Призрак новых технологий оплаты проезда витает в московской подземке. Недавно начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев объявил, что в самое ближайшее время начнется “массовое использование банковских карт для оплаты проезда”, причем стоимость такой “безналичной” поездки будет “строго тарифицирована и соответствовать тарифной сетке, установленной в метрополитене”. Кроме того, столичный метрополитен с 1 января 2009 г. запустит систему оплаты проезда с помощью мобильного телефона.
Что и говорить, для массового рынка такие новости звучат очень заманчиво. Между тем очередные инициативы столичного метрополитена по улучшению автоматизации турникетов при всей своей привлекательности требуют как минимум более тщательного изучения. Ну а об их внедрении с начала III квартала 2008 г. говорить совершенно преждевременно.
Заплатить картой
Отметим, что сама по себе идея использования банковских карт для оплаты прохода через турникеты вполне разумна. С одной стороны, в столице успешно реализуется проект с “картой москвича”, которая является гибридом Visa Electron и проездного билета на все виды транспорта для льготных категорий граждан. То есть ИТ-инфраструктура для проекта более-менее, но готова. С другой стороны, значительная часть москвичей имеет в своем арсенале как минимум одну пластиковую дебетовую карту, с помощью которой можно получать деньги в рамках многочисленных зарплатных проектов в коммерческих банках. По мнению г-на Гаева, только государственных и муниципальных служащих, участвующих в таких проектах, свыше 1,5 млн. человек. Кроме того, Банк Москвы около двух лет реализует аналогичный проект для некоторых категорий своих клиентов: в конце месяца к пользователю приходит SMS-сообщение с указанием числа совершенных поездок и суммы к оплате. При этом оплата может быть произведена в любом банкомате Банка Москвы, который оснащен функцией cash-in. Тарификация таких поездок вполне справедлива: если пассажир за месяц воспользовался банковской картой для проезда в метро 20 раз, то в конце месяца с карты будут сняты деньги как за билет на 20 поездок. А если он совершил более 70 поездок, то с карты будут сняты средства как за единый билет.
Однако есть и спорные моменты. Как у проекта Банка Москвы, так и у “карты москвича” существует весьма простая схема ИТ-решения: биллинговая система формирует счет, который выставляется абоненту (в случае с “картой москвича” — городским властям) только раз в месяц. Следовательно, схема не подходит для самых простых дебетовых карточек, которыми пользуется большинство пассажиров подземки, — там расчеты осуществляются в режиме реального времени. Причем интеграция RFID-чипа в карту происходит непосредственно на мощностях у компании-производителя, то есть для уже выпущенных карт этот сервис недоступен. Таким образом, его сколь-нибудь значительное развитие можно прогнозировать только после объединения финансово-кредитных учреждений, “зараженных” этой идеей автоматизации проезда, да и то после очередной смены платежной карты (срок действия популярных карт — два-три года). Следовательно, говорить о том, что в ближайшее время начнется крупная эмиссия банковских карт с установленными RFID-чипами, можно, но вряд ли все они будут немедленно использованы. Да и территориальные подразделения коммерческих банков вряд ли будут в восторге от массовой смены карт у клиентов, многие из которых просто не найдут времени дойти до отделений банков, чтобы произвести такую процедуру, — слишком эфемерная выгода.
По информации руководителей столичного метрополитена свое согласие на участие в проекте дали уже шесть банков — владельцы их карт будут прикладывать к турникету не проездные билеты, а обычные карточки, не тратя время на стояние в очередях. Правда, список этих “продвинутых” финансово-кредитных учреждений в метрополитене по какой-то причине разглашать не стали. Отметим, что подобная система есть, к примеру, у банка Barclays для лондонского сабвея. Но там внедрение проходило постепенно: сначала картами с возможностью беспроводной авторизации была насыщена торговая сеть, установлены соответствующие POS-терминалы, и только после этого стартовал проект с метрополитеном -- не как единственно возможный сервис, а как часть более широкомасштабной программы.
Наиболее эффективным в данном случае, на наш взгляд, явилось бы широкое развитие терминалов самообслуживания, где получить билет можно было бы с оплатой по пластиковой карте. Такие терминалы (правда, там оплата происходит только наличными) уже стоят на нескольких десятках станций метрополитена, однако сколь-нибудь вменяемой наглядной агитации, инструкций в виде рисунков по их использованию просто нет. Многие из них не функционируют по техническим причинам, а там, где работают, отсутствует даже промо-персонал, с помощью которого пассажиры могли бы научится работать с этим устройством.
Отметим, что практически во всех метрополитенах Европы именно такие устройства, оснащенные сенсорным дисплеем, являются наиболее востребованными — на многих станциях кассиров вообще нет, их заменяют три-четыре аппарата по продаже билетов, которые принимают мелочь и бумажные деньги, умеют “разговаривать” на четырех-пяти основных языках и без проблем выдают сдачу. Именно такие проекты, реализованные на уже действующей ИТ-инфраструктуре и с минимальными вложениями в обучение пользователей (большинство жителей мегаполиса умеют обращаться с банкоматами, здесь вся схема работы похожа), могли бы реально разгрузить кассовые залы на таких загруженных станциях, как “Выхино”, “Дмитровская”, “Комсомольская”, “Петровско-Разумовская”, “Тимирязевская”, “Савеловская” и т. д., где действующие кассовые узлы собирают огромные очереди.
Мобильный кошелек
Второй проект, реализация которого не менее интересна, — превращение мобильного терминала в электронный кошелек, с помощью которого можно будет оплачивать проезд в метро. По мнению г-на Гаева, деньги за проезд будут сниматься с банковского счета абонента. Более никаких технических деталей не прозвучало. Без сомнения, в данном случае речь идет об использовании технологии NFC. Обсудив эту тему с техническими экспертами и в интернет-блоге ru_metro, посвященном деятельности столичного метрополитена, можно сделать вывод, что речь идет как о NFC-совместимых терминалах (таковых на рынке, правда, всего два — Nokia 6131 NFC и Nokia 6212 classic), так и о сочетании Java-клиента и чипа FeliCa с миниатюрной антенной, который вклеивается под батарейную крышку.
Правда, для подключения такой технологии понадобится и интеграция с широким спектром платежных систем, которые позволят внести деньги на электронный счет абонента, но этого в столичном метрополитене не наблюдается. Вместе с этим, как и в случае с банковскими картами, метрополитену понадобятся средства для просвещения пользователей, а также содействие, к примеру, розничных сетей по продаже цифровой техники, где могли бы устанавливать NFC-антенны (правда не ясно, сколько будет стоить дооборудование мобильного телефона и кто будет за это платить), и помощь операторов мобильной связи, которые организовали бы сопряжение биллинговых решений. Но вместо конкретных планов мы слышим только бодрую риторику о будущих свершениях без намека на конкретный план действий.
К слову, аналогичные проекты в других организациях тоже буксуют. К примеру, как мы уже писали, общественная организация “Инфокоммуникационный союз” в начале года размышляла о возможных вариантах развития мобильной коммерции, обсуждая их с банковскими организациями, в частности со Связь-банком. Планировалось в I квартале завершить тестирование универсальной платежной системы на основе мобильных телефонов в трех опытных зонах — Москве, Петербурге и Сочи. Но проект так и не реализован.