Давайте посмотрим, насколько реален кризис, который кроется за новой аббревиатурой CIO 2.0.
Вниманию руководителей высшего звена: ваш ИТ-директор переживает кризис самоопределения! А вина лежит на вас...
Если бы вы установили прослушку на конференции CIO, то услыхали бы много интересного. “Что они от меня хотят? Чтобы я смазывал машины? Разрабатывал стратегию? Отвечал за бизнес-процессы? Экономил деньги? Заботился о клиентах? Возглавлял инновации? Так посадите меня за стол совета директоров!”
В какой-то степени, конечно, это можно связать с нечеткостью распределения ролей в организации, но главное все же в другом. Налицо результат глобализации экономики в информационную эпоху, когда победу определяет знание. А кто в вашей компании отвечает за информацию? Не директор ли по ИТ? Ведь слово “информация” звучит в самом названии его должности...
Последним проявлением такого кризиса самоопределения стало то, что мудрецы окрестили его “CIO 2.0”, как будто ИТ-директора версии 1.0 уже прижаты к ногтю и начинают вымирать как класс. Вот только новый термин с цифрами 2.0 может означать как все сразу, так и ничего нового. Если на одном конце спектра вам видится супергерой, спасающий организацию от неминуемой гибели, то на другом вполне может оказаться знаток последнего поколения технологического инструментария, известного под названием Web 2.0.
Впрочем, концепция Web 2.0 не менее аморфна, чем CIO 2.0. В нее, как правило, включают новшества Интернета наподобие блогов, вики, социальных сетей и тому подобного, помогающие простым пользователям создавать информацию и делиться ею с окружающим миром. А сейчас все чаще говорят о том, что на новые рельсы пора переводить и предприятия. Даже название придумали: “Предприятие 2.0”.
Но давайте отвлечемся от громких слов и зададимся фундаментальными вопросами. Что нужно знать для выживания и процветания в экономике знаний? Компьютеры, на которые тратится так много денег, обычно информируют лишь о том, что творится в пределах ваших четырех стен, как это было и полвека назад с бухгалтерскими данными. За последние десятилетия компании лишь дополняли такую информацию новыми концепциями наподобие функционального бухгалтерского учета и экономической добавленной стоимости.
Однако сегодня внутри этих самых стен происходят воистину судьбоносные события. Именно здесь кроются и перспективы, и угрозы. А в нашем взаимосвязанном мире и те и другие могут проявиться в любой точке земного шара. Более того, они порой внезапно возникают там, где их никто не ожидает, не говоря уж о том, чтобы всё это учитывать при выработке решений. А ведь некоторые из них чреваты даже изменениями правил игры. Причём как во благо, так и во вред.
Чтобы справиться с этим, вам конечно же нужна информация, но уже другого рода. Вот что пишет по этому поводу отец модернистского управления Питер Дракер: “Чтобы вырабатывать стратегию, необходима систематизированная информация об окружении. Стратегия должна базироваться на данных о рынке, о потребителях и непотребителях, о развитии технологии в своей и в смежных отраслях, о мировых финансах и изменчивом мире экономики. Именно отсюда и рождаются результаты. Но замыкаясь внутри организации, все это остается лишь затратами, поскольку единственным источником прибыли для вас по-прежнему являются оплаченные потребителем счета”.
А у вас есть такая информация? И где вы ее черпаете? Из интернет-сайтов? На конференциях? В ходе служебных совещаний?
Вот тут-то и настает время задуматься о Web 2.0. Молодые сотрудники скорее всего уже пользуются этим новым инструментарием и готовы привнести его в ваши четыре стены. Точно так же, как пару десятилетий назад они приносили на работу собственные мобильные ПК. А ведь это новое поколение связано со своими коллегами из других организаций — и лояльно им — не меньше, чем с вами. Им известно много такого, о чем вы просто не догадываетесь. Они, скажем, отлично знают, кто, сколько и за что готов платить. Само их поведение во многом определяется тем, что происходит за вашими четырьмя стенами.
А вы даете им хоть какой-то стимул для использования такой информации во благо своей компании? Может, вы прокладываете каналы, по которым эта информация течет туда, где она больше всего нужна? И вас это не пугает? Или вы просто накладываете запрет лишь потому, что ”это не наш метод”? А может, помогаете молодым сотрудникам понять, что нужно вашей организации, и вознаграждаете их за ответную помощь? И какую роль играют в этом ИТ-системы и технические специалисты?
Когда же речь заходит о внешней информации, вопросы выглядят несколько по-другому. Что мне нужно знать? Кто это знает? Где находятся такие знатоки? Как с ними связаться? Как наладить непрерывный поток внешних знаний в реальном времени? Вполне возможно, что здесь-то вам и сослужит хорошую службу технология, подключение к сетям знаний. Именно она свяжет вас с партнерами, клиентами, университетами — короче, со всем миром.
Но кто возглавит такой процесс? Ваш главный “информатизатор”? Он, конечно, такую задачу поймет, но едва ли сможет решить без взаимодействия со старшим руководством, поскольку подобная деятельность обязательно скажется во всех уголках организации.
Кризис самоопределения? Сегодня такой термин смело можно отнести не только к отдельным личностям, но и к целым организациям, даже отраслям. А чтобы понять и сгладить его, нужно в первую очередь признать, что это явление уходит корнями в кризис информационный. Руководство далеко не всегда понимает, что в сферу ответственности ИТ-директора входят информационные технологии, а отнюдь не информация, -- в этом и состоит основная проблема.
Фейзал Хок является председателем совета директоров и исполнительным директором корпорации BTM, которая специализируется на развитии бизнес-моделей и повышении финансовых показателей за счет конвергенции бизнеса и технологий на базе своих уникальных разработок и интеллектуальной собственности.