достаточно сложно принимают новинки, особенно звонки со сложной процедурой активации карты оплаты и набором номера провайдера. Вдобавок, клиентский программный модуль, существующий только в версии для ПК, еще нескоро будет представлен для пользователей КПК и мобильных телефонов, в нем отсутствует и функция видеосвязи.
Существует и проблема пополнения денег на электронном счету — не анонсировав договоренностей ни с какими платежными системами и сетями электронных автоматов по приему платежей, “Евросеть” делает ставку на наличные платежи в своих салонах — платить в них удобнее, чем, например, кредитками, как в Skype, считает руководство компании. При этом, видимо, маркетологи “Евросети” забывают о том, что значительная часть пользователей VoIP-систем использует такие сервисы для платных звонков спонтанно: взнос денег происходит как только есть необходимость совершить серию звонков на городские или мобильные телефонные номера. Это подтверждает и статистика самого проекта — по итогам первого квартала 2008 г. активировано 1,2 млн. карт на сумму 192 млн. руб., а принято платежей для пополнения счета — всего 7,6 млн. руб.
Среди других новостей с фронта VoIP-сервисов одной из самых интересных можно считать выпуск компанией Fring первого VoIP-приложения для iPhone, позволяющего пользователю экономить на дальних звонках, если он находится в зоне действия сети Wi-Fi (выигрыш особенно заметен в роуминге, когда стоимость голосовых вызовов и трафика данных— см. весьма высока . EDGE, который доступен в текущей версии iPhone, здесь не подходит из-за весьма скромной скорости беспроводной передачи данных по этому протоколу. Скорее всего разработчики ожидают выхода летом нынешнего года версии iPhone с поддержкой сетей третьего поколения. Предварительный релиз Fring распространяется как рабочая версия, находящаяся в процессе отладки и реализующая основные функции новой программы, предоставляя владельцам коммуникатора возможности мобильного общения с абонентами Fring, Skype, MSN, Google Talk, ICQ, Twitter, Yahoo! AIM. Как и версия для операционных систем Symbian и Windows Mobile, это ПО служит агрегатором, собирая в едином решении контакты, созданные в различных программах интернет-пейджинга и VoIP. Отметим, что до сих пор пользователи iPhone могли совершать VoIP-звонки с помощью нескольких веб-приложений, запускаемых из браузера Safari, однако устанавливаемого клиента, который не требовал бы запуска браузера для работы, до настоящего момента не было.
Между тем официально Fring не будет доступен через интернет-магазин Apple Store, так как компания Apple запретила создавать программы, позволяющие пользоваться VoIP через Wi-Fi. Дело в том, что такой подход подрывает совместный бизнес производителей мобильных телефонов с операторами сотовой связи, которые эксклюзивно распространяют эту модель коммуникатора в привязке к своим сетям и заинтересованы в повышении своего индекса инноваций за счет увеличения той части ARPU, которая образуется от передачи интернет-трафика. Стоит сказать, что большинство европейских операторов, запустивших 3G-сети, негативно относятся и к идее реализации VoIP через мобильные сети, вполне справедливо полагая, что это уменьшит их доходы от услуг передачи голоса. Однако, судя по всему, Fring это не печалит — до сих пор распространение копий программы шло вполне успешно и без поддержки крупных интернет-магазинов и операторов связи, в основном за счет пропаганды в социальных сетях и “вирусного” маркетинга. Fring также заключала договора о распространении своей программы через сайты операторов Wi-Fi-сетей — к примеру, в России такой компанией стала “Голден Телеком” со своим проектом “Golden Wi-Fi” в Москве.
