Если год назад, находясь в Москве, президент компании Acer Джанфранко Лянчи лишь подтвердил готовность к дальнейшему расширению бизнеса через приобретение других участников рынка ПК, то во время нынешнего визита, состоявшегося в конце мая, он уже подвел определенный итог: “2007 год был очень важным для нас, поскольку мы практически завершили наши приобретения и стали мультибрендовой компанией”. Действительно, уже с IV квартала минувшего года в финансовую отчетность компании были включены результаты деятельности приобретенной ею Gateway, а с I квартала нынешнего — и Packard Bell. К III кварталу 2008-го планируется завершить интеграцию в состав Acer хорошо известной на рынке мобильных устройств тайваньской фирмы E-Ten. Как заявил г-н Лянчи, эти приобретения прямо обозначают те направления, в которых компания намерена развиваться в ближайшие годы.
Прямой эффект от уже завершенных сделок вполне очевиден: по данным Gartner, в 2007 г. Acer решила поставленную несколько лет назад задачу по выходу на третью позицию в мировом рейтинге производителей ПК, а в I квартале нынешнего увеличила отрыв от вытесненной на третью позицию Lenovо, доведя свою долю на рынке ПК почти до 10%, а заодно став вторым по величине игроком в сегменте ноутбуков. Этому способствовало сохранение высоких темпов роста оборота компании, которые, согласно представленным г-ном Лянчи данным, в каждом из четырех последних кварталов на 36—40% превышали показатели аналогичных кварталов предыдущего года. В результате объем продаж продукции под собственным брендом (её доля в бизнесе компании сейчас составляет 94%) в I квартале 2008-го достиг 3,9 млрд. долл.
Другой безусловно важный для компании эффект — заметное усиление позиций Acer на рынке США (3-е место), в результате чего 30% от общего оборота компании в I квартале нынешнего года пришлось именно на этот рынок. Более того, бизнес в США стал приносить Acer прибыль (уровень операционной прибыли в последнем отчетном квартале составил здесь чуть более 1%). “После трех лет инвестиций в американский рынок мы начали получать отдачу”, — констатировал г-н Лянчи.
Вместе с тем, по его словам, компания должна продолжать расти, чтобы оставаться прибыльной (сохранение рентабельности — по-прежнему одна из главных проблем для производителей компьютерных систем), и в этом смысле наиболее перспективными для Acer остаются регионы EMEA (в основном за счет развивающихся рынков стран Восточной Европы и Африки) и Азии, где к тому же и уровень ее операционной прибыли сегодня близок к 4%. Кстати, и по объемам рынка ПК каждый их этих двух регионов превосходит панамериканский. Объективные рыночные тенденции, выражающиеся в том, что сегмент десктопов почти не растет, тогда как в сегменте ноутбуков прогнозируется ежегодный рост поставок в ближайшие два-три года на 25—30% (в штучном выражении), определяют и сохранение фокусировки компании именно на ноутбуках, причем в наиболее перспективных для развития сегментах — потребительском и СМБ, на которых Acer концентрировалась и ранее.
С приобретением E-Ten компания фактически вновь активизируется на рынке карманных устройств, и это направление рассматривается как еще один фактор роста. “У нас большой опыт в области разработки ПК, но в ультрамобильных устройствах нам придется совмещать компьютерные технологии с телефонными, — пояснил г-н Лянчи. — Именно поэтому мы приобрели компанию E-Ten. Ультрамобильные устройства станут нашим третьим столпом на протяжении следующих трех — пяти лет”. В прошлом году, по данным аналитиков, в мире было продано порядка 140 млн. таких устройств (что сопоставимо с объемом поставок ноутбуков), а к 2011 г. объем рынка достигнет 300 млн. единиц. Интересно, что спрос на такие устройства сегодня наиболее высок в Азии и Западной Европе, а рынок США по объему уступает Японии. Так что региональные приоритеты для Acer в этом сегменте сохраняются.
