В мае в Москве в рамках 20-й международной выставки “Связь-Экспокомм-2008” прошел Международный форум по интеллектуальным транспортным системам (“ИТС-Форум”), организаторами которого выступили компания “Профессиональные конференции” совместно с ЦВК “Экспоцентр”. На нем были обозначены основные проблемы и тенденции развития систем интеллектуальной автоматизации на транспорте. К этим проблемам был проявлен значительный интерес со стороны представителей самых разных государственных муниципальных и коммерческих структур, предлагались возможные способы их решения, в том числе с учетом зарубежного опыта.
Так, рассматривались правовые аспекты создания и использования интеллектуальных транспортных систем (Intelligent Transportation Systems; ИТС); автоматизированные системы управления транспортом и оплаты за проезд по платным магистралям; системы повышения безопасности участников дорожного движения; навигационное обеспечение (оборудование, карты, движки, контент); сервис ИТС для корпоративных и индивидуальных клиентов и другие вопросы. Особое внимание на конференции было уделено возможностям развития отечественных спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС и их использованию при создании и внедрении ИТС. Начальник МНИЦ РНИИ КП Владимир Гвоздев в своем докладе (подготовленном совместно с ассоциацией “ГЛОНАСС/ГНСС” и компанией “М2М телематика”) обозначил направления развития отечественных спутниковых технологий с учетом развития ИТС.
Бизнес делает ставку на ИТС
Мероприятие показало, что в коммерческом плане ИТС и их компоненты развиваются весьма активно. В первую очередь здесь ориентация идет на автопарки, в том числе и муниципальные, на организацию и оптимизацию использования в них транспортных средств. На форуме, в частности, отмечалось, что российские предприятия налаживают выпуск оборудования, поддерживающего отечественную систему глобального позиционирования ГЛОНАСС. Так, фирма “М2М телематика” провела испытания абонентского ГЛОНАСС/GPRS-терминала M2M-Cyber GLX, который обеспечивает быстрый поиск спутников в сложных условиях передвижения по горным дорогам, в том числе при прохождении транспортными средствами протяженных тоннелей, и дает высокую точность определения координат.
Были представлены оригинальные проекты по системам диспетчеризации и управления движением транспортных средств. Так, фирма “Русские навигационные технологии” познакомила слушателей с системой мониторинга пассажирского транспорта (и других подвижных объектов) “АвтоТрекер”; компания “М2М телематика” — с автоматизированными системами управления перевозками M2M-CityBus и спутникового мониторинга транспортных средств и грузов BusinessNavigator. А фирма “Ай Ти Ви групп” представила свою платформу “Авто-Интеллект”, которая включает систему распознавания автомобильных номеров на дистанции до 20 м и позволяет вести видеоконтроль транспортных потоков, определяя уровень загруженности магистралей.
Генеральный директор фирмы МИТ Андрей Сабайдаш сообщил об уже действующем в Санкт-Петербурге проекте “Информация о дорожной ситуации в режиме реального времени”, имеющем социальную направленность. Каждый водитель транспортного средства, у которого есть на борту спутниковый навигатор, может бесплатно получить сведения о дорожной ситуации в городе и выбрать оптимальный маршрут, но в обмен на данные (предоставляемые анонимно) о своих координатах на текущий момент. Собранная таким образом информация и позволяет централизованно оценить реальную дорожную обстановку в городе и сообщить автомобилистам о наименее загруженных маршрутах. Ежедневно этим сервисом, по его словам, пользуются примерно 3 тыс. человек, экономя таким образом (по их данным) до 15% на топливе.
С оригинальной системой автоматизированного разбора ДТП, базирующейся на инерциально-спутниковом измерителе параметров движения транспортного средства, участников форума познакомил руководитель отдела разработки ПО фирмы “ТеКнол” Иван Якушев. Такая система позволяет воспроизводить дорожную обстановку в ретроспективе и, по его словам, заинтересует как водителей, так и страховщиков.
Директор по развитию бизнеса отечественной фирмы SPIRIT Telecom Константин Авраменко представил решения (на основе программных разработок фирмы) в области спутниковой навигации для повышения безопасности дорожного движения. Он сообщил, что лицензии на программные продукты SPIRIT охотно покупают зарубежные компании, а вот в нашей стране они пока, к сожалению, не востребованы в полной мере.
А государство остается в стороне?
Получают распространение в ряде регионов и муниципальные ИТС (управление и мониторинг транспортных средств, управление пассажирским транспортом и т. д.), финансируемые из местных бюджетов. Однако в большинстве случаев их внедрение идет как бы с чистого листа, без использования накопленного опыта. Есть примеры, когда в некоторых российских городах (Нижний Новгород, Брянск и др.) часть городского общественного транспорта оснащена навигационными системами (или приемниками сотовой связи), позволяющими использовать системы диспетчеризации.
Вместе с тем одной из принципиальных и не решаемых до сих пор проблем в создаваемых городских системах управления движением транспортных средств является, по мнению заместителя генерального директора Научно-исследовательского и проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры (НИПИ ТРТИ) Елены Ноговой, отсутствие какой-либо сертификации таких продуктов, в том числе с точки зрения безопасности. Такое положение дел может приводить к непредсказуемым последствиям. “Я была шокирована, — сказала она, — узнав, что, например, из Мюнхена можно отключить все светофоры на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, причем даже во время проезда правительственного кортежа”.
