Несмотря на активную рекламу операторов связи и совместных проектов между банками и провайдерами мобильной связи, различные системы мобильных бесконтактных платежей, использующие технологию NFC (Near Field Communication), станут широко распространенными на европейском рынке не ранее чем через четыре года, к 2012-му. По крайней мере именно об этом заявили недавно специалисты телекоммуникационной компании TeliaSonera — по их мнению, для начала стабильного функционирования таких сервисов необходимо достичь как минимум 20%-ного уровня распространения терминалов с поддержкой этой технологии среди абонентов.
По прогнозам аналитиков ABI Research, за 2008 г. будет продано 6,5 млн. телефонов с поддержкой NFC, что в 10 раз больше по сравнению с 2007-м, но все еще очень мало в процентном отношении от общего числа используемых мобильных устройств в мире, оцениваемого в несколько миллиардов. Специалисты Strategy Analytics считают, что такой неторопливый старт связан с медленным согласованием экосистемы нового сервиса и осторожным подходом к проектам, хотя уже виден прогресс в преодолении технических трудностей и не за горами появление стандартов бесконтактных платежей.
Отметим, что NFC может быть с успехом использована не только для оплаты услуг, но и для “распространения” электронных купонов на скидку, а также для покупки любых билетов — будь то билеты в кино или на поезд дальнего следования. Ожидается, что в 2011 г. за покупки по технологии NFC будет заплачено 36 млрд. долл.; Juniper Research также прогнозирует, что пользователи получат на мобильные телефоны электронные билеты на сумму 2,6 млрд. долл. Между тем стоит обратить внимание на то, что сегодня во всем мире установлено всего лишь 400 тыс. бесконтактных терминалов для приема платежей с мобильных устройств — это капля в море. Интересно, почему эта ситуация столь отличается от событий прошлых лет, когда торговцы устанавливали электронные терминалы (около 20 лет назад) и приставки для ввода PIN-кода, чтобы была возможность принимать оплату карточками с проводкой транзакций в режиме реального времени (10 лет назад)? Разгадка проста: продавцы в то время получали хорошие материальные стимулы. В случае с бесконтактными платежами, как показывает практика, сегодня у них таких стимулов нет.
Будет очень хорошо, если NFC в этом году воспользуются 28 млн. жителей Азиатско-Тихоокеанского региона, где такие платежи популярны, — это составит порядка 85% всех абонентов, прибегающих к таким услугам. И только 499 тыс. будут жителями Западной Европы. Для сравнения: в Северной Америке мобильными платежами будут пользоваться, как предполагается, около миллиона человек. Самый медленный рост мобильных платежей ожидается в Северной Америке и Западной Европе. Аналитики из Gartner отмечают, что это будет вызвано закоснелостью банковской системы и более трепетным отношением к безопасности. Однако развитие NFC-технологий позволит значительно ускорить этот процесс.
Напомним, что схема работы сервиса состоит в том, что специальный чип размещается в кредитной карте или в мобильном терминале (в него загружаются данные, копирующие пластиковую карту) пользователя. Списание средств производится через отдельные терминалы по радиоканалу (для этого сотовый терминал дооборудуется специальной антенной или бесконтактной картой). То есть человек, как в обычной ситуации, выбирает товар, подходит к кассе, включает функцию беспроводного платежа и, увидев на дисплее сотового телефона сумму, которую он должен заплатить, вводит код для авторизации в банковской системе. Таким образом, носить с собой кредитку уже не нужно — достаточно иметь мобильный телефон.
Проект с оплатой по NFC прохода через турникеты планировали внедрить в столичном метро. Правда, для подключения такой технологии понадобится и интеграция с широким спектром платежных систем, которые позволят внести деньги на электронный счет абонента, но этого в московской подземке не наблюдается. Вместе с этим, как и в случае с банковскими картами, метрополитену понадобятся средства для просвещения пользователей, а также потребуется содействие, к примеру, розничных сетей по продаже цифровой техники, где могли бы устанавливать NFC-антенны (правда, неясно, сколько будет стоить дооборудование мобильного телефона и кто будет за это платить), и помощь операторов мобильной связи, которые организовали бы сопряжение биллинговых решений. Но вместо конкретных планов мы слышим только бодрую риторику о будущих свершениях.