В том, что компания стала мультибрендовой, ее руководство также видит дополнительные возможности для роста. ПК переходят в разряд продуктов массового спроса, а потому, считают в Acer, невозможно охватить все категории пользователей одним брендом. “Персонификация бренда является основным направлением развития бизнеса в будущем, — заявил г-н Лянчи. — К этому мы готовимся уже на протяжении трех-четырех месяцев вместе с рядом консалтинговых компаний”.
В результате этой работы на сегодняшний день в Acer выделены четыре основные категории пользователей. Первую составляют люди, ориентирующиеся на наиболее современные технологии и, соответственно, придающие особое значение бренду; вторую — те, кто следит за рыночными тенденциями и следует им; в третью входят пользователи, для которых важны не столько технологии, сколько принадлежность продукта к престижному бренду и его стиль; к четвертой группе отнесены те, что отдают приоритет простоте и дешевизне продукта. На основе такой сегментации покупателей, судя по словам г-на Лянчи, в дальнейшем и будет базироваться позиционирование принадлежащих Acer брендов: бренд Acer охватит первый и второй сегменты, Gateway и Packard Bell — третий, а eMachines (этот бренд Acer обрела вместе с Gateway) — четвертый. Территориально эти бренды будут представлены следующим образом: на американском рынке и в Азии — Acer, Gateway, eMachines; в Европе и Африке — Acer, Packard Bell и eMachines.
По словам Глеба Мишина, возглавляющего представительство Acer в СНГ, продукты под брендом eMachines появятся и на российском рынке. А значит, покупателям наиболее массового сегмента отечественного рынка ПК будут предложены дополнительные возможности для выбора. Вместе с тем, как заявил г-н Мишин, компания усиливает позиции и в сегменте ноутбуков ценой свыше 1500 долл., где сегодня лидирует Sony. Продемонстрировав в I квартале нынешнего года рост продаж ПК на 72,4% (в штучном выражении) по сравнению аналогичным периодом прошлого года (данные Dataquest), Acer уверенно занимает 1-е место на российском рынке ПК, который вырос на 26,1%. Хотя в приоритетном для компании сегменте ноутбуков ее доля чуть уменьшилась (рост продаж ноутбуков Acer составил 63,1%, а сегмент вырос на 70,6%), она, по сведениям той же Dataquest, все равно находится на отметке порядка 27,5%, тогда как у ближайшего конкурента — Asustek — около 22,5%. “На сегодняшний день мы являемся самой быстрорастущей компанией на рынке ПК в России, и наши темпы роста не особенно замедляются”, — констатировал г-н Мишин.
Уже в нынешнем году компания рассчитывает выйти в нашей стране на первые позиции по продажам ЖК-мониторов и настольных ПК, а суммарный оборот в России и Казахстане довести до 1,5 млрд. долл. В число приоритетных задач также входит дальнейшее совершенствование сервисной сети компании, хотя, по словам главы ее представительства в СНГ, процент отказов оборудования Acer, поставленного на территорию РФ за последние три года, не превышает 0,3%, и в этой сфере уже достигнуты серьезные успехи. Так, в настоящее время в подавляющем числе случаев (порядка 80%) ремонт укладывается в 10-дневный срок. Этому способствовало создание буферного склада запасных частей, а также передача задач по их завозу в страну в специализированную логистическую структуру “ИнтерРадиоПрибор”. В результате срок таможенной очистки компонентов, предназначенных для сервисных центров, сокращен до семи дней, тогда как ранее иногда достигал сорока. Конечная же цель программы по развитию сервиса Acer в России, по словам Глеба Мишина, заключается в том, чтобы обеспечить российским покупателям такой же уровень обслуживания, который сегодня реализован на Тайване, где срок гарантийного ремонта составляет не более 59 мин с момента обращения клиента в сервисный пункт. Правда, возможные сроки решения столь амбициозной задачи пока не названы.