Baseline бросает взгляд на отдельные области, где ощущается нехватка специалистов в сфере ИТ
Вопрос о том, существует ли в США серьезный дефицит ИТ-специалистов, спорный и сложный. Нет конца дискуссиям и дебатам насчет виз Н1-В, нежелания молодежи идти в информационные технологии, жалоб кадровиков на невозможность заполнить должности в этой области.
Почти каждый четвертый ИТ-директор, опрошенный компанией Robert Half International в ходе недавнего исследования, считает самой сложной кадровой проблемой поиск профессионалов по информационным технологиям. Дело дошло до того, что даже руководители крупнейших компаний, включая Билла Гейтса из Microsoft, требуют от американского правительства увеличить квоту на визы Н1-В, чтобы заполнить образовавшуюся брешь.
Но кадровика, который ищет кандидата со специфическими качествами, в общем-то мало волнует вопрос, много или мало на рынке труда технических трутней. Главное для него в другом: удастся ли подобрать подходящего сотрудника на открывшуюся вакансию? Многие рекрутеры и члены отраслевых ассоциаций прекрасно знают: обилие заявок от желающих поступить на работу вовсе не означает, что среди них найдется тот, кто отвечает предъявляемым требованиям и сможет успешно работать в команде.
“В беседах с руководителями самых разных организаций, с членами нашей ассоциации и представителями других компаний, которым нужны ИТ-специалисты, постоянно слышишь сетования на то, как трудно сегодня найти сотрудника требуемой квалификации”, — рассказывает Стивен Островский, директор по корпоративным связям отраслевой ассоциации компьютерных технологий CompTIA, который часто проводит опросы такого рода. При этом его нисколько не удивляет, что ИТ-специалистам обычно недостает как раз нетехнической подготовки.
“Больше всего не хватает талантливых ИТ-управленцев, — считает и глава рекрутинговой компании Martineau Recruiting Technology Ден Мартино. — А дело в том, что лучшие специалисты такого профиля стараются держаться подальше от менеджемента”.
Островский полностью согласен со своим коллегой. По его мнению, самая большая брешь на рынке ИТ-профессионалов зияет в области, касающейся управления, поддержания связей и понимания бизнес-процессов. “Мы постоянно видим и слышим, что компаниям уже недостаточно одной лишь технической квалификации, — поясняет он. — Сегодня нужны люди, у которых отличное знание техники дополняется превосходным пониманием того, как она сочетается с бизнесом и вплетается в деловую активность всей организации”. В нынешние нелегкие времена, уверен Островский, многие компании всеми силами пытаются выжать из своей ИТ-инфраструктуры все, что она только способна дать.
Ден Мартино придерживается такого же мнения. “Спросом пользуются сотрудники, способные подсказать, как добиться максимальной отдачи от того, что уже имеется в фирме, — говорит он. — Нужно, чтобы наличные ресурсы либо повышали производительность труда, либо снижали издержки. А если сотрудник не понимает, как вписывать технологию в общую схему бизнеса, то особой ценности на ИТ-должности он не представляет. А вот талантливые специалисты по информационным технологиям, хорошо знающие и понимающие деловую сторону, активно участвующие в бизнесе, будут востребованы всегда. Работая на бизнес, вы просто обязаны разбираться в перспективах применения технологии для достижения деловых целей”.
Главную проблему Мартино видит в том, что многие ИТ-специалисты до сих пор не смогли перестроить свою карьерную стратегию так, чтобы она соответствовала запросам работодателей. Вот что он говорит по этому поводу: “С самого начала 90-х годов мы постоянно слышали, что ни в коем случае нельзя терять технические навыки, без которых ИТ-специалист становится живым трупом. Но все более активный вывод работы за рубеж, развитие аутсорсинга заставили изменить такую концепцию. Теперь ни в коем случае нельзя терять навыки управления — именно без них сегодня не выжить ИТ-профессионалу ”.
Квалификация квалификации рознь
Несмотря на все разговоры о том, что кандидатам-технарям необходимо осваивать бизнес, все же остается несколько технических направлений, где рекрутеры и ИТ-директора отмечают явную нехватку кадров. Прежде всего это касается специалистов по безопасности систем, спрос на которых сейчас намного превосходит предложение. В ходе недавнего исследования CompTIA квалификацию в данной области включило в число приоритетных 74% из 3,5 тыс. опрошенных ИТ-профессионалов и работодателей, но только 57% тех же самых респондентов признало своих сотрудников достаточно грамотными в этой области. Такая 17-процентная брешь между ожиданиями и реальностью оказалась самой серьезной среди всех десяти категорий, охваченных в ходе опроса, включая квалификацию в гуманитарной, сетевой и Web-технологической областях.
“Именно безопасность занимает умы и возглавляет списки требований всех, с кем мы беседовали, независимо от географии, индустрии и размера компании, — констатирует Островский. — О безопасности сегодня думают буквально все, и правильно делают. Во-первых, о ней сегодня говорится как никогда много, а во-вторых, любой взлом системы защиты грозит стать для бизнеса настоящей катастрофой”. Но как долго может продолжаться этот дисбаланс? Об этом пока трудно сказать.
