“Мы приняли решение об увеличении инвестиций в Россию более чем в два раза”, — заявил вице-президент Microsoft по направлению бизнес-приложений Dynamics Кирилл Татаринов, посетивший Москву в конце мая. Программа эта рассчитана на три года, но ни абсолютный объем направляемых на нее средств, ни целевые показатели объявлены не были. Судя по всему, есть две основные причины столь серьезного шага. Во-первых, напомнил Кирилл Татаринов, российский рынок ERP и CRM продолжает расти рекордными темпами и оставлять его без внимания было бы неразумно. А во-вторых, хотя этот тезис явно г-ном Татариновым и не высказывался, российское подразделение Microsoft Business Solutions (MBS), по-видимому, работает не столь эффективно, как хотелось бы руководству корпорации.
Не случайно, совсем недавно назначен новый глава московского офиса Microsoft Business Solutions. Им стал Владимир Водянов, занимавший ранее пост руководителя отдела российского представительства Microsoft по работе с финансовыми и розничными организациями. Да и содержание инвестиционной программы свидетельствует об этом весьма недвусмысленно. Планируется существенно укрепить партнерскую сеть за счет повышения компетенции входящих в нее компаний. С этой целью на базе одного из ведущих нынешних партнеров будет создан Центр развития партнерской сети, с помощью которого должны быть подготовлены команды, способные выполнять проекты в перспективных с точки зрения Microsoft рыночных нишах. К внедрению CRM-решений будут более широко привлекаться нынешние партнеры корпорации, специализирующиеся на ее инфраструктурном ПО. Особое внимание уделяется регионам: в каждом из федеральных округов теперь работает специальный представитель MBS. Всем российским партнерам предлагается освоить стандартную общекорпоративную методологию внедрения Sure Step, для чего нынешним летом будет выпущен перевод этого документа на русский язык. Когда я спросил Владимира Водянова о том, сколько новых партнеров предполагается привлечь в сеть MBS, он пояснил, что основное внимание будет уделяться не ее численности, а способности удовлетворять потребности в системах учета и управления в большинстве перспективных отраслей. По его мнению, для этого не обязательно наращивать число партнеров, можно делать ставку и на развитие отдельных особо успешных и компетентных компаний.
Вероятно, не все было благополучно и в области локализации бизнес-приложений семейства Dynamics. Ведь торжественно открытый Кириллом Татариновым московский Центр разработки MBS является, по сути, департаментом, отвечающим за то, чтобы все изменения российского законодательства и нормативной базы оперативно отражались в продуктах Dynamics AX, NAV и CRM. Его директором назначен Сергей Шведов, хорошо известный на нашем рынке в роли руководителя международного центра разработки компании Scala (до ее покупки концерном Epicor). Первой задачей новообразованного центра станет выпуск во второй половине года неоднократно откладывавшейся локализованной версии Dynamics NAV 5.1. Впоследствии, как надеется Сергей Шведов, им удастся выпускать локализованные версии для России одновременно с международными. Этому должно способствовать и увеличение численности данного подразделения с 31 до 50 сотрудников, которое произойдет в нынешнем году.
Наряду с мероприятиями, направленными, условно говоря, на более качественное и полное предложение решений MBS, предусмотрен ряд шагов и для того, чтобы стимулировать спрос. В их числе усиление маркетинговой активности, пропаганда сравнительно молодого бренда Dynamics и, пожалуй, самое существенное — расширение сотрудничества с вузами. К уже заключенным ранее 20 соглашениям такого рода в дни визита Кирилла Татаринова добавилось еще одно — с московской бизнес-школой “Мирбис”, готовящей менеджеров по программе MBA и включившей в свой учебный план лекционно-практические занятия, посвященные возможностям бизнес-приложений Microsoft Dynamics. На очереди Томский госуниверситет.
Впрочем, так ли уж плохи были дела у российского представительства MBS? Ведь судя по цифрам, представленным Кириллом Татариновым, поводов для беспокойства не очень много. Клиентская база за 2007 г. выросла на 20%, доходы на 48%, а по продукту Dynamics CRM так и вовсе на 90%. Но тут существенно, с чем сравнивать указанные показатели. Ведь общий доход Microsoft в нашей стране увеличился в прошлом году на 107% (самый быстрорастущий регион корпорации). Да и на рынке ERP-систем, как свидетельствуют цифры IDC, положение MBS не очень радужное. За последние годы компания “1С” не только вытеснила ее по объемам продаж на российском рынке с третьего места, но и продолжает наращивать свое преимущество (в 2006 г. “1С” и MBS контролировали соответственно 12 и 8%; см. PC Week/RE, № 31/2007; www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=83551). А поскольку на первых двух позициях уверенно обосновались SAP и Oracle, фокусирующие свое внимание на крупных заказчиках, третье место в рейтинге IDC фактически определяет лидера в сегменте СМБ. Удастся ли Microsoft с ее колоссальным опытом и финансовыми возможностями переломить эту тенденцию? Думается, предварительный ответ на сей вопрос мы получим не раньше чем через год.