Так или иначе, в масштабах страны созданию ИТС не уделяется должного внимания. Меры, предлагаемые и реализуемые городскими властями (в том числе и московскими) для решения транспортных проблем, как известно, состоят в модернизации транспортной инфраструктуры, строительстве новых транспортных коммуникаций, административных запретах и т. п. Однако аналитики утверждают, что все это связано с огромными инвестициями и временными затратами на проведение работ и не может кардинально решить проблему, поскольку, к примеру, без надлежащего управления транспортными потоками неизбежно скопление автотранспорта на любой ключевой магистрали.
Роль управления движением, его мониторинга постоянно растет. Особенно остро необходимость в таких средствах ощущается в мегаполисах, прежде всего в Москве, являющейся крупнейшим в стране транспортным узлом. И здесь, как можно было услышать на форуме, должны быть задействованы ИТС на федеральном уровне. Однако сегодня такие системы находятся вне поля зрения федеральных ведомств, в том числе Минтранса.
Елена Ногова убеждена, что в нашей стране необходима государственная целевая программа развития ИТС до 2020 г., реализация которой уже в ближайшей перспективе позволила бы оптимизировать основные транспортные потоки в столицах и региональных центрах, решить остро стоящую проблему с организацией работы пассажирского транспорта. Эта программа должна предусматривать унификацию используемых средств и решений, что в масштабах страны даст возможность сэкономить средства и ускорить внедрение ИТС. Централизованный подход к управлению транспортными потоками более эффективен, так как позволит значительно снизить напряженность на городских магистралях, причем с минимальными затратами по сравнению с инвестициями на модернизацию транспортной инфраструктуры мегаполисов. При этом, как показывают неудачные, на ее взгляд, примеры внедрения зарубежных ИТС без учета российской специфики (скажем, в Санкт-Петербурге в 2000 г.), задачу разгрузки городских транспортных артерий невозможно решить на основе импортных систем, к тому же наши заказчики останавливают свой выбор на далеко не лучших зарубежных системах, а на вполне сопоставимых по своим характеристикам с имеющимися отечественными образцами. По ее словам, на сегодняшний день российские специалисты располагают необходимой квалификацией и знаниями и вполне способны разрабатывать соответствующие технологии и ИТС, в том числе с применением импортных компонентов. Однако для этого необходимы два условия: заинтересованность городских властей и бюджетное финансирование. Причем иные руководители не всегда поддерживают идею внедрения подобных систем, ведь благодаря им создается прозрачное информационное поле, на котором затруднительно скрывать собственные промахи. В то же время городские ИТС имеют социальную направленность, и бизнес не будет принимать участие в их создании, внедрении и поддержке, поскольку изначально известно, что эти инвестиции не окупятся. Между тем бюджетных средств, выделяемых на такого рода проекты, явно недостаточно. В частности, в сочинском олимпийском проекте, сообщила г-жа Ногова, прямого финансирования этой важной составляющей сметой не предусмотрено, и на создание ИТС выделено примерно в четыре раза меньше средств, чем необходимо.
Елена Ногова считает, что отсутствие финансирования вкупе с низкими зарплатами специалистов в области ИТС приведут к тому, что “… в скором времени нам придется довольствоваться исключительно зарубежными продуктами, которые, как уже показал опыт их внедрения, не решают всех транспортных проблем с учетом российской специфики”.
А вот директор по зарубежным связям фирмы Altea Александр Вайс (Alexander Weiss) уверен в обратном: “России в разработке городских ИТС следует использовать богатый зарубежный опыт, а не изобретать велосипед”. При этом работы, на его взгляд, должны координироваться международным консорциумом по проекту SIMBA, который при финансовой поддержке Европейской комиссии в течение двух последних лет (2006—2007 гг.), оказывал содействие Китаю и другим развивающимся странам в успешной реализации проектов ИТС, давая рекомендации и предоставляя зарекомендовавшие себя технологии в этой сфере. В нынешнем году планируется запустить второй этап проекта SIMBA2, к которому, как ожидается, в сентябре должна присоединиться и Россия.
Что касается финансирования городских проектов ИТС, то, по словам г-на Вайса, такие системы должны строиться по двухуровневому принципу. На первом уровне предусматриваются сервисы, необходимые для разгрузки транспортных магистралей, оптимальной и безопасной организации движения, в том числе пассажирского транспорта, и имеющие социальную значимость, что предполагает бюджетное финансирование. Он подчеркнул, что именно так принято во всех странах. А сервисы второго уровня, полагает Александр Вайс, должны обеспечивать дополнительные услуги на коммерческой основе, связанные, например, с предоставлением различной дополнительной информации, оказанием технической помощи в дороге, в том числе при ДТП, и т. п., и в их формировании должен уже принимать участие бизнес.
Вместо заключения
Форум продемонстрировал, что работы по внедрению ИТС, обеспечивающих управление транспортными средствами и их мониторинг, в нашей стране получают все большее развитие, однако глобальные городские транспортные проблемы в стране, в первую очередь в двух столичных мегаполисах, остаются нерешенными. Транспортное движение во многих городах становится все более затруднительным из-за возрастающего потока автомобилей, поскольку основные магистрали в часы пик оказываются заблокированными (постоянно возрастающие пробки и многочисленные дорожные инциденты).
Эксперты такое положение объясняют тем, что здесь главным образом решаются частные задачи, обусловленные корпоративными коммерческими интересами компаний, а государство на федеральном уровне от участия в решении этой важной работе устранилось.