Ошарашивающей новостью прозвучало недавнее сообщение о том, что в США на рынке розничных продаж персональных компьютеров (десктопов и ноутбуков) стоимостью свыше 1000 долл. доля Apple в I кв. 2008-го составила 66%*. При этом к сентябрю 2007 г. она не превышала 57%, а в январе 2006-го — 18%. Эти данные были озвучены вице-президентом NPD Group в интервью eWeek.
Из этой информации следует несколько выводов. С одной стороны, это говорит об общей тенденции снижения цен на персональные компьютеры: средняя цена на них давно уже опустилась ниже 1000 долл. и колеблется где-то в районе 600—800 долл. С другой стороны, эти цифры прекрасно иллюстрируют тот рост прибыли, который показывает в последнее время Apple даже на фоне общего замедления американской экономики. Тогда, когда другие производители вынуждены снижать цены, чтобы выжить в усиливающейся конкурентной борьбе, Apple ухитряется продавать дорогие компьютеры, у которых и маржа выше. При этом у Apple есть только одна линейка компьютеров стоимостью ниже 1000 долл. — это MacMini. Все остальные компьютеры, включая ноутбуки, стоят дороже. Неудивительно, что журнал BusinessWeek поместил Apple на второе место в своем рейтинге наиболее экономически эффективных компаний в сфере высоких технологий. Пропустив вперед только Amazon.com, Apple оказалась в нем первой среди производителей компьютеров.
То, что экспансия Apple растет, заметно и по действиям производителей периферии и аксессуаров: они все больше внимания уделяют этой платформе. Компания Kensington выпустила драйверы под Mac OS X для своей док-станции sd200v, интересной тем, что она позволяет подключать к MacBook и MacBook Pro различные периферийные устройства (в том числе и монитор), используя всего один USB-порт, через который транслируются все необходимые данные.
Тем временем Western Digital анонсировала новую серию внешних жестких дисков, My Passport Studios, изначально отформатированных под HFS+ — файловую систему Mac OS X. В этой идее нет ничего революционного. Ничто не мешает Mac-пользователям работать с внешними дисками любых производителей, предварительно отформатировав их на своих маках или продолжая использовать FAT32 для большей совместимости. Показателен сам факт, что WD, раньше не баловавшая платформу Macintosh вниманием, решила использовать форматирование дисков, которое ей ничего не будет стоить как конкурентное преимущество.
Пока маркетологи Western Digital пытаются без особых затрат завоевывать сердца Mac-пользователей, авиакомпания Air New Zeland также решила сыграть на успехе Apple, оборудовав 18 своих авиалайнеров системой, позволяющей подключать iPod к экранам, встроенным в спинку сидений. Встроенная док-станция для iPod в автомобиле уже не новость, а вот в авиакомпаниях такое применяется, кажется, впервые.
Однако, популярность iPod начинает блекнуть на фоне его старшего брата iPhone. Судя по анонсам мобильных операторов, в ближайшее время iPhone будет легально продаваться в 42 странах (сейчас их только 6). В список попали не только европейские страны, но также Латинской Америки, Азии (Индия, Иордания) и Африки (Египет). Присутствуют даже такие “экзотические” страны, как Сальвадор и Гондурас. России в списке по-прежнему нет.
Ничего удивительного в таком расширении географии нет. Операторы разве что в очередь не выстраиваются к Apple за право продавать iPhone. И действительно, по данным Rubicon Consulting, опубликованным в New York Times, около половины пользователей iPhone в США сменила своего мобильного оператора ради этого устройства. Кроме того, расходы на мобильную связь после покупки iPhone возросли у их владельцев в среднем на 19 долл.
Популярность iPhone, похоже, дала зеленый свет массовому применению сенсорных технологий. Пока фанаты Macintosh гадают, представит ли Apple в ближайшем будущем планшетный компьютер с сенсорным дисплеем a-la iPhone, группа разработчиков во главе с неким Кристианом Муром создала целую программную среду для реализации мультитач-управления компьютером. Соответствующий проект Lux реализован на принципах Open Source. Для демонстрации возможностей среды использована Flash-технология. Хотя продукт является кроссплатформенным, эмулируемая в ролике среда напоминает что-то среднее между Max OS X и системой iPhone. Начав внедрение тачскрин-технологий в своих продуктах, Apple, возможно, открыла целый рынок. Сейчас на нем больше заметны энтузиасты, но с этого ведь всегда все начинается.
* Доля Apple на рынке розничных продаж ПК в полном ценовом диапазоне составила в I кв. 2008 г. 14%.