Российская компания “ТрансТелеКом” (ТТК) и японский оператор связи NTT Communications (NTT Com) ввели в эксплуатацию подводную кабельную систему связи, которая напрямую соединила российские и японские телекоммуникационные сети. С ее созданием завершены работы по реализации азиатской части ТТК-проекта EurasiaHighway по организации телекоммуникационного коридора из Европы в Азию, а сама линия будет способствовать расширению транспортных связей между соседними странами и дальнейшему развитию российско-японских торгово-экономических отношений.
Система HSCS построена на основе технологии DWDM, ее протяженность составляет 570 км. Емкость подводной кабельной системы — 640 Гбит/с. Подрядчиком этого проекта выступила компания NEC. Для обеспечения надежности подводной кабельной системы кабель на маршруте Невельск — Исикари заглублен в грунт на глубину до 1 м, что значительно повышает защищенность системы. Кабельная система, соединившая сети России и Японии, является крупнейшим на сегодняшний день российско-японским проектом в сфере телекоммуникаций; размер двусторонних инвестиций составил более 50 млн. долл.
Непосредственно к реализации проекта компании приступили в июне 2007 г. (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=87618 и www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=89025). Одновременно с прокладкой кабеля начались работы по строительству наземных сооружений. В ноябре 2007 г. в соответствии с графиком была закончена прокладка кабеля, проведены пусконаладочные работы. В декабре был произведен пробный пуск кабельной системы. Таким образом, менее чем за год совместный проект ТТК и NTT Com был завершен.
Открытие новой магистрали имеет большое значение не только для телекоммуникационного сотрудничества между двумя странами, но и для развития российско-японских экономических отношений, которые в настоящее время переживают беспрецедентный подъем. “По оценкам российского правительства, в 2006 г. объем товарооборота между Японией и Россией составил 9,6 млрд. долл., а в прошлом году он превысил 20 млрд. долл., за год показав рост более чем на 100%, — сообщил Сергей Липатов, президент ТТК. — Уверен, что “цифровой мост”, построенный совместными усилиями российских и японских связистов позволит обеспечить двусторонний информационный обмен в условиях стремительно развивающегося сотрудничества”.
Отметим, что это уже не первая кабельная линия связи, проложенная между Россией и Японией. В 1969 г. была построена коаксиальная кабельная линия JASC, а в 1995-м ей на смену пришла волоконно-оптическая линия, построенная национальным оператором связи “Ростелекомом” совместно с японской фирмой KDD. Эта линия стала частью международного проекта ТСЛ (Транссибирской линии связи), который предусматривал создание магистрали от Дании и Италии на Западе до Японии и Кореи на Востоке, проходящей по территории РФ.
Новый проект позволит сделать очередной шаг по интеграции России в глобальное информационное пространство, повысить степень участия страны в международном информационном обмене. К тому же проект HSCS — это также важная технологическая поддержка проектов акционера ТТК, компании РЖД, по развитию российско-японского транзитного грузового потенциала, телекоммуникационное обеспечение которых является одной из приоритетных задач “ТрансТелеКома”.
С завершением HSCS также закончены работы по строительству азиатской части проекта EurasiaHighway — маршрута, в основе которого лежит магистральная сеть ТТК протяженностью 55 тыс. км, простирающаяся от Калининграда до Сахалина и имеющая сетевые соединения с операторами из Европы и АТР.
Новый маршрут позволит использовать географические преимущества России как естественного информационного и транспортного коридора между Европой и Азией, а построенный в рамках работ по проекту HSCS узел обмена трафиком STM-64 в Токио позволит обеспечить обмен информацией между крупнейшими глобальными телекоммуникационными узлами — лондонским, токийским и гонконгским.
Начало коммерческой эксплуатации российско-японского телекоммуникационного маршрута намечено на II квартал 2008 г. Срок возврата инвестиций составит, по предварительным оценкам, пять лет.