Проект Open Screen этой фирмы вызывает вопросы и у разработчиков, и у аналитиков
Недавние шаги компании Adobe по раскрытию ряда форматов Flash вселили надежду на то, что пользователи смогут наконец работать на различных устройствах так же, как и на настольных системах. Вот только уровень открытости ее инструментария разработки был воспринят весьма неоднозначно.
В первый майский день Adobe анонсировала проект Open Screen, направленный на создание унифицированной среды реального времени для любых устройств и призванный облегчить переход на них пользователей настольных систем. Основу новой инициативы составили технологии Flash и Adobe AIR, что вызвало серьезный интерес специалистов. То, что фирма решилась отрыть свои разработки, прямо-таки поразило, скажем, Дайона Алмаэра, сооснователя Ajaxian.com и инженера Google, который часто сотрудничал с Adobe в ходе различных проектов, включая интеграцию Adobe AIR с Google Gear. “Эта новость меня сильно порадовала, — написал он в своем блоге 5 мая. — Как это здорово для Интернета! Если Flash войдет составной частью в Open Web, в победителях окажутся все. Вот только стоит углубиться в детали, и картина в корне меняется. Пока известно только, что станут открытыми бинарные форматы FLV/SWF/F4V и исчезнут ограничения на запуск этих кодов. Но фирма ничего не сказала об условиях лицензирования, а без этого такая открытость мало что дает”.
Сходные же мысли Алмаэр высказал и в интервью eWeek на предварительной встрече CommunityOne, которую Sun Microsystems провела в Сан-Франциско накануне ежегодной конференции JavaOne. “Adobe не более открыта сегодня, чем за день до своего громкого заявления, — уверен он. — Остается лишь надеяться, что ситуация очень скоро изменится и мы узнаем не только условия лицензирования, но и многое другое”.
Пока же Алмаэр призывает производителей к откровенности. “Нам нужна ясность, — говорит он. — Будьте честны с нами. Не скрывайте своих намерений. Ведь последствия скажутся и на нас. Я с гораздо большим удовольствием подключусь к тому проекту, за которым стоит несколько компаний, а не одна, пусть даже крупная, которая тем не менее сможет менять условия по собственной прихоти”.
В своем заявлении Adobe признала, что получила несколько запросов от разработчиков относительно условий лицензирования и сейчас рассматривает их.
Open Screen в число традиционных проектов с открытыми кодами не входит. Так, по крайней мере, считает Аль Хилва, возглавляющий в аналитической компании IDC программу исследования средств разработки приложений. “Эта инициатива очень многогранна”, — поясняет он. Анонсированный Adobe проект, по его мнению, можно разделить на три основные составляющие. Первая из них предполагает бóльшую открытость за счет публикации API и протокола, вторая нацелена на расширение поддержки партнеров, включая производителей мобильных телефонов, операторов связи и поставщиков контента, а третья предусматривает устранение лицензионных платежей и снятие ограничений.
Открытая Adobe
В рамках проекта Open Screen фирма собирается открыть доступ к технологии Adobe Flash, для чего намерена:
- снять ограничения на использование спецификаций SWF и FLV/F4V;
- опубликовать API переноса Adobe Flash Player на различные устройства;
- обнародовать протоколы Adobe Flash Cast и AMF для сервисов обработки данных;
- отказаться от оплаты лицензий и сделать бесплатными следующие версии Adobe Flash Player и Adobe AIR для устройств.
Партнерство же в области высоких технологий Хилва считает сродни политике. “Здесь всё определяют деньги, — уверен он. — И Adobe это прекрасно понимает, когда предлагает бесплатное лицензирование Flash для встраивания в различные устройства. Фирма просто захватывает хороший плацдарм для своей платформы. Сегодня всем хочется отхватить кусок от многомиллиардного мира карманных устройств. Их симбиоз с Интернетом, мультимедийными настольными системами и большими экранами может привести к тому, что количество копий ПО превзойдет численность всего населения нашей планеты”.
Впрочем, признает Хилва, до этого еще далеко, а потенциальные игроки сражаются за такие перспективы на других секторах рынка. Microsoft прокладывает себе путь через настольные системы с Silverlight и платформу Windows Embedded, ее соперница Google использует в этих целях Android, а Apple заманивает разработчиков на iPhone и iTouch. Свою игру ведут на этом же поле Nokia и Qualcomm. “Мы наблюдаем то, что можно назвать соревнованием, — констатирует Хилва. — Большинство партнеров, на которых нацелилась Adobe, продвигают собственные инициативы и платформы, а Flash рассматривают лишь как приложение для графики и Интернета, а не как универсальную платформу”.
Но такой подход обещает открыть совершенно новые перспективы для разработчиков. “Создатели приложений могут лишь приветствовать сокращение спектра платформ, на которых можно гармонично строить приложения для устройств с разным форм-фактором: настольных систем, Web-коммуникаторов, наладонников, — уверен Хилва. — Но битва за них только-только начинается, и разработчикам предстоит пережить очень интересные времена”.
А вот аналитик RedMonk Майкл Коут считает Flash Player мощным и вместе с тем совершенно реальным орудием такой борьбы. Эту технологию Adobe он ставит в один ряд с ее же виртуальной машиной Java. “Всюду, где используется Flash, у Adobe появляется шанс и лазейка на очередной рынок. Чтобы возникла новая популярная платформа разработки приложений, фирме достаточно сделать один маленький шаг — открыть код Flash Player”, — уверен Коут.
Создание как можно более унифицированной среды разработки приложений для ПК, мобильных и других устройств он называет “планами денди”. Вот только на данный момент Коут не видит у Adobe практически ни одной технологии, готовой к такому прорыву, а все происходящее напоминает ему скорее заявления о намерениях.
“Позицию фирмы можно, конечно, сейчас назвать “рынкотектурой”, но уже сделан важный шаг, — считает он. — Наблюдатели получили надежду, что их желания наконец-то обретут зримую форму в виде платформы разработки Adobe. Если к тому же вспомнить, что у фирмы есть подразделения PDF и Creative, то становится ясно: Adobe и ее “платформатизатор” Кевин Линч (главный инженер фирмы) связывают свое будущее с разработкой приложений. И отказываться от PDF и Creative совершенно не намерены. Более того, фирма всячески наращивает мощь своих исследовательских подразделений, которыми обзавелась главным образом после приобретения Macromedia”.
Так что, по мнению Коута, Adobe просто-напросто представила план своих дальнейших действий.