Корпорация Microsoft 24 апреля обнародовала очередные промежуточные финансовые итоги своей деятельности в текущем финансовом году, стартовавшем 1 июля 2007-го. За девять месяцев доход и чистая прибыль составили соответственно 44,6 и 13,4 млрд. долл., что на 22 и 21 процент выше этих показателей за аналогичный период прошлого года, — отличные (можно сказать, даже уникальные) результаты, если учесть абсолютные объемы бизнеса и вспомнить, что такие высокие экономические характеристики для Microsoft являются традиционными уже много лет.
Но мировой фондовый рынок среагировал на объявление Редмонда явно негативно: на следующий же день курс акций компании сразу упал почти на 7%. Что же не понравилось инвесторам? Сведения об итогах ее последнего третьего квартала.
Абсолютные данные тут тоже на первый взгляд великолепны: 14,5 и 4,4 млрд. долл. (игроки, занимающие последующие три позиции на софтверном рынке, примерно такие показатели имеют за целый год). Но вот квартальные темпы роста… То, что чистая прибыль несколько сократилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, — дело вполне обычное, данная характеристика подвержена изменениям из-за крупных разовых затрат. На сей раз это связано с тем, что Microsoft была вынуждена выплатить 1,42 млрд. долл. штрафа, наложенного на корпорацию Европейской комиссией в конце нынешнего февраля.
Аналитики фондового рынка, комментируя спад котировок акций Microsoft, уверенно говорят, что главным разочарованием для инвесторов стал практически нулевой — 0,4% -- рост доходов (объема продаж) и, более того, весьма ощутимый спад по двум ключевым позициям работы корпорации. Как известно, несмотря на широкий спектр деятельности Microsoft и обилие предлагаемых ею на рынке продуктов, основу её бизнеса составляет ПО для персональных компьютеров (операционные системы и офисные приложения), на которое в общей сложности приходится 65--70 процентов дохода компании и до 90% получаемой прибыли. Так вот, как раз именно в этом “фундаменте” в начале нынешнего года обнаружились трещины.
Наиболее заметные проблемы видны в продажах клиентской ОС Windows. Здесь поставки в последнем квартале составили 4,0 млрд. долл., что на 24% ниже прошлогоднего показателя. Наблюдатели связывают это с трудностями в процессе перехода пользователей на Windows Vista. Это особенно заметно в среде корпоративных заказчиков, которые ожидали выхода первого пакета обновления данной ОС. К тому же на их планы модернизации настольных систем влияла заметная неопределенность намерений Microsoft по дальнейшей поддержке направления Windows XP. По оценкам экспертов, свою роль сыграл и несколько повысившийся интерес клиентов к возможности использования Linux на ПК.
Снижение продаж в январе -- марте в департаменте Microsoft Business Division, где главную роль играет пакет MS Office, было не столь существенным (с 4,8 до 4,7 млрд. долл.), но и это тоже тревожный признак. Аналитики еще два года назад говорили, что переход пользователей на новый Office 2007 с предыдущих версий пакета окажется не очень простым, и, похоже, их опасения сейчас подтверждаются. Несомненно и то, что замедление продаж офисного ПО связано со снижением поставок настольных Windows. Однако надо сказать и о новом важном факторе, который сейчас оказывает влияние на продвижение MS Office на рынок: речь идет о появлении такого серьезного конкурента для этого пакета-ветерана, как онлайновые сервисы Google. Да и в стане поставщиков Open Source наблюдается заметное оживление в области прикладных настольных систем.
Что касается серверного ПО Microsoft — третьего ведущего направления бизнеса корпорации, — то объемы их поставок пока еще отстают от настольных собратьев (3,6 млрд. долл. в последнем квартале), но динамика весьма положительная: рост на 19%. При том, что как раз в начале этого года корпорация начала решительное обновление своей серверной платформы (см. PC Week/RE, № 8/2008). Отметим и заметное увеличение поставок домашних продуктов, в том числе консолей Xbox 360.
