В московском комплексе “Крокус Экспо” параллельно с выставкой HDI Show прошел очередной, восьмой по счету “Фотофорум”. Это одно из крупнейших российских мероприятий, посвященных профессиональной и любительской фототехнике, заслуженно пользуется популярностью. В нынешнем году организаторы рассчитывали собрать порядка 120 тысяч посетителей, и действительно уже в первый день, когда экспозиция была открыта только для профессионалов, отведенные под “Фотофорум” залы были переполнены.
HD как комплексное решение
Пожалуй, самым интересным участником мероприятия стоит признать одного из его генеральных спонсоров -- компанию Sony. Японский вендор представил крупные стенды и на HDI Show, и на “Фотофоруме”. Посетители могли увидеть целый ряд новых для российского рынка устройств: органические дисплеи, линейку ЖК-панелей серии 4000 и весьма оригинальный продукт — “танцующие” плейеры Rolly.
После победы в войне HD-форматов Sony активно разрастается в сегменте видео высокой четкости, стремясь занять эту нишу до того, как в ней смогут развернуться конкуренты. За год компания планирует, по словам её представителей, удвоить свою долю на российском рынке ЖК-телевидения, доведя ее до 20%, и занять соответственно 18 и 13% рынка в сегментах фото- и видеокамер. В своей маркетинговой политике Sony делает упор на присутствие в ее продуктовой линейке полного спектра поддерживающих HD-видео продуктов, начиная с игровых консолей и заканчивая медиацентрами. Не забывает японский производитель и о контенте: к концу года число переведенных на русский язык фильмов на дисках Blu-ray достигнет 87.
Еще один лидер HD-рынка, Panasonic, предпочёл больше говорить о своих планах, нежели о новых продуктах. Как и Sony, эта компания намерена сконцентрироваться на продаже законченных HD-совместимых комплексов. Роль первопроходцев уготована телеприёмникам, а в ближайшем будущем за ними последуют органические дисплеи. На сегодняшний день свою долю на рынке телевизоров с диагональю 37 дюймов в Panasonic оценивают в 25%, а в сегменте плоскопанельных телевизоров в целом — величиной более 15%. В 2008 году компания ожидает на территории России 141%-ного роста продаж плоскопанельных ТВ-устройств, при этом рост в сегменте плазменных панелей прогнозируется на уровне 125%.
Фототехника
Взглянув на список представленной на “Фотофоруме” продукции, нетрудно поверить, что эпоха цифровых компактов закончилась. Зеркальные камеры пока еще не стали самым популярным товаром, но явно видятся производителям как наиболее перспективная категория. К примеру, по данным Panasonic, базовые или стильные компактные модели по-прежнему составят наибольшую долю в продажах, но самыми быстрыми темпами будет расти именно сегмент зеркальных камер.
Рассказывая о представленных на “Фотофоруме” производителях “зеркалок”, опять нельзя обойти вниманием Sony. Вендор показал посетителям две новые камеры начального уровня -- Alpha 300 и 350 с уникальной на сегодняшней день системой Live View. В большинстве зеркальных аппаратов для вывода живого изображения на экран используется основной сенсор камеры при поднятом зеркале. При этом фокусировка осуществляется сравнительно медленным методом определения контрастности. Альтернатива — отключить на время фокусировки дисплей, опустить зеркало и настроить резкость при помощи фазовых датчиков на пентапризме. Sony обошла эту проблему: сенсор, выводящий изображение на дисплей, размещен непосредственно на зеркале, и таким образом активация режима Live View не мешает работе фазовых датчиков.
Но самым важным событием на стенде японской корпорации стал официальный анонс прототипа новой флагманской модели. Камера еще не получила названия, однако уже сегодня известно, что в нее будет установлен полноразмерный 24-мегапиксельный сенсор. Новые профессиональные объективы в портфолио Sony уже имеются -- например, недавно анонсированный Zeiss 24-70/2.8. Таким образом, после выхода камеры у японского вендора будут все шансы вернуть унаследованную у Minolta платформу на профессиональную арену. Благо многие производители пока считают разработку полнокадровых камер чересчур дорогостоящей. Да и лидеры рынка особой активностью в этом сегменте не отличаются. Canon, запустив осенью топовую модель Mark III 1Ds, продолжает хранить молчание касательно выпуска замены “бюджетному” полнокадровому аппарату 5D. А ставшие уже привычными проблемы Nikon с поставками коснулись и ее нынешнего флагмана D3: камера и анонсированный одновременно с ней объектив 24-70/2.8 AF-S до сих пор остаются редкостью даже на складах крупнейших американских магазинов.
В сегменте зеркальных камер начального уровня конкуренция намного жестче. Достаточно посмотреть на схему расположения стендов: напротив Sony с ее Alpha расположилась Samsung со своей GX-20 и, естественно, Pentax — ее союзник по байонету и матрице. Еще больше войну систем обостряют активизировавшиеся в последнее время Olympus и Panasonic, продвигающие стандарт 4/3.
Остается открытым вопрос, каким способом поставщики хотят привлечь пользователей. Разница между камерами начального уровня даже с точки зрения специалиста не особо велика, а потребитель и подавно не станет разбираться в преимуществах систем. Пока производители пытаются дифференцировать свои продукты за счет заимствования различных интеллектуальных функций. Но и тут принципиальных различий между конкурирующими моделями не наблюдается.
Несмотря на общую направленность на потребителя, на выставке нашлось место и для сугубо профессиональных решений. Так, Hasselblad показала 39-мегапиксельную H3D-II. Не обошлось и без производителей печатных систем -- термосублимационных машин Kodak APEX, цифровых мини-лабораторий Fuji Frontier 7000 и Noritsu 35-й и 37-й серий. А HP представила свои широкоформатные решения.
Планы на будущее
Следующий “Фотофорум” состоится через год. За это время организаторы выставки -- компании “Мидэкспо” и International Media Development -- намерены провести ряд мероприятий, нацеленных на популяризацию цифровых технологий среди конечных пользователей. Иными словами, ежегодная апрельская выставка окончательно перейдет в разряд потребительских. Главным новшеством станет запуск очередного выставочного проекта — Mobile & Digital Show. Новая экспозиция будет устроена одновременно с “Фотофорумом” и HDI Show. Основная её тематика — мультимедийные системы развлечений и портативная электроника. Предполагается, что тройная выставка соберет более 130 тыс. посетителей. К ее открытию будет приурочено еще одно событие — церемония вручения Национальной цифровой премии, новой награды, призванной помочь потребителям сделать удачный выбор из множества представленных на рынке мультимедийных устройств.