Мартино, к примеру, считает, что за последнюю пару лет потребность в специалистах подобного профиля стала уже не такой острой благодаря лучшей информированности и подготовке персонала. “Сегодняшнее положение не идет ни в какое сравнение с тем, что было года два-три назад, когда все и каждый рвались к заветному диплому CISSP [Certified Information Systems Security Professional, сертифицированный специалист по безопасности информационных систем], — считает он. — Сейчас такого ажиотажа уже нет”.
Труднее всего Мартино как рекрутеру находить достойных кандидатов на должности старших разработчиков с хорошим знанием Java 2 Platform, Enterprise Edition (J2EE) и приложений Web 2.0. С теми же проблемами сталкивается и охотница за талантами Джанет Миллер из рекрутинговой компании Computer Management. “Сейчас очень много сетевиков, а вот разработчиков-программистов нужной квалификации явно недостаточно”, — делится она своими наблюдениями. По ее оценке самым большим спросом пользуются знатоки СОА и .Net, тогда как программисты на языке Cobalt не могут найти работу. Серьезные проблемы, по ее наблюдениям, испытывают даже разработчики на С++.
И все же Мартино уверен: квалификация разработчика, каким бы горячим ни был на нее спрос, должна обязательно дополняться опытом руководящей работы или доподготовкой в области менеджмента. “К нам поступает много запросов на разработчиков на Java/J2EE, но в последние годы клиенты требуют, чтобы даже у них были навыки управления, — поясняет он. — А таких специалистов днем с огнем не сыщешь, поэтому за подобные варианты я стараюсь не браться”.
Для самих же технарей основные проблемы и перспективы напрямую связаны с быстрым изменением технологии, в результате которого постоянно формируется спрос на новые квалификации. Вот только нужно заранее предугадать, что потребуется завтра, и подготовить нужных специалистов до того, как начнет ощущаться их нехватка. По прогнозам CompTIA, скажем, в ближайшее время следует ожидать повышенного спроса на специалистов по беспроводным сетям. “В не столь уж отдаленном будущем хорошие перспективы могут ожидать тех, кто получил достаточную подготовку или навыки беспроводных вычислений и связи, — считает Островский. — Через пяток лет эти специалисты понадобятся всем, ведь нужно будет совершенствовать мобильные вычислительные системы, где без них не обойтись”.
Откуда взялась брешь?
Многие ветераны отрасли ИТ наверняка скажут, что работодателям трудно найти нужных специалистов на вакантную должность лишь из-за того, что они ожидают от потенциальных кандидатов слишком многого, причем за явно недостаточное вознаграждение. “На все сто процентов уверен в том, что работодателям недостает реализма, — говорит Миллер. — Им нужно чересчур много. Порой от кандидата требуют опыта программирования на Visual Basic, .NET, XML и Java, четырехлетней подготовки, сертификатов, да еще и хотят при этом, чтобы у него был непрерывный стаж на одном месте, а не работа по договору шесть месяцев в одном месте, четыре — в другом...”
И очень трудно объяснить работодателю, что добавляя в список своих требований еще один пункт, он сразу сужает себе выбор. По ее словам, порой можно слышать нечто вроде: “Кто здесь имеет степень магистра, обладает таким-то и таким-то опытом, получил такие-то сертификаты и при этом готов работать за такую-то зарплату?” Когда с просьбой подобрать подобного специалиста обращаются в ее фирму, Миллер сразу предупреждает: чтобы заполучить такой талант, в первую очередь нужно всё хорошенько продумать. Слишком уж мало столь многопрофильных специалистов.
А вот Островский причину разрыва между ожидаемым и действительным видит в другом. Виновными здесь он считает работодателей, которые не хотят обучать своих сотрудников. Зачастую, по его мнению, гораздо лучше принять на работу человека без особого опыта и обучить его нужному ремеслу прямо на рабочем месте либо оплатить его подготовку на курсах. “Компании нередко выдвигают бородатый аргумент: мы, мол, подготовим такого сотрудника, а он возьмет и уйдет к конкуренту или на другую работу, — делится своими размышлениями Островский. — Но ведь мы говорим о профессионалах, а для них, если не считать вознаграждения за труды, важнейшим является возможность совершенствования, приобретения новых знаний, освоения новых технологий. Мало кто из них готов покинуть корабль при первой же возможности”.
Поэтому CompTIA настоятельно рекомендует работодателям не скупиться на текущую подготовку своих сотрудников и всячески развивать их в нужном направлении. “С точки зрения перспективы гораздо экономичнее потратиться на обучение сотрудника, направить кого-нибудь в учебный лагерь или на курсы в колледж, чем каждые полгода искать нового специалиста, — рекомендует Островский. — Кроме того, если я собираюсь использовать в своей сети новую технологию, но не учу людей, как с ней справляться, то сам собой напрашивается вопрос: чего ради я выкладываю деньги? Если сотрудникам придется самим ломать голову над тем, что куплено, то не стоит и тратиться. Никакого выигрыша это не даст”.