Интересно в этой связи отметить и тот факт, что другой производитель VoIP-решений, компания Skype, ввел безлимитный тарифный план на международные звонки по всему миру. В настоящее время Skype уже предлагает пользователям тарифный план, позволяющий им за 3 долл. в месяц, находясь в любой точке мира, совершать исходящие вызовы без ограничений на стационарные телефоны в США и Канаде. За 6 долл. можно получить тариф, предполагающий безлимитные звонки в США, Канаду, а также ряд крупных мексиканских городов, в частности Мехико, Гвадалахару и Монтеррей (сервис пользуется большой популярностью в американских интернет-кафе и переговорных пунктах, откуда эмигранты звонят на родину). А новое тарифное предложение позволит подписчикам без ограничений звонить на стационарные телефоны в 34 странах мира. В список включены Австралия, Новая Зеландия, Чили, Китай, Сингапур, Япония, Малайзия, Корея, Канада и многие европейские страны. Более того, для Китая, Канады, Гонконга и Сингапура компания Skype предложила безлимитные вызовы не только на стационарные, но и на мобильные телефоны. Кстати, вполне закономерный бонус: в этих странах мобильных номеров куда больше, чем фиксированных. При этом стоимость ежемесячной подписки на новый тарифный план составит 9,95 долл.
Без сомнения, подобный сервис основан на строгой математической модели и низких ценах на трафик, существующих в США и Европе, — о работе в убыток речи не идет. Отметим, что трафик по направлению “компьютер — телефон” для частных пользователей в разы меньше, чем объем, выбираемый корпоративными пользователями. Однако высокий уровень потребления позволяет Skype закупать большие объемы голосового трафика на интернет-биржах, чем и объясняются низкие цены на безлимитное общение. Кроме того, дополнительным плюсом введения нового тарифного плана станет привлечение клиентов, преимущественно использующих только вызовы типа “компьютер — компьютер”, которое бесплатно (кроме оплаты Интернет-трафика), на подключение к такой необременительной абонентской плате для совершения вызовов «компьютер-телефон» непосредственно на номера телефонных сетей общего пользования практически по всему миру. Отметим, что, по данным Skype, за первые три месяца 2008 г. пользователи сервиса провели 1,7 млрд. минут в разговорах с абонентами разных телефонных сетей и 14,2 млрд. минут во внутрисетевом (“компьютер — компьютер”) общении.
Отечественная сеть SipNet, реализующая свой VoIP-проект на территории нашей страны, пока не планирует делать своим пользователям аналогичное предложение, поскольку, по статистике системы, основная часть звонков приходится на территорию России. Для привлечения пользователей у компании есть и свои зоны нетарифицируемых звонков — абоненты могут звонить на городские телефоны Москвы и Санкт-Петербурга без взимания денег, кроме оплаты интернет-трафика. Для бесплатных вызовов каждый день (сроком на 24 часа) открывается одно из новых направлений — это может быть как крупнейший город России, так и целая страна.
При сходном со Skype функционале, предназначенном, правда, для “жителей” Интернета (компания помогает осуществлять “click-to-call” — звонок по VoIP при нажатии на графическом баннере поступает на мобильной телефон абонента, что позволяет ему не раскрывать свой номер, который можно быстро менять), Jaxtr предложила клиентам новый сервис — бесплатную отправку SMS-сообщений абонентам сотовой связи из 38 стран. Ответить на входящее сообщение можно с мобильного телефона, для чего необходимо зайти через браузер на сайт Jaxtr и зарегистрироваться.
Отметим, что организация этой услуги была совсем простой: у каждого оператора мобильной связи существуют специальные интернет-шлюзы, с помощью которых можно отправить короткое текстовое сообщение с их сайта. Вот создатели Jaxtr и реализовали небольшую базу данных с такими ресурсами, которые позволили их пользователям не платить за каждое сообщение по 5—6 центов. Зарабатывать Jaxtr планирует за счет рекламы — небольшие ссылки и текстовые слоганы будут включены в исходящее сообщение. Мы надеемся, в компании предусмотрели хорошую защиту от спамеров, которые атакуют наши почтовые ящики каждый день своим электронным мусором, — в противном случае операторы мобильной связи быстро добавят IP-адреса ее серверов в свои “черные списки”.