Разумеется, финансовые данные за отдельный квартал не стоит воспринимать как отражение каких-то стратегических перемен в деятельности корпорации. На бизнес Microsoft оказывает влияние множество факторов, в том числе и глобального характера, таких, например, как катаклизмы мирового финансового рынка. И тем не менее за развитием ситуации в деятельности крупнейшего мирового поставщика ПО стоит последить более внимательно. Со своей стороны, Microsoft заявила, что по итогам всего финансового года она ожидает получить 67--68 млрд. долл. дохода и около 27 млрд. долл. операционной прибыли.
Ссылка на статью: [URL=http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=109524]Microsoft: продажи клиентского ПО падают[/URL]
Публикуемые цифры не очень выразительны. Для содержательного анализа необходимо знать, например, соотношение закупок Windows и Office корпоративными клиентами, производителями ПК и частными лицами вместе с новыми ПК и отдельно. Скорее всего, корреляция между покупкой нового оборудования и ПО Microsoft окажется очень и очень высока.
ANSi 28.04.2008 19:52:32
Думаю, что есть два человека, которые владеют нужными сведениями. Это Билл Гейтс и Стив Балмер. Конечно, можно написать им письмо с просьбой поделиться информацией. Но не хочется отвлекать их по пустякам: не уверен, что более содержательный анализ бизнеса Microsoft кому-то действительно интересен.
Андрей Колесов 28.04.2008 23:17:11
Автор, видимо, воспринял мою ремарку как упрек. Совершенно напрасно. Меня интересуют лишь состояние и перспективы рынка "настольных" систем. В частности, Vista. И, соответственно, какими будут Windows 7 и следующий Office.
ANSi 29.04.2008 02:58:08
А что вы понимаете под "состоянием" и "перспективами"? Кто-то понимает объемы продаж (опять же - в чем? в деньгах или в штуках?), доли рынка (опять же в чем?), темпы роста (в чем?) и т.д. Кто-то - вопросы содержательного (технического) развития продукта.
Например, если я для себя, как пользователь, решил, что буду в видимой перспективе ориентироваться на Windows, то меня интересуют другие вопросы. В каком направлении будет развиваться продукт? Что я как пользователь получу от применения новой версии (и что потеряю)? Какие проблемы мне придется решить при переходе на новую систему?
Впрочем, вопросы бизнеса поставщика меня как пользователя тоже интересуют, если я имею в виду долгосрочные (свои) перспектив.
Андрей Колесов 29.04.2008 08:31:39
Вот некоторые данные, показавшиеся мне любопытными. В первом квартале 2008 г. продажи ПК в штучном исчислении выросли на 12,3% (Gartner) или14,6% (IDC), а по данным Microsoft - на 8-10% вместо ожидавшихся 9%-11%. (Просто интересно: продажи Apple Mac подскочили на 51%). Ок. 80% клиентских систем Windows продается в виде предустановленных на компьютеры. Количество лицензий, проданных через OEM-партнеров в первом квартале 2008 г., увеличилось на 5%. В июле 2007 г. Microsoft определила соотношение продаж Vista и XP в пропорции примерно 80:20. И без подсчетов очевидно, насколько Vista непопулярна. Вообще в отчетности Microsoft, в выступлениях финансового директора Криса Лиддела и главного менеджера по отношениям с инвесторами Коллин Хили (это женщина) масса интересного. Например, огромный для производителя ПО вклад онлайновой рекламы в формирование доходов корпорации. С приобретением Yahoo этот вид бизнеса вообще может превратиться в основной.
ANSi 30.04.2008 05:35:46
Мое мнение - после выпуска новой версии (чего бы то ни было) покупать (именно покупать) старую может только человек, у которого есть какие-то очень срочные ограничение по времени. Обычный человек лучше подождет полгода-год, но потом все же купит новую.
На самом деле, если говорить о Висте (как и Офисе), то понятно, что сейчас MS переживает то, что в физике называется "переходными процессами" с очень сильными колебаниями и отклонениями от нормы. И, если говорить серьезно, то все статистические данные нынешнего момента нельзя использовать для каких-то фундаментальных выводов.
Ну, и, разумеется, на фоне "переходных" процессов идут также базовые изменения в ИТ-бизнесе (это относится не только к MS), связанные, например, с более широким применением онлайно-рекламной моделью.
