В мае компания Dismart, системный интегратор и российский дистрибьютор мультимедийных решений корпорации Scala, совместно с израильской фирмой Minicom Advanced Systems провела конференцию “Технологии Indoor TV в России”, посвященную сравнительно новому для нашей страны направлению рекламно-информационных систем Digital Signage (DS).
Тенденции
По некоторым экспертным прогнозам (см. PC Week/RE, № 44/2007), объемы рекламных расходов в сегменте Digital Indoor (цифровая реклама внутри помещений) с использованием систем Digital Signage (DS) в нашей стране в этом году ожидаются на уровне 900 млн. руб., тогда как в прошлом составили 375 млн. руб. Катализатором развития рынка DS-систем является снижение цен на мониторы и видеопанели, а также на управляющее ПО. Так, в апреле компания Scala, один из ведущих игроков на рынке DS-систем, объявила о 20%-ном снижении цены лицензий на свое ПО Scala Infochannel. DS-системы, построенные на основе Scala Infochannel, позволяют отправлять мультимедийную рекламу по локальным и даже глобальным (неперегруженным) сетям на ТВ-экраны, плазменные панели, мониторы, сенсорные информационные киоски.
Сегодня, по оценкам экспертов, стоимость 1 тыс. контактов (через монитор DS-системы) с аудиторией составляет 1—5 долл., что существенно дешевле рекламы даже на региональном ТВ. Как отмечают в Dismart, эффективности DS-рекламы в общественных местах способствует и качественно иной (более восприимчивый к воздействию рекламы) настрой аудитории. На форуме приводились примеры, как с помощью DS-рекламы розничный магазин может повысить доходы, информируя посетителей о новых продуктах и одновременно дополнительно предоставляя интересную информацию в выделенной зоне того же экрана.
Судя по представленным на форуме данным, российский бизнес уже почувствовал, какой ощутимый эффект сулит ненавязчивая, умно сделанная и “привязанная” к месту, времени и конкретному человеку реклама. По мнению генерального директора Dismart Артура Рубановича, теперь следует ожидать стремительного развития контента для DS-систем, в том числе рекламного, но обязательно представляющего интерес для целевой аудитории.
Проекты: от мала до велика
На сегодняшний день в стране реализовано уже немало DS-систем. Самое крупное (на сегодняшний день) внедрение DS-систем на основе Scala Infochannel охватило сеть магазинов “Рамстор”, находящихся в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и ряде других городов. За время эксплуатации, по данным специалистов Dismart, была показана эффективность целевой рекламы у касс, где в часы пик скапливаются очереди — многие покупатели обращают внимание на информацию и рекламу, выводимую на дисплеи и довольно часто пользуются ею в дальнейшем.
DS-системы были также развернуты специалистами Dismart в трех торговых центрах МЕГА (250 экранов) и в торговом центре “Европарк” в Москве. Особенно сложным, по словам Артура Рубановича, для реализации стал проект в МЕГА в Теплом Стане: там требовалось объединить в сеть 113 экранов, расстояние между которыми на отдельных участках достигало 700 м (опыта выполнения подобных DS-проектов в России, по данным компании, не было). В активе этого интегратора также проект по созданию рекламно-информационных сетей, объединивших 110 экранов в 10 супермаркетах “Самохвал”, находящихся в Москве и Московской области.
Одним из интересных проектов (с точки зрения полученного опыта), хотя и не вполне удачным, по мнению г-на Рубановича, было внедрение DS-плейеров в маршрутных такси в подмосковных Мытищах. Однако первоначальную задумку — организовать управление DS-плейерами в движущемся транспорте через спутниковую GPS-сеть — реализовать не удалось, поскольку память клиентских компьютеров оказалась недостаточной. Система действует, но смену видеоконтента DS-плейера, установленного на автомобильном компьютере, приходится выполнять на автостостанции, связавшись с контент-менеджером через сеть Wi-Fi.
Другой экзотический проект по установке DS-системы с сенсорными дисплеями в Царицынском дворце осуществила фирма “Гольфстрим инжиниринг”.
Основными покупателями ПО Scala для построения DS-систем являются отечественные интеграторы. Среди делегатов форума нашлись и гиганты, рассчитывающие в ближайшее время расставить свои рекламно-информационные DS-сети во многих регионах страны. Так, в сентябре прошлого года московский интегратор IT Service Retail & Banking приобрел у Dismart порядка 800 лицензий на ПО Scala. По словам представителя этой компании, в настоящее время на основе ПО Scala IT Service реализует масштабный проект по оснащению видеопанелями почтовых отделений “Почты России” и “Связьинвеста”. В течение шести месяцев шло освоение и доработка DS-системы на базе ПО Scala с адаптацией к требованиям заказчиков. В рамках проекта специалистами компании были разработаны две системы: биллинга на основе формируемых Scala отчетов и мониторинга для предоставления отчетов клиентам. Сейчас проект находится на этапе тестирования. Запуск распределенной DS-системы ожидается в ближайшее время. К концу года планируется установить порядка 1000 видеопанелей в отделениях “Почты России” и 500 — в “Связьинвесте” на всей территории страны. Основной целью проекта на данном этапе является информационное обслуживание населения, но вместе с социально значимой информацией на панелях предполагается давать и рекламу. В дальнейшем намечается тиражирование данного решения для других заказчиков.
При этом для централизованного обслуживания DS-терминалов, устанавливаемых в отделениях “Почты России” и “Связьинвеста”, как ожидается, будут выделены всего два контент-менеджера, которые и будут управлять информационно-рекламными блоками. Г-н Рубанович подтвердил, что международный опыт диспетчеризации распределенной системы, построенной на основе ПО Scala, одновременно на сотнях объектов во многих случаях позволяет обойтись даже одним специалистом, в функции которого входит отслеживание работы системы в запланированном режиме, а также периодическая смена видеоблоков с информационно-рекламным контентом. Специалисты это объясняют исключительной простотой использования ПО Scala при распределенной архитектуре системы, что также подтвердили и участники форума, самостоятельно запустившие и эксплуатирующие такие системы, правда пока с небольшим (до десяти) числом DS-табло.
Суммы инвестиций в проекты не разглашаются. Артур Рубанович пояснил, что фиксированную цену на ПО Scala назвать невозможно, так как при каждой сделке выполняется не очень простой расчет стоимости. Однако, по словам директора одной из челябинских фирм, запустившей стартовый DS-проект, состоящий из шести мониторов (с намерением последующего масштабирования) и предназначенный для рекламы в крупных магазинах, на его реализацию потребовалось 700 тыс. руб., включая оборудование, ПО и монтажные работы. Для небольшой региональной фирмы такая сумма считается очень значительной. И все же малый бизнес сегодня идет на эти расходы, поскольку, по опыту компаний, уже внедривших подобные DS-проекты в разных городах страны, окупаемость инвестиций в проект составляет примерно год. Развертывание DS-системы осуществляется достаточно быстро (от месяца до трех) и во многих случаях без привлечения технических специалистов дистрибьютора или вендора: вопросы решаются по электронной почте или телефону.