В середине мая в Москве прошел очередной технологический форум IBM “Будущее — за инновациями”. На нем обсуждались вопросы, связанные с построением ИТ-инфраструктуры предприятий и ролью информационных технологий в развитии бизнеса. Сделанные в ходе форума специалистами IBM доклады были посвящены различным аспектам обеспечения непрерывности бизнеса, безопасности и оптимизации ИТ-инфраструктуры, управления данными и информацией, повышения эффективности взаимодействия коллективной работы, достижения необходимого качества прикладного программного обеспечения.
В центре внимания оказалась сервисно-ориентированная архитектура (service-oriented architecture, SOA), на основе которой IBM развивает свою открытую интеграционную платформу. Как известно, SOA — это подход к разработке ПО, в основе которого лежат принципы многократного использования отдельных программных модулей (при отсутствии дублирования их функциональности) и унификации типовых бизнес-процессов. Технологии SOA хорошо зарекомендовали себя при создании сложных программных приложений корпоративного уровня.
Однако достоинства SOA заключаются не просто в интеграционных возможностях данной концепции, а в том, что она увеличивает гибкость интеграции приложений и адаптации ИТ-инфраструктуры в условиях быстро изменяющейся бизнес-среды.
Компания IBM одной из первых занялась реализацией концепции SOA и в настоящий момент стала лидером соответствующего сегмента мирового ИТ-рынка: на конец 2007 г. ей принадлежало, по информации аналитической фирмы WinterGreen Research, 64% глобального рынка решений на базе SOA (его объем сейчас оценивается в 160 млрд. долл.), причем этот показатель на 11% превышает долю компании на соответствующем рынке по итогам 2006-го.
Как свидетельствует IBM, она развернула сервисно-ориентированные архитектуры в 6550 организациях различных стран мира, а годовой прирост количества реализованных SOA-проектов достиг 40%. Доходы компании от продаж платформы WebSphere — ее флагманского продукта в сегменте SOA — стабильно растут (в том числе поквартально) в течение последних 3,5 лет. В частности, по итогам 2007-го финансового года доходы от продажи WebSphere увеличились по сравнению с предшествующим отчетным годом на 19%. Фирменный SOA-каталог насчитывает свыше 6600 сервисов, причем более 70% из них предоставлены партнерами IBM (на данный момент по направлению SOA с компанией сотрудничает более пяти тысяч партнеров; за последний год этот показатель вырос почти на 40%).
В ряду последних разработок IBM в области SOA — услуга Infrastructure Architecture Healthcheck for SOA (позволяет оценить готовность корпоративной инфраструктуры к запуску проекта внедрения SOA или расширению существующей SOA-среды); решение SOA Architecture Decision Accelerator (предлагает инструментарий Web 2.0 и модели принятия решений для ускорения процессов планирования SOA-проектов); сервис Infrastructure Events Management and Monitoring (информирует о состоянии ИТ-инфраструктуры и возможном оперативном решении возникающих проблем); решение Automated Testing Facility for SOA (позволяет автоматизировать подготовку тестирования оборудования и проверки новых сервисов); расширенный фирменный пакет услуг SOA Integration Services (для поддержки целостности процесса внедрения SOA). Одна из недавних инициатив компании — создание на базе технологии IBM Lotus Connections социальной сети Smart SOA, объединяющей усилия представителей бизнеса, ИТ-отрасли, научных и образовательных учреждений. Цель создания сети — содействие обмену идеями и накоплению опыта по реализации SOA-проектов и использованию SOA-решений в различных сегментах экономики.
Сколько стоит SOA?
По информации аналитической фирмы AMR Research, в прошлом году расходы компаний на внедрение ПО и сервисов на базе концепии SOA составили в среднем (в расчете на каждую) 1,4 млн. долл. Вложить столь немалую сумму за внедрение SOA их подтолкнули необходимость быстрой адаптации к новым бизнес-задачам и возможность снизить затраты на ИТ-инфраструктуру.
Российским предприятиям, наметившим внедрить у себя SOA, может, например, оказаться полезным опыт “Аэрофлота”. Фактически российский авиаперевозчик начал развертывать элементы SOA еще в 2004 г. Правда, как признался заместитель генерального директора и директор департамента информационных технологий ОАО “Аэрофлот” Сергей Кирюшин, они тогда не подозревали, что начали внедрять у себя именно сервисно-ориентированную архитектуру: речь шла просто об интеграции различных приложений на основе платформы WebSphere. По словам г-на Кирюшина, на сегодня в авиакомпании есть несколько подсистем, подключенных к сервисной шине (интеграционной платформе SOA), а корпоративная система интеграции приложений в конце прошлого года переведена (с помощью специалистов интеграторской компании BCC) на отказоустойчивую аппаратную платформу.
Представитель "Аэрофлота" отметил и проблемные стороны внедрения SOA. В частности, по его мнению, появление центрального звена в ИТ-инфраструктуре, через которое осуществляется все управление ею, создает для нее дополнительные риски, поскольку отказ (по какой-либо причине) этого центрального звена приводит к остановке работы всего предприятия в целом, а не его отдельных подразделений (как это было в случае использования различными службами предприятия разрозненных ИТ-систем). К числу существенных недостатков SOA на нынешнем этапе развития концепции можно отнести высокую стоимость владения (связанную, в частности, с необходимостью привлекать высококвалифицированных специалистов), а также отсутствие полностью стандартизированной сервисной архитектуры, что не позволяет гладко стыковать SOA-решения различных вендоров. В случае “Аэрофлота” речь, например, идет об интеграции решений IBM с развертываемой в авиакомпании ERP-системой SAP.
Опыт этого авиаперевозчика по внедрению SOA может оказаться полезным не только для отечественных предприятий. С просьбой познакомить с ним в российский офис IBM до сих пор обращаются потенциальные заказчики из США и других стран. “Проект с “Аэрофлотом” — стал одним из первых проектов не только в нашей стране, но и вообще в мире”, — сказал директор по продажам программного обеспечения “IBM Восточная Европа/Азия” Леонид Алтухов. В целом, по его словам, становление рынка SOA в России началось с некоторой (правда, очень небольшой) задержкой по отношению к развитым в технологическом плане странам, но бывает и так, что российские компании оказываются на этом направлении “впереди планеты всей”.
Как отметил г-н Алтухов, на данный момент можно говорить о том, что число реализуемых SOA-проектов в России перевалило за сотню, а выполнять подобного рода проекты в различных отраслях способны пока лишь 15--20 коллективов. Наибольшее число SOA-проектов относится к финансовой и банковской сферам. Опыт реализации одного из таких проектов — с целью развития системы потребительского кредитования в банке “Ренессанс Капитал” — был представлен на форуме директором его департамента развития информационных систем Ярославом Медоксом и специалистами компании “Неофлекс”, выполнявшей данный проект.