Постановка вопроса "Vista .vs. XP" является вообще не актуальной. Как можно сравниваться сегодняшние возможности и потенциал 30-летнего и 18-летнего футболистов? Сегодня играет лучше и стабильнее первый. А что будет через 4 года? На кого делать ставку тренеру? Смотря какие задачи тренер ставит перед собой - этого года или с перспективой на 5 лет вперед.
И Vista и XP -- это MS Windows! Самой MS совершенно все равно, что будут покупать, лишь бы Windows. И корпорация (любая корпорация) строит свои технологические и маркетинговые планы - тактику и стратегию -- таким образом, чтобы обеспечить конкурентоспособность Windows в долгосрочной перспективе. Причем не только с Linux-Mac, но разными смартфонами и прочими девайсами. Формирует MS свою стратегию из собственных интересов, и, обратите внимание, - на протяжении 30 лет у неее это получается очень удачно.
Но на самом деле, нам, пользователям, до проблем MS - "по барабану". У меня есть свои проблемы. В данном случае -- как минимизировать свои затраты на ИТ и повысить с помощью ИТ производительность своего труда. И для этого мне нужно построить, в частности, оптимальную схему обновления своих ИТ (если говорить по меня лично - настольного ПК и ноутбука) с перспективой на 4-5 лет. И ровно в контесте этих задач мне нужно понимать -- как будет развиваться в фукнционально-временном разрезе та же Windows. При этом меня интересует не то, что обещает MS, а как оно будет на самом деле. Все мы понимает, что планы - это не гарантии, планы - это вероятностная категория, а не детерминированная.
Андрей Колесов 30.04.2008 08:21:15
Цитата
Андрей Колесов пишет: Мое мнение - после выпуска новой версии (чего бы то ни было) покупать (именно покупать) старую может только человек, у которого есть какие-то очень срочные ограничение по времени.
А так и есть. Сейчас одна из главных компьютерных проблем отечественного малого бизнеса - легализация используемого ПО. То есть, многим действительно надо срочно купить Windows. Разумеется, по вполне понятным причинам речь идет именно о Windows XP. Купить дистрибутив после 30 июня будет проблематично (или дорого). Потому и суетятся сейчас :).
Сергей Голубев 30.04.2008 10:16:50
Поставьте себя на место консультанта. Какие ПК с какой ОС вы порекомендуете клиенту? Vista с адекватной аппаратной базой, исходя из общих соображений? Или XP, руководствуясь практическими соображениями? Но вообще-то речь совсем не о выборе между Vista-XP. А о том, что после Windows 2000 никаких полезных функций в этой ОС не появилось, а стабильность и производительность даже снижаются. ПК с PIII 550 МГц и RAM 128 Мб работает под Windows 98SE быстрее и устойчивее, чем ПК с P4 3,2 ГГц и 500 Мб RAM под управлением XP. Видимо, развитие Windows пошло не в том направлении. Вот где проблема. Office 97 - несомненный прогресс, Office 2000 - небольшое усовершенствование, а в дальнейшем развивались почти исключительно функции коллективной работы, бесполезные для частных лиц и используемые далеко не всеми корпоративными клиентами. Совершенно очевидно, что Microsoft не собирается прислушиваться к пожеланиям пользователей, а намерена заставить рынок следовать избранным ею курсом. Ей уже удалось продавить свой формат файлов в качестве стандарта ISO, поставить себе на службу Forrester и многие компьютерные издания, которые не просто рекомендуют, а буквально требуют переходить на Vista. Интересно, чем закончится борьба Microsoft с рынком. И, соответственно, какой будет Windows 7. Пока о ней известно только, что это "продолжательница дела" Vista. Но этого слишком мало, чтобы решить: идти дальше вместе с Microsoft или попрощаться с ней.
ANSi 30.04.2008 17:02:02
Я попробую ответить на эти вопросы (я их сам себе уже давно задаю) в виде ближайший публикаций в PC Week
Андрей Колесов 30.04.2008 17:06:42
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий.